КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогические измерения
Сущность и функции педагогической диагностики. Термин «педагогическая диагностика» был введен в науку в 1968 г. немецким ученым К. Ингекампом. Под диагностикой он понимал процесс, в ходе которого учитель наблюдает за учащимися, проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов с целью описать их поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем. Согласно современному определению, педагогическая диагностика – подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и изучения признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса (Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск, 2006 г. С.?). По мнению М.И. Шиловой, основными объектами изучения в школе могут быть: школьник, классный коллектив, педагогический коллектив, педагог-воспитатель, семья, педагогический процесс в целом. Педагогическая диагностика выполняет следующие основные функции: – определение особенностей развития во времени учебно-воспитательного процесса в конкретном классе, группе классов или в целом в школе; – установление зависимости между внутренними и внешними условиями педагогического процесса, определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации учебно-воспитательной работы, а также форм и методов менее всего повлиявших на развитие личности школьника; – внутренняя и внешняя коррекция результатов педагогического процесса; – подтверждение положительных результатов деятельности; – прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний учебно-воспитательного процесса и его результатов (тенденций обученности и воспитанности детей, динамики развития детского коллектива); – планирование последующих этапов работы. Диагностику следует рассматривать как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса. С этой целью в образовательном учреждении могут проводиться различные педагогические измерения с применением разнообразных методов: эмпирические методы (наблюдение, беседа, эксперимент), а также интервьюирование, анкетирование, опрос, ранжирование, цветограмма, шкалирование, недописанный тезис и другие. Особое значение для диагностики имеет метод тестирования, так как он является одним из основных способов организации и построения мониторинга в образовании. В настоящее время в ходе диагностики активно применяются тесты дидактические, тесты психологические, тесты достижений, тесты обучаемости, тесты способностей. Например, с помощью тестов достижений и дидактических тестов осуществляются следующие направления диагностической деятельности: · Диагностика успеваемости учащихся школы за учебный период (четверть, полугодие и т.д.). · Диагностика качества знаний учащихся школы по предметам за учебный период. · Диагностика результатов деятельности педагогов школы. · Диагностика успеваемости класса. · Диагностика динамики успеваемости ученика. Задача каждого современного педагога – овладеть основамитестологии. Тестология -теория и методика создания и использования тестов как объективных и стандартизированных измерений, легко поддающихся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу. Учителю-предметнику для эффективного контроля деятельности учащихся необходима целая серия тестов достижений. В связи с этим, учителям важно уметь самим разрабатывать дидактические тесты. В соответствии с методикой составления тестов необходимо: 1) изучить программу по предмету, структурировать материал, составить графы учебных элементов (УЭ); 2) определить объекты контроля, контролируемые учебные элементы (УЭ) – правила, понятия, формулы, алгоритмы, межпредметные связи; 3) определить, для какого вида контроля (текущего, тематического и т.д.) предназначается тест; 4) установить предназначение теста по уровню усвоения, относительно пригодности теста определенному уровню, установить его валидность и доступность; 5) подготовить систематизированную серию вопросов и заданий. На их основе сформулировать серию тестов в количестве 10–12 и более в зависимости от объема контролируемого материла; 6) проверить, соответствуют ли подготовленные вопросы и задания требованиям к тестам (валидности, надежности, определенности, простоты, возможности формализовать ответы учащихся); 7) разработать формы и способы выполнения заданий, ответов на вопросы: устные, письменные, практические, выборочные, конструируемые; 8) подготовить эталоны: точные ответы на вопросы, образцы выполнения заданий по каждой операции; 9) определить методику количественного и качественного анализа материалов тестирования, их обобщения, использования в учебном процессе для целей коррекции; 10) проверить качество подготовленных тестов на небольшой выборке учащихся, по необходимости внести коррективы; 11) подготовить разновариантные билеты с вопросами и соответствующие эталоны к ним; продумать использование технических, электронных и других контролирующих средств. Тесты используются также при диагностировании профессиональной деятельности педагогов. В этом случае применяют тесты нормативные (позволяющие сравнивать результаты работы различных групп специалистов и проводить аналогию внутри одной группы) и тесты критериально-ориентированные (определяющие уровень владения специалистом знаниями и умениями, необходимыми для решения профессиональных задач).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |