Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные психологические новообразования




Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребёнка, т.е. от типа обучения и волевых качеств.

Развитие двух других психических функций зависит от развития мышления. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры, например 9 и 6. Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства - в основном цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста при соответствующем обучении появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко проследить при описании детьми картины.

Стадия восприятия рисунка в возрасте 2-5 лет - стадия перечисления, в 6-9 лет - стадия описания. Позже, после 9-11 лет, целостное описание картины дополняется логическим объяснением изображенных на них явлений и событий - стадия интерпретации. Несмотря на то, что в этот период большое значение имеет наглядно-образное мышление, непосредственно воспринимаемое ребенком уже не мешает ему рассуждать и делать правильные выводы. В 7-8 лет исчезают феномены Пиаже. И если раньше, в дошкольном возрасте, главным аргументом в отстаивании ребенком своего мнения было: "Я это видел", то теперь интеллектуальные операции позволяют ему судить о вещах без такой жесткой зависимости от наглядной ситуации. Память развивается в это время в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Развивается эйдетическая память - вид зрительной памяти человека, связанный со способностью точно, четко, без труда восстанавливать в памяти зрительные образы виденного. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. Но в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты,что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложней и больше по объему. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания.

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточно хорошо сформированной этой психической функции процесс обучения невозможен. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более

Современный Гуманитарный Университет


внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут; подростки - 40-45 минут; старшекласники - 45-50минут.

Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях - он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

Мотивационная сфера — ядро личности. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

Другие широкие социальные мотивы учения — долг, ответственность, необходимость получить образование ("быть грамотным"), как говорят дети, и т.п. — тоже осознаются учениками, придают определенный смысл их учебной работе. Но они остаются только "знаемыми"; вот отметка — реально действующий мотив; чтобы получить высокую отметку или похвалу, ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задания. Абстрактное для него понимание долга или далекая перспектива продолжить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебной работе не могут. Тем не менее социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника, у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных системах. Мотивация неуспевающих школьников специфична -она отличается от мотивации их благополучных сверстников. При наличии сильного мотива получения отметки и одобрения круг их социальных мотивов учения сужен, что обедняет мотивацию в целом. Некоторые социальные мотивы у них появляются к III классу.

Не менее яркие различия наблюдаются в области познавательных интересов. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считающихся одаренными, единицы. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Важный аспект познавательной мотивации — учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если в процессе обучения ребенок начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, научился чему-то, значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы. Если чувства компетентности - новый аспект самосознания - в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. Этот возраст называется еще отрочеством — время становления подлинной индивидуальности и самостоятельности в учебе и труде. И хотя линии психического и физиологического развития идут не параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает

Современный Гуманитарный Университет


трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особо важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжения головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, а такие перепады вызывают быструю смену физического состояния, а соответственно и настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем в относительно спокойный период времени буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму "гормональную бурю". Эмоциональная нестабильность усиливает полоролевую типизацию, сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Тем не менее, в этот период полоролевая типизация или идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Но ребенок может сочетать в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества.

Пример: девочки, планирующие себе в будущем профессиональную карьеру, часто обладают мужскими чертами характера и интересами, хотя одновременно могут иметь и чисто женские качества.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического "Я". Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес, худоба - все рассматривается, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

Известны случаи нервной анорексии: девочки, стремясь стать изящными как фотомодель, соблюдают строгую диету, а затем полностью отказываются от пищи, доводя себя до полного физического истощения. Подростков, страдающих таким своеобразным заболеванием, принудительно кормят и лечат в больницах.

Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить понимание и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающая ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.

На образ физического "Я" и самосознание в целом оказывает влияние темп полового развития и созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более выгодные и благоприятные возможности личностного развития.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Недаром он называется периодом "бури и натиска". Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много

Современный Гуманитарный Университет


изменений наблюдается в плане психического и личностного развития, формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка -личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной, единственным предметом и существом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самоотверженность, самопожертвование. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма.

Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяется формирующееся у него чувство взрослости и "Я-концепция".

Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах.

Например, еще совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплевывая через плечо. У него могут появиться сигареты и обязательно — новые выражения.

Еще пример. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплескивает на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.

Необходимо отметить, что внешний вид подростка часто становится источником недоразумений и конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодежная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Он может пережить отсутствие куртки такой же, как у всех в его компании, как трагедию. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют его социальной мимикрией.

Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется взрослая форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т.п.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания не лучшими, в принципе ребенку полезно пройти через такую школу новых отношений, научиться брать на себя разнообразные роли.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Это субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.

Чувство взрослости - особая форма самосознания. Оно не жестко связано с процессом полового созревания; можно сказать, что половое созревание не становится основным источником формирования чувства взрослости.

Чувство взрослости проявляется в желании подростка, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношении со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть, учебы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий и т.п., но зачастую и в помощи. Кроме того, проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового

Современный Гуманитарный Университет


возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется "Я-концепция" - система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно.

Пример. Предложим младшим школьникам и подросткам такую задачу: "У всех марсиан желтые ноги. У этого существа желтые ноги. Можно ли утверждать, что это - марсианин?" Младшие школьники или вообще не решат эту задачу - "Я не знаю", или приходят к решению образным путем - "Нет. У собак тоже бывают желтые ноги." Подросток не только дает правильный ответ, но и логически обосновывает его. Он приходит к выводу, что ответ был бы положительным только в том случае, если известно, что все существа с желтыми ногами -марсиане.

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки, рассуждая об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием.

Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения.

Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий. Вообще, фантазирует не только неудовлетворенный в этой жизни человек, это нормальное явление, а в подростковом возрасте много острых личных проблем; воображение в это время становится на службу бурной эмоциональной жизни. В свой мир фантазий и грез подросток не допускает никого, он может поделиться этой интимной информацией только с близким другом.

Но игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой жизненный путь. Смутные побуждения предстают перед ним в яркой образной форме.

Подробнее см. работы [4; 7; 11; 15].

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учеб. пособие. М., 1996.

7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

7.1. Биологические и психические особенности развития

Подросток стремительно вышел за рамки школьных интересов и, почувствовав себя взрослым, разными способами пытался приобщиться к жизни

Современный Гуманитарный Университет


старших. Но, приобретя гораздо большую, чем раньше, самостоятельность, он остался школьником, все еще зависящим от родителей. Остался он на уровне своей подростковой субкультуры. Фактически подростковый возраст -затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями вырастает. Новый возрастной этап - раннюю юность - считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

15 (14-16) лет—переходный период между подростковым и юношеским возрастом. Это время приходится на IX класс, если иметь в виду 11-летнюю общеобразовательную школу. В IX классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать - продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу, от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Это сама по себе достаточно сложная задача. Еще более она усложняется в наше время - переломный исторический период, когда рушатся выработанные предыдущими поколениями стереотипы, ценности, в частности, представления о значимости образования и престижности той или иной профессии.

Исследований, отражающих современный уровень личностного развития 15-летних детей и специфику решения ими жизненно важных задач, пока еще нет. Данные 80-х годов показывают, что далеко не все старшие подростки к концу IX класса (в то время VIII класса) могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжать обучение в школе. На это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения с учителями. Часть девятиклассников, не удовлетворенных своей невысокой успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им тоже не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасение. В это время усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе.

Если раньше подростки судили о себе категорично, достаточно прямолинейно, то теперь - более тонко. Появляются неопределенные, амбивалентные суждения типа: "У меня плохой характер, но он меня устраивает". "Я не хуже, но и не лучше других". Вырабатывается новая внутренняя позиция с защитными механизмами. В IX классе возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Дети чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как соперничество, угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают сильный страх,сильное волнение. Повышение такого уровня тревожности по сравнению с VIII классом вызвано, главным образом, особым положением выпускного класса, предстоящими впереди экзаменами, отбором в X класс и возможностью начать новый жизненный путь. Тревожность по этому поводу одинаково высока и у девочек и у мальчиков, тогда как раньше мальчики были менее тревожными.

В переходный период притупляется острота восприятия сверстников. Большой интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.

Будущая жизнь интересует девятиклассников, в первую очередь, с точки зрения самоактуализации, профессионализма. Они достаточно четко излагают свои представления о системе общественных отношений, о том, как вписывается в нее человек. Например: "У нас в стране свободный выбор специальностей.

Современный Гуманитарный Университет


Любой человек может после школы пойти в любой вуз или техникум, выбрать занятия по душе.Аесли выбрал, будь добр- работай с полной отдачей, используя свои знания."

Что касается межличностных отношений, отношений в семье, то они становятся менее значимыми. Именно этот план волновал подростков ранее. Их суждения были пристрастными, эмоционально насыщенными.

Пример из сочинения восьмиклассника: "Мужчина должен быть главой семьи во всем—приятно видеть мужчину, стоящего в очереди за фруктами и овощами". "Мужчины сейчас очень изменились. Сейчас для них существует только тахта, тапочки, телевизор. Ничего их не интересует. Они очень обленились, мужчину нельзя сравнить с женщиной. Он не готовит обедов, редко когда убирается,но зато часто ест".

Девятиклассники, поглощенные вопросами самоопределения личности, нейтрально, без особого интереса упоминают семейные роли: "хороший семьянин", "любящая жена и мать". Эта сторона жизни отступает у них на второй план.

Как протекает процесс психического развития в юности? Часто юность считается бурной, объединяясь в один период с подростковым возрастом. Поиск смысла жизни, своего места в этом мире может стать особенно напряженным.

Возникают новые проблемы социального порядка, интеллектуальной зрелости, удовлетворение которых станет возможным лишь в будущем, иногда внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими. Но не у всех детей этот период оказывается напряженным. Наоборот, некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Им не свойственны романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью; их радует спокойный, упорядоченный уклад жизни. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет. У них, как правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот. Тем не менее при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в психическом развитии. Дети менее самостоятельны, ригидны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко.

Встречаются еще два варианта развития. Это, во-первых, быстрые, скачкообразные изменения, которые благодаря высокому уровню саморегуляции хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Дети рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако при высокой произвольности, самодисциплине у них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера. Еще один вариант связан с особенно мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе и плохо себя понимают. Недостаточное развитие рефлексии,отсутствие глубокого самопознания здесь не компенсируются высокой произвольностью. Дети импульсивны, непоследовательны в поступках и отношениях, недостаточно ответственны. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего. Влившись во взрослую жизнь, они продолжают метаться и долго остаются неприкаянными.

Динамика психического развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего это особенности общения со значительными людьми, существенно

Современный Гуманитарный Университет


влияющие на процесс самоопределения. Уже в переходный от подросткового к юношескому период у детей возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.

При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста

- этапа эмансипации от взрослых - обычно восстанавливаются эмоциональные
контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. По
данным многочисленных опросов, проводившихся в России, старшеклассники
больше всего хотели бы видеть в родителях друзей и советчиков. Отвечая на
вопрос: "Чье понимание для вас важнее всего, независимо оттого, как фактически
понимает вас этот человек?" - большинство мальчиков на первый план поставили
родителей. Ответы девочек были противоречивые, но и для них родительское
понимание крайне важно. При ответе на вопрос: "С кем бы стал советоваться в
сложной житейской ситуации?" и мальчики и девочки на первое место поставили
мать, на втором месте у мальчиков оказался отец, а у девочек- друг(подруга).
При всем своем стремлении к самостоятельности дети нуждаются в жизненном
опыте и помощи старших; семья остается тем местом, где они себя чувствуют
наиболее спокойно и уверенно.

С родителями в это время в основном обсуждаются жизненные перспективы, главным образом профессиональные. С отцом уточняются важнейшие планы на будущее, намечаются способы достижения намеченных целей и, кроме того, анализируются трудности, связанные с учебой. Диапазон вопросов, обсуждаемых с матерью, шире: он включает, помимо планов на будущее, удовлетворенность ситуацией в школе и особенности жизни в семье. Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями,и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.

Старшеклассник относится к ближнему взрослому, как к идеалу, лидеру. В разных людях он ценит разные качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах - в области человеческих отношений, моральных норм, в разных видах деятельности. К ним он как бы примеривает свое идеальное "Я" - каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Как показал один из опросов, 70% старшеклассников "хотели бы быть такими людьми, как родители", 10% хотели бы походить на родителей "кое в чем".

Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация. Кроме того, в общении со взрослыми им совершенно незачем достигать глубокого самораскрытия, чувствовать реальную психологическую близость. Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в общении со сверстниками - общении "на равных".

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции.

Если к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру — к своим чувствам, мыслям, увлечениям, интересам. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками

- представителями противоположного пола (помимо вопросов проведения
свободного времени, о чем говорят и с наименее близкими друзьями).
Содержание такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспективы;
передаваемая друг другу информация достаточно секретна. Общение требует
взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на
отношении к другому, как к самому себе, в нем раскрывается собственное

Современный Гуманитарный Университет


реальное "Я". Оно поддерживает самопринятие, самоуважение.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически не насыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Юность считается привилегированным возрастом для дружбы,но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой. Как выяснилось при опросе, только 33% мальчиков из выпускных классов находят, "что настоящая дружба среди сверстников встречается часто".

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу. После наигранных, как правило, увлечений в подростковом возрасте (хотя и тогда могут быть очень серьезные исключения), может появиться первая настоящая влюбленность.

Старшеклассники, представляя себе, какими они будут в близкой уже взрослой жизни, ожидают прихода глубокого, яркого чувства. Юношеские мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время порой не совпадают потребности в самораскрытии, человеческой близости и чувственности, связанной с физическим взрослением.

Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражено у мальчиков. Влюбляясь, они, в общем-то, верно называют дружбой зарождающуюся привязанность, и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания эротизм.

Мальчики часто преувеличивают физические аспекты сексуальности,но некоторые пытаются от этого отгородиться. Обычно в таких случаях психологической защитой служат аскетизм или интеллектуализм. Вместо того, чтобы научиться контролировать проявления своей чувственности, они стремятся их полностью подавить:аскеты—потому,что чувственность "грязна", а интеллектуалы - потому, что она "неинтересна".

Старшеклассники так же, как и подростки, бывают слишком склонны подражать друг другу, самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых "побед". Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются и все остальные. Причем многие увлекаются одновременно одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).

Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определят важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек.

Для ранней юности характерно устремление в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Жизненный план - не то же самое, что подростковые туманные мечты о будущем. Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

Современный Гуманитарный Университет





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.