КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интеграционные процессы в странах Азии
Лекция 11. Интеграционные, поликультурные, миграционные процессы в странах Азии.
1. Интеграционные процессы в странах Азии 2. Противоречия и конфликты в азиатских странах
Интеграционные процессы, происходящие в Азии, очень разнообразны и развиваются в рамках региональных организаций Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Была образована в Бангкоке 9 августа 1967 г. с подписанием «Декларации АСЕАН» («Бангкокская декларация») Включает 10 государств: Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Договорное оформление АСЕАН произошло в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который проходит ежегодно В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД) Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов Постоянный Секретариат расположен в Джакарте (Индонезия) и возглавляется Генеральным секретарём (Сурин Питсуван, Таиланд) Также работа ведется в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН. В соответствии с Бангкокской декларацией, целями АСЕАН являются: ускорение экономического, социального и культурного развития стран-членов установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН Принципы отношений стран-членов АСЕАН: 1. взаимное уважение независимости, суверенитета, равенства, территориальной целостности и национальной идентичности каждой нации, 2. право на невмешательство во внутренние дела государства, 3. отказ от методов принуждения в международных отношениях, 4. разрешение конфликтов мирным путём. В 1995 г. подписан Бангкокский договор о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия В 2001 г. в Брунее принята Декларация о совместных действиях по противодействию терроризму Асеановский региональный форум (АРФ) был создан в 1994 г. Встречи проводятся ежегодно в одной из столиц АСЕАН Целями АРФ являются: 1) стимулирование конструктивных диалога и консультаций по вопросам политики и безопасности; 2) создание весомого вклада в усилия, направленные на создание доверительных отношений и превентивной дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В рамках этого АРФ существуют две «дорожки»: по первой диалог ведётся на официальном межправительственном уровне, а по второй – между независимыми предпринимательскими организациями и академическими кругами В АРФ участвуют, кроме стран-членов АСЕАН, Австралия, Бангладеш, Восточный Тимор, Евросоюз, Индия, Канада, КНДР, КНР, Монголия, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Пакистан, Республика Корея, Россия, США. Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества, (СААРК) Экономико-политическая организация 8 стран в Южной Азии По численности населения является самой крупной региональной организацией, насчитывая почти 1,5 млрд жителей Была образована в декабре 1985 г. государствами Бангладеш, Бутан, Мальдивы, Непал, Пакистан, Индия и Шри Ланка для обеспечения сотрудничества в социально-экономической сфере В апреле 2007 г. на 14-м саммите СААРК в качестве восьмого участника к организации присоединился Афганистан. Штаб-квартира находится в Катманду (Непал) Генеральный секретарь СААРК с марта 2012 г. Ахмед Салим (Мальдивы) Основная задача СААРК состоит в ускорении процесса экономического и социального развития государств-членов В 2006 году вступило в силу Соглашение о свободной торговле в Южной Азии Комплексная региональная программа действий включает в себя: Помощь в развитии сельского хозяйства и сельских районов Развитие здравоохранения и мероприятия в области народонаселения Охрана окружающей среды Развитие науки, технологии и метеорологии Развитие транспорта. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — форум 21 страны АТР для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений Образована в 1989 г. в Канберре по инициативе Австралии и Новой Зеландии Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества В странах-членах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли. В АТЭС принят термин участвующие экономики, а не страны-участники АТЭС включает Австралию, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезию, Канаду, КНР, Республику Корею, Малайзию, Мексику, Новую Зеландию, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россию, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Японию Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия АТЭС образовано как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 г. главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности С большой периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики. В качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 г. в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010 году Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий Последний Саммит прошел в 2012 г. во Владивостоке Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах АТР, особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами Тихоокеанского кольца и Европой. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 г. участники переименовали организацию в ШОС Наблюдателями в ШОС являются Индия, Иран, Монголия и Пакистан, а в статусе "партнера по диалогу" выступают Шри-Ланка и Белоруссия Её совокупный демографический потенциал — четвёртая часть населения планеты (общая численность населения стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества: 1 млрд. 455 млн. человек), а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику Главными задачами ШОС являются 1. укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, 2. борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, 3. развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. Последний саммит ШОС состоялся в июне 2012 г. в Пекине Генеральным секретарем ШОС избран Д. Мезенцев По итогам форума подписано 10 документов и принята итоговая декларация по ситуации на Ближнем Востоке Турции был предоставлен статус «партнера по диалогу» Афганистан получил статус наблюдателя Для РФ ШОС важна в первую очередь как инструмент поддержания безопасности в Центральной Азии Для Китая не менее важно экономическое освоение этого региона Цементирующим фактором ШОС является нежелание стран Центральной Азии, а также России и Китая принимать политику, навязываемую администрацией США, активная экономическая и политическая экспансия которой не отвечает интересам данных стран Китай, Пакистан, Иран и Индия не в последнюю очередь рассматривают ШОС как инструмент противодействия американскому военному присутствию в данном регионе, что, несомненно, составляет угрозу безопасности этих стран Есть ряд вопросов, по которым наблюдаются противоречия в политике членов ШОС Расхождения политических и экономических интересов РФ и КНР. КНР, рассматривая страны ШОС как перспективный рынок сбыта, считает, что приоритеты ШОС между антитеррористической и экономической деятельностью должны делиться поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации РФ, напротив, настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с проявлениями «трёх зол»: терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом и, опасаясь установления экономической гегемонии КНР в постсоветской Азии, предпринимает усилия для того, чтобы сдерживать предложения Пекина по интенсификации экономического сотрудничества в рамках ШОС. Китай во внешней политике на первый план ставит исторические территориальные проблемы, выходящие за рамки ШОС, — объединение с Тайванем, для чего ему необходимо достичь соглашения о невмешательстве со стороны США Россия стремится к более тесной интеграции на основе делегирования части суверенитета государств региона наднациональным органам (ОДКБ, ЕврАзЭС), Китай же не намерен делить суверенитет ни с кем другим РФ рассматривает экономическую интеграцию в зоне ШОС как более отдалённую цель, тогда как в настоящее время речь может идти только об отдельных субрегиональных интеграционных проектах между двумя или тремя странами с сопоставимыми экономиками КНР же настаивает на создании единого интеграционного пространства в рамках ШОС уже в ближайшее время. Снятие торговых барьеров между странами ШОС создаст благоприятные условия для резкого увеличения предложения китайских товаров и откроет перед Центральной Азией перспективу стать придатком китайской экономики Китай, идя на контакт с Россией, в первую очередь стремится разыграть в своих целях „российскую карту“, но не заинтересован в расширении российского политического влияния в АТР Но ежегодные встречи глав государств ШОС и двусторонние контакты на высшем уровне демонстрируют стремление и российской, и китайской стороны к взаимодействию в ряде ключевых сфер в политике и экономике в АТР и за его пределами. Откладывая расширение на неопределённый срок, члены ШОС опасаются попыток «размыва» организации и, как результат, уменьшения ее «веса» в мировом сообществе Во-вторых, вхождение в ШОС Индии и Пакистана может снизить эффективность ее работы, поскольку внешнеполитические интересы этих стран существенно расходятся В-третьих, вступление Ирана на фоне обострения ситуации вокруг иранской ядерной программы может позиционировать ШОС как блоковое объединение и стать причиной ухудшения отношений с Европой и США, сотрудничеством с которыми дорожат Индия и Китай Руководители Китая и Узбекистана изъявили намерение поспособствовать вступлению в ШОС Пакистана Некоторые страны ШОС одобряют возможность присоединиться к организации Индии. Деятельность Региональной антитеррористической структуры (РАТС ШОС) уже приносит свои плоды В результате деятельности РАТС на территории ШОС было предотвращено более 450 терактов, 15 главарей террористических организаций были задержаны или уничтожены спецслужбами стран Организации, ещё 400 находятся в розыске Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве стран ШОС 2007 г. может сыграть весьма важную роль в становлении новой системы мировой политики, нового миропорядка, более справедливого, менее чреватого острыми кризисам, чем та, которая возникла после распада биполярной системы, когда доминирующей силой попыталась стать единственная оставшаяся сверхдержава — США. ШОС изначально создавалась с целью совместной защиты границ соседних государств С момента основания организации странами-участницами было проведено несколько совместных антитеррористических учений Главы правительств стран — членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли в ШОС, а в краткосрочной перспективе — увеличение потока товаров в регионе Сотрудничество должно охватывать области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций, защиты окружающей среды и др. ШОС – хороший канал для реального взаимодействия между Востоком и Западом Шанхайская организация сотрудничества, в отличие от НАТО, не является излишне идеологизированной структурой В ней доминирует прагматика и реализм, что крайне важно для выработки релевантной политики, далекой как от построения "социализма советского типа", так и "развитой демократии" в проблемном регионе ШОС сосредоточит внимание на совместных энергетических проектах, включая развитие нефтегазового сектора, разведку запасов углеводородов и совместное использование водных ресурсов Не исключена возможность, участия Ирана в энерготранзите, в случае чего удельный вес газового рынка ШОС уверенно перевалит за половину мирового объёма. 17 июня 2009 года Россия и Китай заключили беспрецедентное соглашение в энергетике на сто миллиардов долларов Первые лица договорились разработать механизм взаиморасчетов в рублях и юанях Пока все сделки между Россией и Китаем оцениваются в долларах Но если будет реализована инициатива КНР и РФ, — она может повлиять не только на российско-китайские отношения, но и на всю мировую торговлю Китай и РФ намерены заменить доллар юанем и рублем Гуманитарное сотрудничество постепенно интенсифицируется: проводятся совместные мероприятия, приуроченные к знаменательным историческим датам стран, входящих в ШОС, практикуются обмен студентами и профессорско-преподавательским составом, предпринимаются попытки создать совместные учебные центры. В 2008 году был сформирован Университет ШОС как единое сетевое образовательное пространство, базирующееся на университетах, ведущих исследования в направлениях регионоведение, IT-технологии, нанотехнологии, энергетика, экология — к 2010 году это объединило 53 университета из 5-ти стран ШОС Развиваются связи и в сфере искусства Начиная с 2005 года ежегодно регулярно проводятся выставки детских рисунков «Дети рисуют сказки» Идея инициаторов проекта, заключавшаяся в том, чтобы через народные сказки стимулировать интерес детей к культуре соседних стран, а также национальному достоянию, была активно поддержана Секретариатом ШОС. Начальник Института военной истории МО РФ А. А. Кольтюков: «анализ достигнутых этой Организацией результатов позволяет охарактеризовать её как политический клуб, в котором двустороннее сотрудничество всё ещё превалирует над решением общерегиональных и мировых проблем. … реального сотрудничества в этих сферах противодействие угрозам терроризма, сепаратизма и борьба с наркоторговлей на региональном уровне не наблюдается» В 1997 году США объявили государства Центральной Азии зоной своих долгосрочных стратегических интересов В марте 1999 г. Конгресс США принял «Акт о стратегии Шелкового пути», в котором говорилось о поддержке экономической и политической независимости стран Центральной Азии, которые смогут уменьшить энергетическую зависимость Соединённых Штатов от нестабильного Персидского залива. Делая ставку на развитие двусторонних контактов со странами постсоветской Средней Азии, США оставили без должного внимание создание в 1996 году «Шанхайской пятёрки» – прообраза ШОС В целом, отношение США к Шанхайской Организации Сотрудничества постепенно изменялось: от пассивного наблюдения за ее деятельностью до активной заинтересованности Все встречи лидеров ШОС вызывают неодобрение у США, где считают, что ШОС все более становится антиамериканской Особенное раздражение у США вызвал визит в Шанхай президента Ирана. Во взаимоотношениях Евросоюза и стран Центральной Азии также огромное значение приобретает энергетическая составляющая, а также вопрос о транспортных коридорах Кроме того, Евросоюз рассматривает ЦАР как «буферный фильтр», смягчающий возможную угрозу терроризма, исламского экстремизма, наркотрафика и неконтролируемой миграции на территории стран-членов ЕС Центрально-азиатский регион интересует ЕС не только как рынок сбыта продукции, но и как большой энергодобывающий регион Сильной стороной ШОС в ЕС считают созданную в организации антитеррористическую структуру На данный момент чёткой линии направленной на партнёрство с ШОС ЕС не выработало Хотя, по всей видимости, понимание этого «пробела» налицо. Основной интерес Японии лежит в сфере экономики: будучи на 100 % зависимой от импорта энергоресурсов, она стремится получить доступ к центральноазиатским углеводородам, особенно в условиях растущей нестабильности на Ближнем Востоке Япония — единственная страна, оказывающая «безвозмездную помощь» постсоветским странам Центральной Азии, объём которой исчисляется миллиардами долларов Ещё в 2003 году Япония предложила всем центральноазиатским странам формат сотрудничества «Япония плюс Центральная Азия» Не исключено, что США попытаются посредством Японии использовать Диалог для усиления собственного влияния в Центральной Азии. ШОС явилась наиболее мощной и перспективной организацией международного сотрудничества Хорошие российско-китайские отношения в Центральной Азии сохранятся Они являются фактором стабильности, фактором сдерживания угроз безопасности в регионе Сегодня ни Китай, ни Соединенные Штаты, ни Россия самостоятельно не могут единолично играть ключевую роль в Центральной Азии Взаимный товарооборот стран-членов ШОС характеризуется высокой динамикой роста ШОС играет важную для России роль по подключению Китая к многостороннему сотрудничеству в Центральной Азии, а в перспективе и других крупных стран региона. Организация Исламского сотрудничества (ОИС (до 2011 г. — Организация Исламская конференция (ОИК)) Основана 25 сентября 1969 г. на Конференции глав мусульманских государств в Рабате (Марокко) с целью обеспечения исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах, борьбы против колониализма, неоколониализма и расизма и поддержки Организации освобождения Палестины
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |