Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности воспитания и обучения одаренных детей

 

Понятие «одаренность» является производным от понятия «способности». Кратко одаренность можно определить как высокий уровень развития и проявления способностей, общих или специальных. Соответственно говорят об общей или специальной одаренности (таланте). В современных теоретических концепциях одарённость рассматривается как сложное интегральное качество личности, включающее познавательную, эмоционально-потребностную и волевую сферы в их взаимосвязи. В структуре одарённости обычно выделяют: ненасыщаемую познавательную потребность, креативность, настойчивость (см. схему 51). Синтез этих свойств и приводит к высокому уровню развития и проявления тех или иных способностей.

Общая одаренностьвысокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Установлено, что общая (умственная) одарённость является фундаментом всех специальных способностей, но представляет собой независимый от них фактор.

Выделяют также «художественную одаренность» (музыкальную, изобразительную, сценическую и др.), общую интеллектуальную и академическую одаренность, творческую одаренность, психомоторную (спортивную) одаренность, социальную или лидерскую (организаторскую) одаренность, «практическую» одаренность и другие виды одаренности.

 

Схема 51

 

 

Реальные проявления детской одарённости индивидуально своеобразны. Вместе с тем, существуют качества, присущие большинству одарённых детей и отличающие их от сверстников, развивающихся в пределах нормы (см. таблицу 13).

Таблица 13

Особенности развития познавательной сферы одаренного ребенка Особенности психосоциального развития одаренного ребенка
1. Опережающее познавательное развитие: · отличная память; · большой словарный запас; · широта восприятия, · высокая концентрация внимания; · повышенные математические способности; · большое упорство в решении каких-либо задач; · увлечённость тем или иным занятием 2. Сверхчувствительность к проблемам 3. Стремление к постоянному углублению в проблему 4. Высокий уровень развития логического мышления 5. Склонность к задачам дивергентного типа 6. Оригинальность и гибкость мышления 7. Лёгкость генерирования идей (продуктивность мышления) 8. Способность к прогнозированию   Положительные проявления Отрицательные проявления  
1. Повышенное стремление реализовать свои личностные возможности (самоактуализация) 2. Перфекционизм 3 Самостоятельность, социальная автономность 4. Склонность к лидерству и соревновательности 5. Живое воображение, богатая фантазия 6. Изобретательность, творчество 7. Чувство юмора 8. Чуткость к проявлениям несправедливости 9. Чувствительность к невербальным сигналам окружающих 1. Повышенная возбудимость и чувствительность 2. Эмоциональный дисбаланс 3. Нетерпеливость 4. Преувеличенные страхи 5. Склонность к самообвинению 6. Предъявление завышенных требований к себе и окружающим 7. Негативное самовосприятие, заниженная самооценка 8. Недостаточная общительность со сверстниками, трудности в установлении социальных контактов 9. Неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств 10. Неприязнь к школе, протест против стандартных требований, если они кажутся ребенку бессмысленными или не отвечающими его интересам

 

Наибольшие трудности в образовании одарённого ребёнка вызывает диссинхрония его развития, понимаемая как неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств. Неравномерность развития проявляется, например, в несоответствии физического развития ребёнка его умственным, творческим возможностям.

В систему диагностических методик одаренности обычно включают стандартизированные тесты на интеллектуальное развитие и творческие возможности. Эти методики (применяются в основном специалистами) дают возможность получения белее или менее объективной оценки количественных показателей детской одаренности. Разрабатываются также методики диагностики детской одаренности для педагогов и родителей: опросники, схемы наблюдений, алгоритмы составления характеристик. Эти методики, как правило, направлены на выявление качественных сторон детской одаренности.

Основным методом изучения детской одаренности является наблюдение за ребенком в процессе его свободного взаимодействия с окружающей средой. Интенсивность деятельности ребенка в той или иной области, постоянство выбора им соответствующих занятий и материалов могут свидетельствовать о наличии у него одаренности в этой области.

Прогресс во всех сферах жизни общества невозможен без повышенного внимания к одаренным детям. В последнее время в Республике Беларусь это осознаётся на государственном уровне. Вместе с тем решение проблемы одаренных детей требует разработки для них специальных образовательных программ и соответствующих учебных, дидактических пособий. Очень важно подготовить и педагогов для работы с одаренными детьми.

В мировой образовательной практике предложены следующие пути образования одаренных детей: обучение этих детей в классах с более высоким уровнем и скоростью обучения; обучение их по индивидуальным программам.

Каковы пути развития способностей и одаренности в общеобразовательной школе? Во-первых, необходимо зафиксировать проявление ребенком тех или иных способностей, его сильных сторон. Проявление способностей обнаруживается прежде всего наблюдением за тем, как ученик занимается той или иной деятельностью: с интересом, с проявлением положительных эмоций, с увлеченностью. Продолжая заниматься этой деятельностью, ученик развивает и соответствующие способности. Во- вторых, и ученику, и педагогам надо быть готовыми к возможным трудностям, периодам остановки или даже регресса в развитии способностей. Следует помочь ребенку в преодолении возможных препятствий, поддержать его уверенность в своих силах. Рост успехов не всегда заметен и требует кропотливой терпеливой работы.

Существует два типа одаренности: «школьная одаренность», проявляющаяся в больших способностях к обучению, в том числе к быстрому усвоению материала, и одаренность творческая. Творческие способности проявляются в собственной работе мысли, в собственной позиции, нередко отличающейся от общепринятой. Для учителя творческий ученик не всегда удобен на уроке, так как он не умеет приспосабливаться к общим требованиям, имеет свое мнение и интересы.

Важно, чтобы учитель был готов к работе с одаренными детьми, понимал их психофизические особенности и образовательные потребности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возрастная специфика | Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.