Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика семейной политики и демографии в России

Какие используются количественные методы в педагогике?

Качество — это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является. Количество определяет размеры, отождествляется с мерой, числом.

Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое — для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе — для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются.

Статистический метод содержит следующие конкретные методики.

Регистрация — выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию

данного качества.

Ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

Шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основных градацииизмерительных шкал:

· шкалы наименований (или номинальные);

· шкалы порядка (или ранговые);

· интервальные шкалы;

· шкалы отношений.

Все более мощным преобразующим средством педагогических исследований становится моделирование. Научная модель — это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования – целостность представления информации.

Моделирование успешно применяется для решения следующих важных задач:

· оптимизации структуры учебного процесса

· улучшения планирования учебного процесса;

· управления познавательной деятельностью, учебно-воспитательным процессом;

· диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

Для того чтобы лучше понять воспитательный потенциал семьи, необ­ходимо знать тип семьи. Существуют различные классификации типов се­мей. В зависимости от структуры родственных связей выделяется простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется другой тип — расширенная, или сложная семья. Она включает в себя три и более по­коления, живущих вместе и связанных общим хозяйством. Важным осно­ванием для выделения типа семьи является также наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью, в состав которой входят оба супруга, и неполную семью, в которой один из супругов отсутствует.

Существует классификация семей не только по составу, но и по харак­теру взаимоотношений в них. Ю. П. Азаров делит семьи на три типа: иде­альная, средняя, негативная. М. И. Буянов различает такие типы семьи: гар­моничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные, в которых имеются явные недостатки в воспитании.

Вместо абстрактного противопоставления «благополучных» и «неблаго­получных» семей социологи и криминологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом. Г. М. Миньковский выделяет по этому при­знаку 10 типов семей:

1) воспитательно сильные;

2) воспитательно устойчивые;

3) воспитательно неустойчивые;

4) воспитательно слабые с утратой контакта с детьми и контроля над
ними:

5) воспитательно слабые с постоянной конфликтной атмосферой;

6) воспитательно слабые с агрессивно-негативной атмосферой;

7) маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией;

8) правонарушительские;

9) преступные;

10) психически отягощенные.

В семьях первого типа, доля которых во всем контингенте обследован­ных Г. М. Миньковским семей составляет 15—20%, воспитательная обста­новка близка к оптимальной. Главный ее признак — высокая нравственная атмосфера в семье. Это важнее, чем формальная полная семья, хотя веро­ятность противоправного поведения детей из неполных семей в 2—3 раза выше, чем из семей с обычной структурой.

Второй тип семьи (35—40% выборки) создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье трудности и недо­статки преодолеваются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы.

Для третьего типа семьи (10% выборки) характерна неправильная педа­гогическая позиция родителей, которая тем не менее выравнивается благода­ря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи.

Четвертый тип (15—20% выборки) объединяет семьи, где родители по разным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами.

Остальные типы семей (10—15% выборки) являются с социально-педа­гогической точки зрения отрицательными, а зачастую и криминогенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обста­новке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных се­мьях, в 4—5 раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9—10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80% преступлений, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нор­мальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспро­изводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества.

В 90-х гг. наметилась тенденция роста социально неблагополучных се­мей. Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны:

экономические (прожиточный уровень ниже черты бедности; низкий
уровень заработной платы или ее невыплата; безработица и др.);

асоциальные ('алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркома­ния, проституция);

психологические ('жестокость, агрессивность, ревность, супружеская
неверность, жадность, неуравновешенность характеров);

медицинские (хронические инфекционные и венерические заболева­ния, психические и сексуальные отклонения и т. д.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Какие существуют методы изучения коллективных явлений? | Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.