КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глоссарий. · Дидактика– отрасль педагогической науки, изучающая теоретические основы обучения и его содержание
· Дидактика – отрасль педагогической науки, изучающая теоретические основы обучения и его содержание. · Предмет дидактики - закономерные связи между деятельностью обучающего и обучаемого, а также между компонентами процесса обучения. · Предметные методики (частные дидактики) – педагогические дисциплины, изучающие процессы обучения конкретным учебным предметам. · Обучение - специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, способов мышления и деятельности, а также опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру. · Закономерность обучения - совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между дидактическими явлениями, компонентами процесса обучения, характеризующих их развитие и функционирование. · Принципы обучения – наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению процесса обучения. · Преподавание - управление учебной деятельностью учащихся, помощь им в усвоении знаний, в овладении способами мышления и деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру. · Учебная деятельность (учение) – целенаправленная познавательная деятельность обучающихся, направленная на усвоение системы знаний, овладение способами мышления и деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру. · Проблемное обучение – вид обучения, который заключается в создании педагогом проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе максимально возможной самостоятельной деятельности учащихся под общим руководством учителя, направляющего их деятельность. · Программированное обучение – индивидуальное и самостоятельное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных (программированных) средств обучения, обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения в соответствии с индивидуальными особенностями. Материал для «вставок на полях» Дидактика является наукой об обучении, его целях и содержании, а также о его методах, средствах и организации (В. Оконь). Учить не мыслям, но мыслить (И. Кант) Создание атмосферы доверия, уважения, взаимной помощи, любви, внимания, заботы о развитии каждого ученика – задача педагога, на которого возложено управление процессом обучения (Ш.А. Амонашвили). Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли, так чтобы самый интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас (К.Д. Ушинский). Человек доподлинно владеет лишь тем, что сам добывает собственным трудом (С.Л. Рубинштейн). «…сущность процесса учения путем решения проблем сводится в каждом случае к созданию такой ситуации, которая вынуждает учащегося самостоятельно искать решение» (В. Оконь) …истинная проблема заключается в том, чтобы на всех ступенях образования обучение было с хорошим управлением… (Н.Ф. Талызина).
Н ародная мудрость Прыгожая птушка пер'ем, а чалавек вучэннем (бел.). Ум и смекалка – что брат с сестрой (рус.). Сколько голов, столько умов (рус.). Всяк живи своим умом (рус.). Не кажы, што вычыўся, а кажы, што познаў (бел.). Только тот истинно учен, кто хорошо поступает (древнеинд. афоризм). Обучение – половина учения (япон.). Учась, размышляй, иначе толку не будет (япон.). Тема 1.13 Методы обучения и их классификация Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Н.И. Пирогов Требования к компетентности по теме: · знать и уметь раскрывать сущность понятий «метод обучения», «прием обучения»; уметь давать общую характеристику методов обучения; · знать и уметь осуществлять классификацию методов обучения по разным основаниям; · знать и уметь характеризовать методы организации, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; · знать и уметь раскрывать сущность педагогического контроля, требования к нему, уметь характеризовать виды, формы, методы контроля и самоконтроля в обучении; · знать и уметь обосновывать требования к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся, раскрывать его функции; уметь давать общую характеристику десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся; · знать и уметь обосновывать критерии выбора методов обучения, уметь проектировать их применение и сочетание в различных видах педагогического взаимодействия; уметь анализировать образовательную практику с точки зрения применяемых методов обучения.
Основные вопросы: 1. Понятие о методах и приемах обучения. 2. Классификация методов обучения и воспитания. 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. 5. Педагогический контроль.Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения. 6. Критерии выбора методов обучения. Понятия темы: метод обучения; прием обучения; классификация методов обучения; словесные, наглядные, практические методы; педагогический контроль; методы контроля и самоконтроля в обучении. Рекомендуемая литература 1 Капранова, В.А. Основы школьной дидактики / В.А. Капранова, И.Г.Тихонова. – Минск, 2002. – С.89-106; С. 124-131. 2 Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П.И. Пидкасистого]. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 234-259. 3 Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – С. 470-510. 4 Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 344-375; С. 471-480; С. 486-510. 5Ситаров, В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 216-239. 6Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 268-281. 7Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск: Універсітэцкае, 2000. – С.197-237.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |