Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы политики доходов 3 страница




--------------------------------

<*> См.: В пух и перья // Сегодня. 2000. 1 июня.

 

Возникает вопрос о возможности ограничения указанного права, если произведение содержит материалы личного или интимного характера, касающиеся какого-либо лица (письма, дневники и т.д.), поскольку в Законе этот вопрос не урегулирован.

Автор может реализовать указанное право самостоятельно, передать произведение для использования другим лицам, передать произведение, созданное в порядке служебного задания, работодателю. Отдельно решается вопрос о произведении, созданном по договору авторского заказа. При передаче такого произведения заказчику автор тем самым выражает согласие на его опубликование.

На практике иногда возникают споры в отношении писем, направляемых читателями в редакции средств массовой информации. Очевидно, следует исходить из того, что автор такого письма осознает возможность его опубликования. Иногда это вообще является целью такого направления (за исключением случаев, когда в самом письме содержится просьба не публиковать это письмо). Как уже было отмечено выше, ст. 42 Закона о средствах массовой информации допускает возможность обнародования писем, направляемых в редакции, без получения дополнительного согласия авторов таких писем. Представляется, что это противоречит Закону об авторском праве. При отсутствии согласия автора на публикацию письма возможно предъявления иска со стороны автора, поскольку такие письма отвечают всем требованиям, предъявляемым к охраняемым авторским правом произведениям.

Автор имеет право на отзыв, суть которого состоит в том, что создатель произведения, выпустивший его в свет и изменивший по каким-либо причинам свое мировоззрение, вправе за свой счет изъять экземпляры произведения из обращения при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.

Особым личным неимущественным правом является право доступа к произведению изобразительного искусства. Речь идет об авторах произведений изобразительного искусства, которые не являются собственниками оригиналов этих произведений. Такие авторы вправе требовать, чтобы их допустили к оригиналам своих произведений для снятия копий. Прекращается это право в момент смерти автора. Следует отметить, что снятие самим автором копий с созданного им оригинала является достаточно распространенным. В качестве примера можно привести картину Айвазовского "Девятый вал". Как известно, сам автор создал несколько копий этой картины.

Исключительное право на произведение означает прежде всего исключительное право на использование произведения (началом использования считается выпуск произведения в свет). Конкретные виды использования произведения перечислены в п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве, и они, в частности, включают воспроизведение произведения (повторное придание произведению объективной формы, хотя бы и не совпадающей с первоначальной, в том числе издание и переиздание, тиражирование звукозаписей и видеозаписей); распространение произведения путем продажи или иного отчуждения экземпляров, представляющих собой материальный носитель произведения, в том числе импорт экземпляров произведения; публичный показ (выставление, экспонирование и т.п.) произведения; запись произведения при помощи технических средств; трансляция или ретрансляция произведения либо его записи по радио или телевидению, в том числе по кабелю или через спутник; перевод произведения; переработка произведения; практическая реализация градостроительного, архитектурного, дизайнерского проекта; помещение произведения в телекоммуникационную сеть и (или) базу данных. При этом практическое применение составляющих содержание произведения положений, в том числе таких, которые представляют собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения.

Право на воспроизведение обычно определяется как право на повторное придание произведению объективной формы, доступной для восприятия третьих лиц <*>. Право на воспроизведение реализуется только один раз. Согласно ч. 5 ст. 4 Закона об авторском праве воспроизведение включает в себя: изготовление одного или более экземпляров произведения в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров произведения и в двух измерениях - экземпляров трехмерного произведения, запись произведения в память ЭВМ.

--------------------------------

<*> См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности. СПб., 1996. С. 214.

 

Таким образом, включение произведения в электронные базы данных (в том числе в Интернет) можно рассматривать как разновидность воспроизведения, на которое нужно получить разрешение правообладателя. Единственное исключение составляет воспроизведение в личных целях. Само по себе помещение произведения в электронную память без цели извлечения прибыли можно рассматривать как использование в личных целях, однако если обеспечить доступ к произведению другим лицам, то будет затронуто другое правомочие - право на распространение произведения.

Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на экземпляры. Согласно п. 4 ст. 16 Закона об авторском праве размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры. Синонимами воспроизведения являются тиражирование и репродуцирование.

Под публичным исполнением понимается такое воспроизведение музыкального или драматического произведения, когда образы его воплощаются в звуки или определенные телодвижения. Восприятие такого воспроизведения является непосредственным и осуществляется неопределенным кругом лиц (зрителей).

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного посещения (например, картинная галерея), или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц. Таким образом, публично показываются прежде всего произведения изобразительного искусства, а также аудиовизуальные произведения.

Исключительным правом также является право на передачу в эфир. Под передачей в эфир понимается любая возможность трансляции произведения (включая его показ или исполнение) с помощью передачи сигналов. Такие сигналы, в частности, могут передаваться через спутник. При этом произведение доводится до сведения неопределенного круга лиц.

Самостоятельным имущественным правом является право на передачу произведения по кабелю. В этом случае сигналы с произведением распространяются с помощью кабелей или иных аналогичных устройств.

Право на перевод не может рассматриваться как самостоятельное авторское правомочие. Оно сводится к праву автора давать согласие на перевод и переработку своего произведения путем заключения соответствующих договоров.

Право на переработку предполагает право автора контролировать любую переделку, аранжировку или иную трансформацию произведения.

Следует отметить, что имущественные и неимущественные права существуют не изолированно, а тесно переплетаясь друг с другом. Так, неуказание имени одного из соавторов может привести к тому, что он лишится прав на получение вознаграждения за использование произведения (например, переделка повествовательного произведения в драматическое и наоборот).

 

§ 7. Ограничения авторских прав

 

Законодательства большинства стран мира предусматривают случаи, когда произведения, охраняемые авторским правом, могут использоваться свободно, т.е. без получения согласия автора или иного правообладателя и без уплаты авторского вознаграждения. Не является исключением и Россия. По общему правилу, не допускается использование произведения без согласия правообладателя, за исключением случаев, установленных в законодательстве, в частности, в Законе об авторском праве. При этом определено, что такие ограничения применяются, если могут нанести ущерб нормальному использованию произведения и нарушить законные интересы правообладателя. Кроме того, и в этих случаях автору гарантируется соблюдение личных неимущественных прав.

Одним из важнейших ограничений, о котором говорится в Законе об авторском праве, является право на воспроизведение в личных целях выпущенного в свет произведения. Речь идет об использовании произведения путем воспроизведения физическим лицом без намерения получить коммерческую выгоду (например, перезапись аудио- или видеокассеты, введение произведения в память личного компьютера и т.д.). Таким образом, любая передача копий произведения третьим лицам или иное доведение до них чужого произведения будет рассматриваться как нарушение авторского права.

В п. 2 ст. 18 Закона об авторском праве говорится о случаях, когда воспроизведение в личных целях не допускается. В частности, к ним относятся:

воспроизведение произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

воспроизведение баз данных или существенных частей из них;

воспроизведение программ для ЭВМ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 25 Закона об авторском праве;

репродуцирование книг в полном объеме и нотных текстов.

Есть ряд и других случаев свободного использования, однако сфера их применения невелика. Наиболее важными из них являются цитирование в оригинале и переводе, воспроизведение некоторых видов актуальных произведений в газетах, по радио и телевидению, репродуцирование (ксерокопирование) в единичном экземпляре произведений без извлечения прибыли, воспроизведение правомерно обнародованных произведений рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения, публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний в объеме, оправданном характером таких церемоний.

После того как срок действия исключительного авторского права истечет, произведение становится общественным достоянием. Это значит, что оно может быть использовано без чьего-либо разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Однако личные неимущественные правомочия (право авторства, право на имя и т.д.) должны быть сохранены за автором. Защиту этих правомочий может осуществлять любое заинтересованное лицо.

 

§ 8. Авторские договоры

 

Свое правомочие по распоряжению исключительным правом на произведение автор может передать по авторским договорам, которые различаются как: авторские договоры о передаче исключительного права на произведение другому лицу, авторские договоры, предоставляющие другому лицу право использования произведения в установленных договором пределах, и договоры авторского заказа. В последнем случае автор обязуется сначала создать произведение, а затем уже передать его пользователю. В договоре заказа должно быть подробно зафиксировано, какие требования предъявляются к будущему произведению. В частности, определяется его жанр, назначение, объем и другие параметры, устанавливается срок и форма представления работы заказчику, порядок устранения замечаний и т.д. При этом автор имеет право на получение аванса.

В информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 отмечено, что если в договоре о передаче авторских прав при обозначении предмета договора прямо не использовано словосочетание "исключительные права", то характер передаваемых прав определяется исходя из содержания всего договора.

Следует отметить, что действующее законодательство не содержит определения авторского договора. Его можно характеризовать как договор, направленный на создание и использование охраняемых авторским правом произведений литературы, науки и искусства.

Принцип свободы договора распространяет свое действие и на авторские договоры, однако в данном случае этот принцип ограничивается правилом о минимальных ставках авторского вознаграждения.

В настоящее время спорным является вопрос о том, относятся ли к предмету авторского договора конкретные права, передаваемые автором, либо само произведение. Однако следует иметь в виду, что при заключении договора-заказа соглашение о передаче прав не может быть заключено, поскольку еще нет и самого произведения.

Поскольку при заключении авторского договора передаются исключительные имущественные права, то к ним могут применяться некоторые общие положения договора купли-продажи.

Таким образом, любое из имущественных правомочий автора может передаваться другим лицам как на исключительной, так и на неисключительной основе. В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона об авторском праве договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных законом пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать использование произведения другим лицам.

При передаче неисключительных прав на использование произведения получатель таких права может использовать произведение наравне с другими лицами.

Как следует из п. 4 ст. 30 Закона об авторском праве, права, передаваемые по авторскому договору, считаются переданными на неисключительных условиях, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Таким образом, можно говорить о том, что неисключительность передаваемых по авторскому договору прав презюмируется.

Авторские договоры также могут классифицироваться в зависимости от способа использования: на издательский, постановочный, сценарный, о создании произведения изобразительного искусства в целях его публичного выставления (договор художественного заказа), об использовании на радио, телевидении и т.д. В свою очередь издательский договор может быть разделен на договор на издание литературных произведений, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, каждый из которых обладает определенными особенностями. Однако следует отметить, что в законодательстве такая классификация официально не закреплена.

Выделяют договор заказа, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его другой стороне (заказчику), а заказчик обязуется выплатить вознаграждение. В этом случае автор обычно подготавливает так называемую творческую заявку, в которой излагает сведения о будущем произведении (название произведения, объем, сроки исполнения и т.д.). Указанный договор является рисковым, поскольку заказчик несет риск творческой неудачи автора. Его можно рассматривать в качестве разновидности авторского договора о передаче прав на использование. Заказчиками по такому договору могут выступать любые субъекты гражданского права. Нередки случаи, когда договор заказа предусматривает выплату автору аванса.

Предметом авторского договора могут быть только произведения, признаваемые объектами авторского права и обладающие всеми его признаками. Обособленное содержание (сюжет, идея произведения и т.д.) не могут быть предметом авторского договора.

По общему правилу авторский договор заключается в письменной форме. Вместе с тем в соответствии с Законом об авторском праве могут быть предусмотрены случаи, когда соблюдение для авторского лицензионного договора письменной формы необязательно. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 32 Закона об авторском праве авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме. Следует отметить, что в этом случае автору труднее защищать свои права при их нарушении.

Ни Гражданский кодекс, ни Закон об авторском праве ничего не говорят о последствиях несоблюдения письменной формы авторского договора. Таким образом, будет действовать общее последствие, заключающееся в том, что стороны не смогут ссылаться на свидетельские показания, однако смогут использовать другие письменные доказательства.

При продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных в целях предоставления массовым пользователям доступа к ним допускается применение особого порядка заключения договоров, установленного Законом РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" <*>. В данном случае речь идет о п. 3 ст. 14 указанного Закона, в соответствии с которым при продаже и предоставлении массовым пользователям доступа к программе для ЭВМ и базам данных допускается применение особого порядка заключения договоров, например путем изложения условий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных.

--------------------------------

<*> ВВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2325.

 

Сторонами авторского договора являются, с одной стороны, автор или его правопреемник, а с другой стороны, пользователь его произведения. В качестве последнего обычно выступают специализированные организации, имеющие право осуществлять издательскую, театрально-зрелищную, выставочную и тому подобную деятельность, однако пользователями могут быть и граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей.

О содержании авторского договора говорится в ст. 31 Закона об авторском праве. Так, в соответствии с п. 1 указанной статьи он должен предусматривать способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Авторский договор заключается на определенный срок, однако если в договоре отсутствует условие о сроке, то договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

Основная обязанность автора по авторскому договору заключается в том, чтобы создать предусмотренное по договору произведение и передать его пользователю. При этом автор, если только речь не идет о технических помощниках, должен самостоятельно создать произведение, привлекая соавторов только с согласия своего контрагента. Созданное произведение передается в указанный в договоре срок, оформленное в надлежащем виде. Для предотвращения возможных недоразумений целесообразно оформлять передачу произведения выдачей соответствующего документа. По результатам рассмотрения заказчик может принять решение о внесении изменений и дополнений. Автор обязан внести эти изменения, однако он должен действовать в рамках договора. На внесение изменений устанавливается согласованный между сторонами срок.

Следует отметить, что заказчик произведения не может настаивать на том, чтобы автор менял свою позицию, хотя бы она и противоречила воззрениям пользователя.

Основная обязанность организации-пользователя заключается в том, чтобы использование произведения осуществлялось указанным в договоре способом.

В авторские договоры обычно включается условие о том, что автор обязуется не передавать право на использование произведения третьим лицам. Такое использование создает ненужную конкуренцию и тем самым наносит ущерб организации-пользователю, с которой был заключен авторский договор. Однако это правило не должно распространяться на случаи, когда произведение будет использовано в переработанном виде, в результате чего будет создано новое, творчески самостоятельное произведение.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.

Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом (например, при издании принято выплачивать вознаграждение за один авторский лист, равный сорока тысячам знаков).

Конкретная сумма устанавливается в договоре, однако Законом регулируется размер минимальных ставок авторского вознаграждения. В частности, минимальные ставки авторского вознаграждения установлены Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 <*>, а также Постановлением Правительства РФ от 29 мая 1998 г. N 524 <**>, утвердившим минимальные ставки вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство которых осуществлено до 3 августа 1992 г.

--------------------------------

<*> САПП РФ. 1994. N 13. Ст. 994.

<**> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2476.

 

При этом если размер вознаграждения устанавливается в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть указан максимальный тираж произведения. Особенностями договора-заказа является то, что заказчик обязуется в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон.

Ответственность стороны, не исполнившей условия авторского договора, является гражданской и, соответственно, на сторону-нарушителя ложатся неблагоприятные имущественные последствия в результате такого правонарушения. Такие неблагоприятные последствия могут выразиться либо в возмещении убытков, либо в уплате неустойки. При этом закон особо подчеркивает, что убытки включают также и упущенную выгоду (п. 1 ст. 34 Закона об авторском праве). Исключение составляет ответственность автора, не предоставившего заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа. В этом случае автор возмещает убытки, выразившиеся только в виде реального ущерба. Наличие указанной нормы объясняется тем, что неисполнение договора в данном случае может быть результатом так называемой творческой неудачей автора. Вместе с тем возможны ситуации, когда автор, не представив заказанное произведение одному пользователю, одновременно передаст его другому. В этом случае убытки должны взиматься в полном объеме. Здесь речь идет уже об умышленных действиях автора.

Надо иметь в виду, что обязательства, вытекающие из авторского договора, носят личный характер, не переходят по наследству и прекращаются в связи со смертью автора. Таким образом, можно сделать вывод, что на авторские договоры, за отдельными изъятиями, распространяются общие положения обязательственного права.

Основная обязанность автора по договору заключается в передаче произведения для использования, а в случае договора авторского заказа - в самом создании этого произведения (причем автор должен выполнить эту обязанность лично). Автор обязан представить произведение в обусловленный договором срок. Само произведение должно отвечать требованиям, установленным в договоре (жанр, объем, т.д.). Если произведение не соответствует условиям договора, то автор, по требованию пользователя, обязан произвести его доработку (в пределах требований, указанных в договоре).

Обязанности пользователя сводятся к рассмотрению представленного автором произведения, его использованию и выплате авторского вознаграждения. Использоваться произведение должно именно тем способом, который предусмотрен в договоре; использование способом, не предусмотренным в договоре, должно рассматриваться как бездоговорное использование. Обычно в договоры включается условие о предоставлении автору определенного количества бесплатных экземпляров, а также об обязанности пользователя информировать автора о переиздании.

Авторские договоры предполагаются возмездными, если в них прямо не предусмотрено иное. При отсутствии в договоре указания на размер вознаграждения он определяется в соответствии с вознаграждением, которое обычно выплачивается за использование подобных произведений. Авторские договоры заключаются на основании принципа свободы договора, из которого следует, что стороны сами устанавливают условия договора, в том числе размер вознаграждения. При этом должны соблюдаться правила о минимальных ставках авторского вознаграждения, установленные в порядке, предусмотренном Законом об авторском праве.

Особым образом регулируется выплата авторского вознаграждения авторам служебных произведений. Согласно п. 2 ст. 14 Закона об авторском праве размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливается договором между автором и работодателем.

Размер, порядок и сроки выплаты аванса, выплачиваемого при заключении договора-заказа, устанавливаются в договоре по соглашению сторон.

В соответствии со ст. 26 Закона об авторском праве сбор и распределение вознаграждения за воспроизведение аудиовизуальных произведений и звукозаписей в личных целях должен распределяться в следующих пропорциях: авторам 40%, исполнителям 30%, производителям фонограмм 30% вознаграждения, которое должно выплачиваться изготовителями или импортерами оборудования или материальных носителей. Следует отметить, что до настоящего времени указанная статья практического применения не находит.

К авторскому договору применимы общие правила о гражданско-правовой ответственности. Так, если в договоре участвует коммерческая организация, то ее ответственность наступает независимо от вины. Что касается участия автора как физического лица, то его ответственность строится на началах вины (ст. 401 ГК). Ответственность может выражаться в форме неустойки или возмещения убытков. Так, например, в договоре может быть предусмотрена неустойка за просрочку сдачи произведения. Убытки могут включать расходы пользователя на подготовку произведения к обнародованию, а также упущенную выгоду. При этом убытки должны возмещаться только в том случае, если будет доказана причинная связь между допущенным автором нарушением и последствиями в виде убытков.

Авторский договор является разновидностью гражданско-правового договора и поэтому прекращается по основаниям, предусмотренным для прекращения обычных договоров. Так, наиболее распространенным основанием его прекращения является истечение срока действия. При этом в пределах срока его действия исполнение договора не прекращается.

Однако истечение срока действия авторского договора прекращается и тогда, когда заказчик произведения не использовал его в пределах срока действия договора, независимо от причин, по которым он это не сделал. В то же время исполнение пользователем своих обязательств по договору не прекращает его действие. В частности, пользователь обычно сохраняет право повторного использования произведения, а автор обязуется не передавать право на его использование третьим лицам.

Согласно ст. 405 ГК РФ организация-пользователь может расторгнуть договор, если автор просрочил сдачу произведения. Он может отказаться от принятия исполнения и потребовать возмещения убытков даже при отсутствии вины автора, поскольку исполнение договора потеряло интерес для него.

Возможно досрочное прекращение авторского договора в связи с отказом пользователя от дальнейшего использования. Так, издательство, опубликовав один раз в пределах срока действия договора произведение, может в письменном виде отказаться от его дальнейшего использования.

Возникает вопрос о том, может ли авторский договор быть расторгнут по одностороннему волеизъявлению одной из сторон, если такая возможность предусмотрена в самом договоре. В соответствии со ст. 310 ГК РФ допускается односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности, если это предусмотрено договором. Поскольку автор не является предпринимателем, то такое условие договора следует считать недействительным.

Как и любой другой договор, авторский договор может прекращаться соглашением сторон.

Авторский договор прекращается смертью автора, поскольку он не может быть заменен его наследниками. Речь идет об обязательствах, в которых личность должника имеет существенное значение (п. 1 ст. 418 ГК).

Выбытие автора из авторского коллектива, в принципе, прекращает договор заказа. Однако если рукопись представлена или, по крайней мере, уже готова, то такой договор продолжает действовать.

Ликвидация организации-пользователя также является основанием для прекращения договора. В таком случае договор прекращается в связи с тем, что у ликвидируемой организации нет правопреемника, к которому перешли бы обязанности по использованию произведения.

Авторский договор может потерять силу из-за невозможности его исполнения. Невозможность исполнения может возникнуть как по вине автора, так и при отсутствии его вины. Примерами могут служить утрата произведения в случае стихийного бедствия, потеря рукописи произведения при пересылке и т.д. Невозможность исполнения может быть вызвана так называемой творческой неудачей автора (если речь идет о договоре заказа). В этом случае перед нами ситуация, когда автор выполнил свои обязательства по договору, однако созданное им произведение не отвечает требованиям договора.

 

§ 9. Защита авторских прав

 

Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.