Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 23: Раскрыть сущность процесса воспитания, объяснить его особенности, структуру

 

Воспитание в его широком понимании не может быть ограничено толь­ко овладением учащимися системой научных знаний и опытом интеллекту­ально-познавательной и практической деятельности. Оно включает в себя также формирование у воспитуемых социальных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного развития.

Воспитательный процесс является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Современная педа­гогическая теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс воспи­тания реализуется через организацию деятельности детей, результат дей­ствий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характе­ризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отноше­ния, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития.

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречи­вый процесс. Это процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, иначе говоря, процесс социализации личности.

Процесс воспитания —целенаправленный и сознательно организован­ный педагогический процесс социального становления личности по овла­дению общественным опытом. Его определяют два фактора: целенаправ­ленность и сознательная организованность.

Цель воспитания — способствовать разностороннему развитию лич­ности школьника, то есть создать все условия для самореализации лично­сти в обществе. По Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь цель воспитания определяется как развитие и са­моразвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельно­сти. Цель воспитания конкретизирована в задачах воспитания:

♦ способствовать развитию личности, ее талантов, умственных cnoсобностей и физических сил в полном объеме;

♦ воспитывать уважение к правам человека и его свободе;

♦ воспитывать уважение к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, ценностям страны, в которой ребенок проживает;

♦ подготовить ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе
понимания мира, терпимости, дружбы и взаимопонимания между народами;

♦ воспитывать уважение к окружающей природе.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возраст­ных особенностей.

В широком смысле слова понятие «воспитание» охватывает весь про­цесс подготовки подрастающего поколения к жизни, включая образование и обучение. Воспитание и обучение едины, но не тождественны: едины общностью цели (формирование всесторонне развитой личности), взаи­мопроникновением функций (обучение выполняет воспитательные функ­ции, а воспитание, в свою очередь, — функцию познания жизни).

Процесс воспитания имеет свои особенности и представляется более сложным, чем обучение:

♦ Это процесс целенаправленный и комплексный (единство целей, за­дач, содержания, форм и методов воспитания; цели должны быть понятны
учащимся).

♦ Воспитательный процесс носит многофакторный характер (на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные орга­низации, СМИ, искусство, социально-экономическая ситуация и др.).

♦ Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на со­ставляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя.

♦ Ребенок в процессе воспитания — и объект воздействия педагога,
и субъект многообразной деятельности.

♦ Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, воспитанник,
процесс) — живые люди, они определенным образом ассимилируют все
происходящее, их действия труднопредсказуемы; возможно появление «со­противления воспитанию».

♦ Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех
характер.

♦ Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, пе­реходящим в самовоспитание.

♦ Воспитание носит двусторонний характер: субъекты воспитания —
воспитатель (организатор, руководитель) и воспитанник (сотрудник, ак­тивный участник).

♦ Это процесс противоречивый. Воспитание тесно связано с жизнью:
логика и позиции субъектов воспитания могут быть противоречивыми
в зависимости от личностной и педагогической позиции; противоречия
могут происходить и от понимания воспитания либо на уровне житейско-
обыденном, либо на научном.

♦ Различия в концепциях воспитания у разных педагогов, а следователь­
но, и разные методики обучения и воспитания в подходе к одному ребенку.

С точки зрения культурологического подхода структуру воспитатель­ного процесса можно представить следующим образом:

Первый этап — диагностика (изучение) воспитанников и определе­ние целей и задач воспитания:

♦ определяются цели и задачи воспитания;

принципы процесса воспитания — это руководящие идеи, основные
требования к деятельности, поведению.

Второй этап — проектирование, планирование воспитательной дея­тельности:

♦ разработка содержания (системы знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми долж­ны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задача­
ми). Содержание современного воспитания определяется Программой вос­питания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь;

♦ разработка методов (способов воздействия на сознание, волю, чув­ства, поведение воспитанников, с целью выработки у них заданных целью
воспитания качеств);

♦ разработка средств (относительно независимых источников формирования личности);

♦ разработка форм (внешнего выражения процесса воспитания).

Третий этап — организация педагогического взаимодействия (peaлизация планов).

Четвертый этап — проверка, оценка, анализ результатов.

Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.

Можно выделить также внутреннюю структуру воспитательного процесса:

1-й этап — осознание воспитанниками требуемых норм и правил по­ведения (знания);

2-й этап — знания переходят в убеждения;

3-й этап — воспитание чувств;

4-й этап—практическая деятельность, которая определяет эффективность воспитания и пронизывает 1-й, 2-й, 3-й этапы.

Процесс воспитания долговременный и неоднозначный, поэтому результат воспитания не носит ярко выраженного и четко определенного по времени характера, вследствие чего оценить результативность воспитательного процесса довольно сложно. Критерии воспитанности по каждому направлению воспи­тания, на которые нужно ориентироваться воспитателю, указаны в Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, а также в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

О результативности воспитания свидетельствуют такие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и са­модеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 22: Раскрыть сущность, функции контроля и оценки знаний и умений учащихся. Охарактеризовать виды и методы контроля знаний учащихся | Вопрос 24: Раскрыть сущность понятий «воспитание», «самовоспитание» и «перевоспитание». Объяснить взаимосвязь между ними
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.