Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание в структуре целостного педагогического процесса




Понятие «воспитание» многозначно (см. схему 11, с.?). Воспитание как социальная функция общества, как процесс управляемой социализации, происходящий под воздействием макро- и мезосреды, есть воспитание в широком смысле слова. В данной теме рассматривается процесс воспитания, происходящий на межличностном и личностном уровнях, то есть воспитание как целенаправленное специально организованное педагогическое взаимодействие (общение) личностей.

Теория воспитания как отрасль педагогики изучает научные основы процесса воспитания. Она раскрывает сущность, структуру, закономерности, движущие силы, содержание процесса воспитания, анализирует концепции воспитания и воспитательные системы. Методика воспитательной работы раздел теории воспитания, изучающий особенности, методы, формы, средства, технологии организации воспитательного процесса в различных учебно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях.

Немецкий педагогИ.Ф. Гербарт (1778-1841) один из первых попытался построить научную теорию воспитания. Содержание воспитания, по его убеждению, составляют воспитывающее обучение (воспитание интересов), нравственное воспитание (формирование воли и характера будущего члена общества), управление (приучение к порядку). И.Ф. Гербарт создал «педагогику управления», в которой ребенок воспринимался как объект педагогических воздействий. Такой взгляд на воспитание характерен для социетарной и педоцентристкой парадигм, в рамках которых цель развития личности состоит в ее социализации с позиций максимальной общественной полезности в соответствии с внешне заданными нормами. Данный подход к воспитанию игнорирует фактор саморазвития личности.

Развитие гуманистических идей в философии, психологии, педагогике (Ж.Ж. Руссо, К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, М. Монтессори, С. Френе, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие) способствовало появлению новых взглядов на воспитание, в центре которых находится ребенок как субъект воспитания. Эти взгляды нашли отражение в детоцентристской, антропологической, культурологической парадигмах. В их контексте воспитание – целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, базирующийся на способности человека к саморазвитию.

Процесс воспитания, реализуемый в конкретном образовательном учреждении, обозначается в теории воспитания термином - «воспитательный процесс». Так как воспитательный процесс является составной частью педагогического процесса, то ему свойственны все атрибуты последнего (см. схемы 17-19, с.?). В соответствии с этим, воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель воспитания, реализуемая во взаимодействии педагога и воспитанников. Д вижущей силой воспитательного процесса выступает противоречие между разнообразными (нередко разнонаправленными) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития в том случае, если педагог выдвигает такие цели и задачи воспитания (требования), которые соответствуют возможностям (уровню воспитанности) ученика, а также его потребностям, интересам, мотивам, ценностным ориентациям и т.п. Структура воспитательного процесса, его основные функции аналогичны структуре и функциям педагогического процесса.

Основными закономерностями процесса воспитания являются:

  • зависимость воспитания от уровня социально-экономического, культурного развития общества;
  • ориентация воспитания на развитие личности путём присвоения ею социального опыта, культуры и духовных ценностей;
  • воспитание личности происходит в деятельности и общении;
  • эффективность воспитания обусловлена активностью личности, включенностью ее в самовоспитание;
  • зависимость саморазвития личности от степени индивидуализации и творческой направленности процесса воспитания;
  • зависимость эффективности и результативности воспитания от его целей, содержания, методов, средств, форм, условий;
  • процессы воспитания и обучения взаимопроникающие и взаимозависимые, при этом обучение соподчинено воспитанию.

С учетом принципов целостного педагогического процесса сформулируем принципы воспитания (см. схему 52).

 

Схема 52

           
     
 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.