Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Концепция педагогических умений




Концепция педагогических умений.

Педагогическая позиция.

Педагогическое призвание.

Педагогическая направленность.

Требования к профессии типа «человек – человек».

Декабря 2011 г. Тема лекции: Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Лектор: Сысоева

 

1) хорошее самочувствие в ходе работы с людьми;

2) потребность в общении;

3) способности:

а) быстро понимать намерения и помыслы, настроения других людей;

б) быстро разбираться во взаимоотношениях людей;

4) хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей.

 

Профессионалу свойственны (Е.А. Климов):

- умение руководить и воспитывать;

- умение слушать и выслушивать;

- проектированный подход к человеку (относиться к личности как к «незавершенному рисунку»);

- человек всегда может стать лучше;

- душеведческая направленность ума;

- умение моделировать внутренний мир человека, а не приписывать собственный опыт.

 

Противопоказания к выбору профессии «Человек-человек»:

- замкнутость, погруженность в себя;

сегодня многие с этим не соглашаются. Интроверты более внимательны к личности воспитанника, больше внимания обращают на его успехи, плюс с опытом и временем накопленное начинает хорошо проявляться.

- медлительность, нерасторопность;

это действительно мешает организаторской работе педагога.

- дефекты речи, невыразительная речь;

не абсолютное препятствие.

- выраженные физические недостатки;

практика показывает, что это далеко не всегда реальное препятствие.

- равнодушие к людям, отсутствие бескорыстного интереса к человеку.

Это действительно препятствие.

 

Соответствие педагогической деятельности (И.А. Зимняя).

1) Пригодность

- Отсутствие противопоказаний к деятельности (тугоухость, косноязычие)

- Норма интеллектуального развития

- Норма развития коммуникативно-познавательной активности

- Положительный эмоциональный тон

2) Готовность

- направленность на профессию

- широкая и системная компетентность

- коммуникативная и дидактическая (желание поучать) потребности

- потребность в аффилиации (нравиться другим)

3) включаемость

- легкость и адекватность установления контакта

- умение следить за реакцией собеседника

- умения адекватно реагировать на собеседника

 

Свойства педагога (П.Ф. Каптерев, XIX век)

1) специальные

а) объективные (научная подготовка педагога)

б) субъективные (личный педагогический талант)

2) личностные

нравственно-волевые качества

волевые – умение подействовать, «заставить» что-то сделать

 

Структура профессионально необходимых свойств педагога (А.К. Маркова)

1) объективные характеристики

а) профессиональные знания и умения

б) психолого-педагогические знания и умения

2) субъективные характеристики

а) личные особенности, позиции, установки

 

Педагогическая направленность

 

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

 

Подходы к пониманию пед.направленности:

- эмоционально-ценностое отношение к профессии (Кузьмина, Маркова)

- как профессиональные качество или компонент педагогических способности (Митина, Сластенина)

- рефлексивное управление развитием учащихся (Кулюткина, Сухобская)

 

Сущность понятия «Пед.направленность»:

Маркова А.К.

– Мотивация к профессии педагога, главное в которой ориентация на развитие личности учащегося

- Устойчивая педагогическая направленность – стремление стать, быть и оставаться педагогом, несмотря на все трудности в работе.

Кузьмина:

- интерес и любовь к профессии

- потребность в педагогической деятельности

- стремление овладеть основами педагогического мастерства

3 вида пед.направленности:

- истинно педагогическая направленность – высшим мотивом является развитие другой личности;

- формально педагогическая направленность – ориентация на внешние стандарты, формализм – например, организую передачу информации;

- ложно педагогическая направленность – потребность в реализации собственной «самости».

 

И.В. Фастовец (ударение на «О») – виды пед.направленности:

- деловая (предметное содержание);

- индивидуалистическая (самосовершенствование);

- гуманистическая (общение).

 

Митина Л. Пед.направленность:

- профессионально значимое качество, которое занимается центральное место в структуре личности педагога и обуслвливает его индивидуальное и типическое своеобразие

- интегральная характеристика труда педагога, в которой выражается стремление педагога к росту и развитию в сфере пед.жизнедеятельности.

Структура пед.направленности по Митиной:

- на развитие учащегося

- на себя

- на предметную сторону профессии


Условия развития пед.направленности по Митиной

- осознание педагогом ведущего мотива собственного поведения, деятельности, общение и необходимость его изменения;

- динамика педагогической направленности определяется перестройкой его мотивационной структуры с предметной на гуманистическую.

 

Педагогическая направленность как совокупность личносных и профессиональных качеств (В.Сластенин)

- интерес и любовь…

 

Педагогическое призвание

- как склонность, вырастающая из осознания личностью своей способности к пед.деят-ти

 

Факторы, при которых оно приобретается:

- фундаментальная настроенность на профессию

- постоянная поисковая активность

 

Х. Ортега-и-Гассет: Среди различных образов своего бытия человек находит какой-то один – он то и составляет его подлинное бытие. И голос, зовущий его к этому подлинному битию, мы именуем «призвание».

Большинство лбдец стремится заглушить в себе этт голос, подменяя свое подлинное бытие ложной жизненной ориентацией…

….»

 

Роджерс К. «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы решил пойти в педагоги»

 

Педагогическая позиция – положение, которое мысленно занимает педагог по отношению к студентам и которое определяет его поведенческий выбор в момент взаимодействия с ними.

 

Пед.позиция – в ней проявляются:

- система ценностных установок

- отношение педагога к своему месту в пед.процессе

- убежденность в самоценности своей профессиональной деятельности.

 

Приоритеты преподавателя

- ориентация на содержание учебного материала;

- забота о соблюдении дисциплины;

- минимализация усилий в работе;

- ориентация на сотрудничество;

- стремление стать старшим товарищем для студентов.

 

Классификация пед.позиция А.А. Лобанова:

1) педагог – источник нужной и полезной информации

- активность в передаче информации и источников ее получения

- логичность, последовательность, продуманная наглядность

- интересный рассказчик

- в центре внимания не студенты, а сам процесс подачи учебного материала.

2) «педагог-надзиратель»

- все действия подчинены налаживанию дисциплину

- обучаемые должны четко следовать установкам преподавателя

- отвечать по указанию педагога

- не отвлекаться, внимательно следить за педагогом

- проявления инициативы наказумы

3) «педагог-заботливая наседка»

- стремится к подробному изложению материала

- подсказывает все возможные способы решения проблем

- низкая познавательная активность студентов

4) позиция невмешательства

- «вы мне не мешаете, я вам не мешаю»

- используются конспекты прошлых лет

- материал дается только из учебника

- задается несколько дежурных вопросов при контроле знаний

5) позиция «педагог – друг, товарищ, наставник»

- все действия направлены на принятие, понимание, поощрение учащихся;

- «безусловность нормы» - нельзя не работать

 

пед.позиция:

а) открытая – не скрывает своих намерение

б) закрытая – скрывает свои намерения

 

позиция дистанционно:

а) близкая

- теплые, дружеские

- могут перейти в фамильярные

б) далекая

- обращения по фамилии, «уважаемые», «милостивые государи»

в) рядом

«друзья», «коллеги»

 

1) на поиск смыслов

а) учимся понимать себя творчеству, самовыражению

б) проблемные ситуации, анализ реальных практических ситуаций

в) диалогичность

2) предметоцентризм

главное – основы научных знаний, развитие различных способов мышления

передача алгоритмов, ориентация на свой предмет

 

12.01.12

 

Иерархия НПА в сфере образования:

Конституция

Фз «Об образовании»

Типовое положение «об образовательном учреждении высшего профессионального образования»

 

На уровне конкретного образовательного учреждения

Устав ГОУ ВПО (Общие положения – общая форма, утвержденная Мин-вом, которая заполняется каждым вузом).

Локальные акты вуза: приказы, распоряжения, указания, протоколы, положения, правила, инструкции ит.д.

Трудовой договор.

 

Содержание образования определенных уровней и направленности определяют образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные)

а) дошкольное образование

б) начального

в) основного общего

г) среднего (полного) общего

2) профессиональные (основные и дополнительные)

а) начального

б) среднего профессионального

в) высшего профессионального

г) послевузовского профессионального образования

 

Профессиональные дополнительные образовательные программы (дело с ФАС, пока могут запретить выдачу дипломов)

- Преподаватель

- Преподаватель высшей школы

- Переводчик в сфере профессиональной коммуникации

- Стажировка, повышение квалификации, переподготовка, получение дополнительной квалификации.

 

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих:

- преемственных образовательных программ гос.образовательных стандартов (ГОС) различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

 

Соотношение высших учебных заведений по количеству студентов:

Менее 1000 студентов = 40,3…

 

Все вузы делятся на группы:

1) государственные (учредитель – Минобрнауки РФ) и негосударственные

2) аккредитованные и неаккредитованные (не имеют права выдавать дипломы государственного образца)

 

Университет, академия, институт (см. определения)

 

Формы образования:

- очная (не менее 50% аудиторной нагрузки)

- очно-заочная (20%)

- заочная (10%)

различие заключается в объеме аудиторной нагрузки, особенности орг-и учебного процесса (консультации, методическое обеспечение).

 

 

Регламентация и оценка деятельности вуза:

1) лицензия – право на ведение образовательной деятельности

а) наличие площадей

б) качество проф-пед состава

в) наличие учебников

2) аккредитация (свидетельство) – право на выдачу диплома (т.е. подтверждение качества)

диплом негосударственного образца – нет права занимать должности на гос.службе и т.д.

 

гос.обр.стандарт – утвержденный гос.органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требования к содержанию образования определенного уровня.

 

3 поколения стандартов:

- 1994 г – первого поколения – до этого были типовые учебные планы (с четким планом, четким кол-вом часов и т.д.). в 1994 г. появились гос.стандарты (тоже единообразные), но появились специализации

- 2000 год – второго поколения – в стандартах появилась федеральная часть (70%), вузовская, или региональная (30%). При одном образовательном стандарте появились разные образовательные программы.

Недостатки:

1) сохранение на информационную знаниевую модель профессионального образования

2) сохранение отрыва от

3)

- 2009 год – третьего поколения – все новоеJ

 

Квалификация…

обучение основывалось на зуновском подходе.

 

Основаная обазовательная программа обеспечивает …реализацию гос.обр.стандарта

Включает в себя

- концепцию

- комплекс программ учебных дисциплин

- программ проактики

- материалов аттестации

- методическую документацию, обеспечивающую их реализацию

Полезные ссылки:

www.nica.ru - НПА+ссылки

obrnadzor.ru

umomsu.ru – сайт учебно-методических объединений при МГУ (про компетенции)

fgosvpo.ru – НПА в сфере модернизации образования

 

Занятие у Солововой № 2. 26.01.2012

 

Очная – не более 54 ч ауд.часов

У вечерников (там, где осталось) –

Экстернат…

 

Поступление в вузы:

2 волны поступления – с 15 июня по 15 июля

т.е. можно подавать в 5 вузов на 3 специальности

раньше вне конкурса: 1) дети-сироты без попечения род-й

2) дети инв-ды 1,2 групп

3) гр-не в возрасте до 20 лет имеющие одного родителя, он инвалид и подушевой доход меньше минимума.

Раньше еще военнослужащие, теперь просто преимущества при равных баллах им. 4) победители олимпиад всероссийских – только один раз, межрег.и коммандных олимпиад – как 100 баллов по ЕГЭ

5)целевики – только 15% от набора и только один раз можно реализовать это право.

 

Раньше 2-й раз можно было получить бесплатно высшее образование по направлению органов занятости, если не можешь работать по 1-й в связи с полученными на ней травмами и т.п. сейчас вроде тоже можно.

 

Образовательные права:

1) непосредственные – связанные с образование непосредственно: право на обучение в соответствии со стандартом, на экстернат, на пользование библиотекой и т.п.

запрещается склонение во вступление в общественные и политические объединения; к труду, не предусмотренному образовательной программой.

2) опосредованные – стипендиальное, общежитие, льготы по проезду, отпуск для обучения

 

поступать могут не только граждане РФ, но и СНГ и иностранные граждане (в пределах квот).

Вне конкурса – если подпали под программу переселения с одной территории на другую.

1 февраля – все обязаны вывесить на сайтах программу вступительных.

Цифры приема – бюджетный (в том числе целевое, инвалиды)

 

Отпуска студентов и аспирантов-заочников:

1-е гг. – 40 дней

2,3 – 50 дней.

Для подготовки работы – 4 мес

Для итоговых экзаменов – 1 мес

Без сохранения зарплаты – 15 дней календарных.

 

На очном – в течение 1 года 15 дней календарных без оплаты.

 

Второе высшее:

Ускоренное – экстернат (т.е. индивидуальное).

Второе высшее – сокращенное!

- на базе СПО (т.е. если закончил профильных техникум)

- если получил первое высшее (перезачитываются - часть - и переаттестовываются - полностью).

Сейчас от 2,5 до 3,5 лет.

 

Право на отсрочку:

- только в аккредитованных вузах;

- если вуз лишается аккредитации, а вы на 5-м курсе, то вуз обязан обеспечить перевод в другой вуз.

1 раз можно воспользоваться академотпуском.

Если отчислен за нарушение устава, то право на восстановление утрачивается (восстановиться можно 1 раз).

 

Стипендия – 3 типов:

- социальная

- базовая

- типа дополнительнойJ там что-то новоеJ

 

Управление вузом. Профессионально-квалификационные группы сотрудников вуза.

Устав и коллективный договор – на уровне вуза.

Главный управляющий орган вуза – собрание (конференция) трудового коллектива – утверждает трудовой договор – делегированы должны быть 25 % + …

Ученый совет вуза – им принимаются все нормативные положения (ректор, проректора, деканы и ведущие профессора, представители попечительских органов и руководители всех структурных подразделений). Избираются заведующие кафедр, доценты, профессора.

Ректор – избирается на собрании трудового коллектива. Ректором может быть чел. до 65 лет, в редких случаях его полномочия могут быть продлены до 70 лет. Для зав.каф.и деканов возрастных органичений нет. Затем утверждает минобр.

Проректора – назначаются ректором на срок действия его полномочий. Не может быть 2 проректоров с одного факультета.

Деканы – выдвигаются на факультетах. Раньше – это общественная нагрузка, теперь – отдельная должность (т.е. это может быть вообще постороннее для учебного процесса лицо).

Заведующие кафедр – выдвигаются на кафедре. На 5 лет. Обязательно должны иметь профильное образование.

Снять могут: - по собственному желанию; - если признали работе неудовлетворительной.

Если вместо этого институты, то директора институтов назначаются ректором.

 

Педагогические работники;

Учебно-вспомогательный персонал (диспетчеры, методисты);

Технический персонал (повара, уборщицы).

 

Допуск к пед.работе:

- лица с профильным образованием;

- пед.деят-ть не должна быть запрещена по мед.показаниям (нет туберкулеза, кожных заболеваний), если не признан недееспособным, если деятельность запрещена приговором суда.

Сейчас в проекте Закона об образовании:

1) нужно будет иметь обязательно педагогическое образование;

2) обязательно профильное образование – либо хотя бы не менее 500 ч курсов

уволить можно:

1) если произведено грубое нарушение Устава;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием на обучаемыми – с письменного заявления «потерпевших»;

3) за прогулы.

 

Профессорско-преподавательский состав:

1) ассистенты

2) преподаватели (на кафедрах ино и физ-ры)

3) старшие преподаватели

4) доценты

5) профессора.

Это все должности!

 

Научные степени:

1) к.н.

2) д.н.

 

Ученые звания:

1) доцент

2) профессор

 

для получения ученого звания:

1) доцента

- либо к.ю.н., либо д.н.

- 3 статьи за последние 3 года в ВАК

- 3 методички

- учебное пособие без соавторов, либо с соавторами, но с грифом

- стаж работы – не менее 5 лет,

- общий стаж – не менее 5 лет.

Можно подавать без к.н., но тогда не менее 10 лет стажа и 3 учебных пособия.

2) профессор

- доктор

- стаж не менее 10 лет, в должности проф – не менее 5 лет

- 3 статьи

- 3 методички

- пособие

- монография

- 2 аспиранта, не обязательно защищенных

- может подавать к.ю.н., но стаж… все больше.

 

Звания могут быть по кафедре (на всю жизнь) и по научной специальности (если чел-к работает в научном заведении – его присуждает научный совет и утверждает ВАК).

 

В вузах распространены 3 типа различных типа трудовых соглашений:

1) по срочному трудовому договору – на 1 учебный год (с 1 сентября по 31 июня). Стаж 10 мес.

При замещении декретников, временная нагрузка и т.п.

2) бессрочные – для профессорско-преп.состава. По конкурсу. Не более 5 лет. 1 раз в 5 лет проходить конкурс.

3) «почасовиком» - на 20, 30 ч. (т.е. для прочтения одного курса).

 

Увольнение допускается только по истечении учебного года.

 

Лекция 2 февраля (опоздала на 25 мин)

 

Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющий своей целью развитие обучаемых и формирование у них общей ориентировочной основы конкретной деятельности. Т.е. преподаватель осуществляет преподавание (вид деятельности), а студент – обучение (вид деятельности). Это определения Бабанского.

Содержание образования - специально отобранное и признанное обществом или государством система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.

Образование – конечный результат, к которому стремится учебное заведение и уровень достижений, выражающихся в знаниях, умениях, навыках, личностных качествах и компетенциях.

Дидактика высшей школы решает следующие проблемы:

1) обоснование специфических целей высшего образования (формирование мобильности, гибкости, формирование трансферности (работа в разных сферах));

2) обоснование социальных функций высшей школы

3) обоснование содержания образования

4) научное обоснование способов конструирования педагогического процесса в высшей школе и осуществления учебной деятельности

5) определение оптимальных путей, выбор методов, форм, технологий обучения

Учебный процесс – совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует, стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и оценивает ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности. Т.е. две категории основные – преподавание и обучение.

