КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и структура педагогического менеджмента
Тема 1.26 Принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики Из мира мудрых мыслей
Не учи рыбу плавать (рус.). Стремиться – значит жить (нем.). К чему охота, к тому и смысл (рус.). Мудрость – наименьшая ноша в пути (дат.). Сколько голов – столько и умов (рус.).
Для педагогических целей важна диагностика социальной сферы и собственно педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса. В.И. Андреев
Требования к компетентности по теме: · знать и уметь раскрывать сущность понятий «менеджмент», «педагогический менеджмент», «авторитаризм», «сотрудничество»; «педагогическая диагностика», «тестология»; · понимать сущность и уметь характеризовать стили педагогического менеджмента; уметь применять эти знания в процессе анализа управленческой деятельности образовательного учреждения; · знать и уметь раскрывать функции диагностики в образовании, диагностические задачи учителя; · знать методы педагогической диагностики, уметь применять их в педагогическом процессе; уметь раскрывать механизм поэтапной реализации педагогической диагностики; · знать особенности принятия управленческих решений в образовательном учреждении на основе педагогической диагностики.
Основные вопросы: 1. Сущность и структура педагогического менеджмента. 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество. 3. Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические измерения. 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики.
Понятия темы: педагогический менеджмент, авторитаризм, доминантность, сотрудничество, педагогическая диагностика, тестология.
Рекомендуемая литература
1 Аксенова, Л.Н. Подготовка педагогов к реализации управленческой функции /Л.Н. Аксенова // Народная асвета. – 2008. – № 10. – С. 3–7. 2 Бобровник, Л.И. Использование возможностей педагогического тестирования в управлении образовательной системой /Л.И. Бобровник // Адукацыя i выхаванне. 2008. – № 10. – С. 51–54. 3 Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для систем образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А.Н. Майоров. – М.: Интеллект-центр, 2001. – 296 с. 4 Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 486–508. 5 Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –С. 482– 561. С социально-экономических позиций понятие «менеджмент» рассматривается как со- вокупность принципов, методов, средств и форм управления, то есть искусство управления. Профессиональные знания в области менеджмента предполагают осознание принципиально различных инструментов управления, в их числе: – организация, иерархия управления, где основное средство – воздействие на человека сверху; – культура управления, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения. Педагогический менеджмент имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью человека в области воспитания и обучения. Педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приёмов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности (В.П.Симонов). Это научно организованное управление со своеобразной иерархией: руководитель, педагогический коллектив, коллектив обучаемых. Структура педагогического менеджмента включает следующие уровни: – управление деятельностью педагогического коллектива; – управление деятельностью педагога; – управление деятельностью учащегося. Как научно организованное управление педагогический менеджмент основывается на определенных принципах (см. схему 90). Схема 90
Педагогический менеджмент выполняет ряд функций: – принятие решения (распоряжения, приказы, рекомендации, планы и т.д.); – организация выполнения принятых решений (материально-техническое обеспечение, согласование, учет потребностей личности исполнителя); – предварительный, итоговый и текущий контроль (учет результатов, анализ и оценка эффективности); - определение организационной культуры школы. О рганизационная культура школы - система ценностных ориентаций, принимаемая членами данного коллектива и служащая им ориентиром в мыслях, чувствах, поступках. В теории и практике педагогического менеджмента установлены основные положения, определяющие организационную культуру школы (по В.И. Петрушину): – способы принятия важнейших решений в жизни школы – сверху или снизу; возможность открытого выражения мнений и дискуссии по этому поводу; – восприятие школы как модели открытого демократического общества; – наличие системы коммуникаций, оповещающей всех учителей и учащихся о событиях внутришкольной жизни (стенгазеты, радио, телекоммуникационные системы и т.д.); – наличие обратной связи между учителями и учащимися; – выработка церемоний, обрядов, ритуалов, традиций, выражающих и укрепляющих «дух» школы; – привлекательность интерьера школьного помещения (дизайн, комфорт, чистота); – культура выражения своих эмоций педагогами и учащимися школы; – система ценностей и норм, составляющих основу педагогического процесса школы; – построение отношений между учителями и учащимися (авторитарность, демократичность, либеральность); – способы оценки достижений учащихся и учителей в учебной и внеклассной сфере деятельности; – преобладание в содержании профессиональной деятельности педагогов кооперации и сотрудничества или же конкуренции и соперничества; – наличие общей удовлетворенности детей и педагогов присутствием в данной школе и др. Все функции педагогического менеджмента носят комплексный характер и имеют завершенный цикл. Дополнение ряда функций педагогического менеджмента такими, как мотивация и стимулирование представляется особенно актуальным в связи с повышением роли субъективного фактора человеческой деятельности.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |