Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат

Тема 1.1 Образование как социокультурный феномен.

Тема 1.1 Образование как социокультурный феномен.

Система образования Республики Беларусь

Образование есть не что иное, как культура индивида. Образование по существу своему не может быть никогда завершено.

С.И. Гессен

 

Требования к компетентности по теме:

  • знать и уметь раскрывать сущность образования как общечеловеческой ценности, процесса, системы и результата;
  • знать различные образовательные парадигмы и уметь обосновывать правомерность их реализации в педагогической практике и при решении педагогических проблем;
  • знать и уметь характеризовать основные законы и институты системы образования Республики Беларусь;
  • знать сущность непрерывного образования, самообразования как средств развития личности, уметь осуществлять их в условиях образовательной среды вуза.

 

Система образования Республики Беларусь

Основные вопросы:

 

1.Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат.

2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества.

3 Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь.

4. Общеобразовательная школа в системе общего среднего образования

5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности.

Рекомендуемая литература

1 Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. – С. 29-31; С. 62-78.

2 Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Hk1100243. – Дата доступа: 29.08.2011. или

КодексРеспублики Беларусь об образовании [от 13 января 2011 года]: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года: одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года. -- Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь,2011. -- 400 с.

3 Латыш, Н.И. Образование на рубеже веков / Н.И. Латыш. – Минск: НИО, 2000. – Гл. I, II, III.

4 Общие основы педагогической профессии: учеб. пособие / авт.- сост. И. И. Цыркун [и др.]. – Минск: Изд-во БГПУ, 2005. – 195 с.

5 Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Минск: Аверсэв., 2003. – С. 47-50; С.63-88; С. 99-120., С. 226-237.

6. Сравнительный анализ развития образования в регионах Республики Беларусь по стоянию на начало 2010/2011 учебного года / Режим доступа: http://www.giac.unibel.by/ru/main.aspx?guid=16281. - Дата доступа: 31.08.2011.

7 Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск: Універсітэцкае, 2000. – С. 505-516.

О бщество не может развиваться без передачи культурно-исторического (производственного, научного и т.п.) опыта от старшего поколения к младшему. Образование как социальное и педагогическое явление является таким же древним, как само человечество. Многие века этот процесс протекал как естественный. Накопление социального опыта на определенном этапе развития человечества (в поздний период рабовладельческого строя) привело к возникновению потребности в людях, специально занимающихся воспитанием и обучением детей. Появились учебные заведения, в которых осуществлялось образование подрастающего поколения. С возникновением государства появляются органы, определяющие цели и характер образовательной политики, пути ее осуществления. Процесс передачи культурно-исторического опыта становится необходимым и целенаправленным. Образование приобретает общественную функцию и становится особой сферой социальной жизни. Под воздействием социальной среды происходит социализация личности. Социализацияэто процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека окружающей среды, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых обществом условий, то есть образования.

Понятие «образование» этимологически связано с понятием «культура» (лат. cultura - возделывание, образование, воспитание, развитие, почитание). С учетом этого образование – есть индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной целостной системы обучения и воспитания (В.И. Андреев). Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет следующие социокультурные функции (по Н.В. Бордовской):

1. Образование – способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества. Это процесс трансляции культурно-оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм (норм морали и поведения, правил общения и т.п.) общественной жизни.

2. Образование – это способ социализации личности и преемственности поколений. Одна из главных задач образования состоит в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека.

3. Образование – есть механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования состоит в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В то же время в рамках системы образования происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование является ускорителем процесса развития как отдельной личности, так и общества в целом.

Все вышеназванные функции можно свести к двум основным: 1) воспроизводства культурно-исторического опыта человечества; 2) развития личности и общества.

Образование - сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов. В настоящее время рассматривают:

· Образование как систему – совокупность учреждений образования и других субъектов образовательных отношений, государственных органов управления образованием, а также образовательных стандартов и образовательных программ.

· образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) - освоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру;

· образование как результат обучения и воспитания - достигнутый уровень в освоении знаний, умения, навыков, опыта деятельности и отношений.

Современное понимание образования представлено также в Кодексе Республики Беларусь об образовании (13.01.2011 г.): «Образование — обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося» (ст.1)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Семейное воспитание и семейное право | Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.