 

Концепция Лернера.

Основные элементы содержания обучения:

1) знания

2) установленные и выведенные в опыте способы деятельности

3) опыт творчества

4) эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и реальной действительности, в том числе и отношение к другим людям, самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности

Процесс обучения – целенаправленный социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе освоения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Учебный процесс – цепь учебных ситуаций, познавательным ядром которых являются учебные задачи, а содержанием – совместная деятельность педагога и обучаемых по решению задачи с привлечением разнообразных средств познания и способов обучения.

Для эффективности учебного процесса он должен строиться на определенных принципах (Скаткин):

1) научности

2) наглядности (в современном обществе – визуализации)

3) связи теории с практикой

4) системности представления материала

5) фундаментальности (для университета) – просто, не Скаткин, дальше современные просто:

6) самопознания, самообучения – сегодня

7) универсальности, трансфертности

8) социальной ответственности

9) профессиональной мобильности

10) принцип проблемности

 

Методы обучения

(по Харламову) – способы обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности студента, направленные на решение учебно-познавательных задач

В общей дидактике (Лернер, Скаткин) - 5 методов:

1) объяснительно-иллюстративный

2) репродуктивный (обучаемый выполняет действие по заданному образцу)

3) метод проблемного изложения

4) частично-поисковый (эвристический) метод – поиск решения задач

5) исследовательский

 

организационные формы обучения: лекция, семинар, лабораторное занятие, практическое занятие…

 

1) выбор эффективной формы обучения

2) установление места и роли самостоятельной работы

 

Домашнее задание (в письменном виде):

на сайте университета в рубрике «Переход на двухуровневую систему» из Стандартов выбрать 3 компетенции (с чем имели дело) – выбрать на каждый активный метод обучения на каждую, чтоб он еще мог быть средством оценки.

Активные методы: деловая игра, круглый стол, мозговой штурм, дебаты, дискуссия, ролевая игра, симпозиум.

 

Гипотезы:

1) одной из эффективных средств – лекция – позволяет систематизировать фунд.знания, передача опыта, вариативна, можно включать и активные элементы. Последовательное потребление информации.

2) эвристическая беседа – повышается мотивация, творчество, самостоятельность высокая, проявляется социальная ответственность (возможно обсуждение морально-этических проблем), развитие коммуникативных навыков

3) дискуссия – самостоятельность, формирование компетенций

4) ролевая игра – активация познавательной деятельности, качественное усвоение информации в силу вовлеченности, возможность использования технических средств

5) семинар проблемный – активизируется самостоятельная, познавательная деятельность студента, обмен, навыки ораторские, обсуждение (коллектив).

6) практическое занятие – самостоятельность самая высокая (90%). Заранее готовится, систематизирует информацию..

7) круглый стол – работа в команде (развитие коллективизма), самостоятельность, творчество

8) видеоконференция – вовлекаются участники с удаленных территорий, обмен опытом, минимум времени, 40-50% самостоятельной работы

9) консультация с научным руководителем – исследовательская составляющая, общение, можно включить мозговой штурм, наиболее активная мотивация

10) дискуссия – на основе фильма (с интерактивными методами)

 

Группа №2.

1) лекция-тезис: обсуждение определенного тезиса, затем обсуждение, т.е. тезисно основная информация, передаваемая преподавателем, остальное – обсуждение, совместный поиск.

2) Лекция-семинар: тема, которую лектор освещает кратко, студенты дополняют (заранее готовят)

3) Лекция наоборот (т.е. сами студенты читают лекцию своим одногруппникам)

4) Совместное решение проблемы – обсуждение новой информации

5) Самопроверка коллоквиума – студенты проверяют друг друга, а преподаватель наблюдает – экономия сил и времени преподавателя

6) Исследовательская лабораторная работа – не шаблонная, а решение реальной проблемы, повышение самостоятельности

7) Ролевая игра –

8) Семинар-конфронтация – студенты делятся на 2 группы и им даются противоположные задачи (по сути, вид дискуссии или деловой игры)

9) Семинар с приглашенными специалистами-сугубо практиками (знакомство с ситуацией реальной, обмен информацией о нуждах производства и о предложениях студентов)

10) Проектная деятельность – решение конкретной проблемы

 

Группа №3.

Некоторые лекции - авторские курсы – не нужно злоупотреблять интерактивными методами, достаточно общения и передачи содержания исследования автора.

 

Оценивать группы и отдельные тезисы.

 

9 февраля – занятие практического плана, лекции не было.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.258 сек.