КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И здорового образа жизни
Тема 1.21. Формирование экологической культуры Народная мудрость Глоссарий · Экономическое воспитание – целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на овладение экономическими знаниями, умениями, навыками, на формирование экономических убеждений и качеств личности. · Экономическая позиция личности - система отношений личности к социально-экономическим процессам, экономическим институтам общества, а также к разным видам экономической деятельности и к себе как субъекту экономических отношений (гражданину, потребителю, налогоплательщику и т.д.) и деятельности. Экономическую позицию составляют взгляды, представления, убеждения, установки личности, в которых проявляется ее отношение к экономической стороне действительности. · Профессиональная ориентация - система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодёжи в профессиональном самоопределении. · Профессиональное просвещение - получение учащимся информации об отраслях народного хозяйства и о мире профессий, ознакомление с социально-экономическими и психологическими аспектами выбора профессии. · Профессиональное самоопределение – процесс становления личности как субъекта трудовой и профессиональной деятельности, важнейшим этапом которого является выбор профессии. Материал для «вставок на полях» Первое гражданское чувство – чувство создателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека (В.А. Сухомлинский). Работа – мое первое наслаждение (В. Моцарт). Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно (Аристотель). Истинное сокровище для людей – умение трудиться (Эзоп). Каждый человек рождается для какого-то дела. Каждый… имеет свои обязанности в жизни (Э. Хемингуэй).
Копейка рубль бережет (рус.). Будешь богат, будешь и скуп (рус.) Семь раз отмерь, один раз отрежь (рус.). По двум тропинкам сразу в путь не отправишься (япон.). Тот мудрен, у кого карман ядрен (рус.).
Умеренность – союзник природы и страж здоровья. Абу-ль-Фарадж Требования к компетентности по теме: · знать и уметь раскрывать сущность понятий «экологическая культура личности», знать и уметь охарактеризовать ее структурные компоненты, взаимосвязи между ними; · знать и уметь обосновать приоритетность экологического воспитания, его цель, задачи, педагогические условия и пути осуществления; · знать и уметь охарактеризовать технологии формирования экологической культуры школьников, уметь раскрывать возрастные особенности этого направления воспитательной работы; · знать и уметь раскрывать содержание понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «валеологическая культура»; уметь обосновать пути и педагогические условия формирования здорового образа жизни; · знать и уметь характеризовать основные направления и средства формирования здорового образа жизни школьников
Основные вопросы:
1. Экологическая культура личности: сущность, структура. 2. Технологии, возрастные особенности воспитания экологической культуры школьников. 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности. 4. Основные направления работы школы по формированию у учащихся здорового образа жизни.
Понятия темы: экология, экологическая культура личности, здоровье, здоровый образ жизни, валеология, валеологическая культура личности.
Рекомендуемая литература 1 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 30.12.2006 г. № 8/15613) // Зборнік нарматіўных дакументаў МА Рэспублікі Беларусь. – 2007. - № 2. – С.9-40. 2 Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей, Юрайт, 1999. – С. 287-291; С. 355-362; С. 367-371. 3 Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 246-269. 4 Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 314-315, С. 322-323, С. 325-328. 5 Степаненков, Н.К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007. – С. 329-360. 6. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск: Універсітэцкае, 2000. – С. 445-453.
Экологическая направленность образования - один из важнейших принципов политики государства в области образования. Это обусловлено тем, что на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком переросли в глобальную экологическую проблему. Экология (от греч. oikos – дом, жилище, местопребывание и 1оgos - наука) - комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды. Экологическое образование и воспитание школьников является в настоящее время одним из приоритетных направлений воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью. Цель экологического образования и воспитания - формирование экологической культуры школьников. Что понимают под экологической культурой? В педагогической литературе (А.Н. Захлебный, Б.Т. Лихачев и др.) встречаются разнообразные интерпретации этого понятия, имеющие при этом общие аспекты. Экологическая культура личности – уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил; нравственно-эстетического отношения к природе; умений и навыков по изучению природы и её охране. В структуре экологической культуры выделяют: 1) систему экологических знаний; 2) экологическое сознание, ценностное отношение к природе, 3) экологическую деятельность (см. схему 64).
Схема 64 Экологическое сознание: взгляды, убеждения, ценности, нравственно-эстетическое отношение к природному миру, любовь к природе, ответственность и т.п.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |