Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы политики доходов 5 страница

Возможны ситуации, когда в уже сложившиеся коллективы исполнителей приглашают солистов со стороны для одного или нескольких исполнений. Такие солисты должны иметь равные права с другими членами коллектива в отношении исполнений, созданных с их участием.

Трудовой кодекс допускает с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) <*> и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с учащимся, достигшим 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения (ч. 3 ст. 63 ТК). Согласно ч. 4 указанной статьи в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, усыновителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведения без ущерба здоровью и нравственному развитию. Таким образом, трудовое законодательство не устанавливает нижнего предела для заключения договора (на практике нередки случаи, когда исполнителями выступают дети 5 - 6 лет). Тем не менее трудовые договоры все равно должны заключаться с самими несовершеннолетними, а родители (опекуны, усыновители) и органы опеки и попечительства только дают согласие на заключение договора.

--------------------------------

<*> Очевидно, законодатель допустил ошибку и надо было вместо "опекуна" указать "усыновителя".

 

б) Производители фонограмм

Субъектом смежных прав на записи (фонограммы) является изготовитель записи, которым признается юридическое лицо или гражданин, взявший на себя инициативу и соответствующие обязанности по изготовлению с помощью технических средств звукозаписи и (или) видеозаписи со звуком или без звука. При отсутствии доказательств иного изготовителем записи признается юридическое лицо или гражданин, наименование, имя или коммерческое обозначение которого указано обычным образом на экземпляре записи и (или) его упаковке. Следует отметить, что Закон об авторском праве и смежных правах использует такие термины, как "изготовитель фонограмм" и "производитель фонограмм". Таким образом, лицо, которое ограничилось инвестированием средств в производство фонограммы, по общему правилу, не может считаться ее производителем, если договором не установлено иное.

При этом следует подчеркнуть, что производителями (изготовителями фонограмм) являются физические или юридические лица, которые осуществили или заказали первую звуковую запись какого-либо материала. В этом смысле их следует отличать от тех лиц, которые просто изготовили копию звуковой записи.

в) Организации эфирного и кабельного вещания

Организациями эфирного и кабельного вещания являются радио- и телевизионные станции, которые осуществляют трансляцию передач по воздуху или по проводам.

Организацией эфирного и кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее в качестве своей основной деятельности передачу в эфир или по кабелю радио- или телевизионных сигналов, посредством которых радио- или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц (далее - передача радио- или телевизионных сигналов). Это могут быть государственные или частные организации, которые не только используют охраняемые авторским правом произведения, но и являются субъектами смежных прав на созданные ими передачи. Следует отметить, что сами по себе передачи в отрыве от произведений, звукозаписей и исполнений, в них содержащихся, не являются результатом творческого труда. Тем не менее законодатель решил распространить на организации, их создающие, законодательство о смежных правах.

В соответствии со ст. 35 Закона об авторском праве права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.

 

§ 4. Исключительные права субъектов смежных прав

 

А. Права исполнителей

 

Субъектам смежных прав принадлежат как имущественные, так и личные неимущественные права. Так, исполнители имеют следующие неимущественные права:

право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах записи исполнения при трансляции в эфир или по кабелю и при воспроизведении записи исполнения;

право на защиту исполнения или постановки от искажения при его трансляции в эфир или по кабелю, при записи и воспроизведении записи (право на защиту исполнения от искажения).

К числу исключительных имущественных прав исполнителя относится право на результат исполнения, под которым понимается исключительное право на использование результата исполнения следующими способами, предусмотренными п. 2 ст. 37 Закона об авторском праве:

передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю исполнения или постановки, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с помощью записи (трансляция исполнения в эфир или по кабелю);

запись ранее не записанного исполнения или постановки;

воспроизведение записи исполнения или постановки;

передача в эфир или по кабелю записи исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

сдача в прокат опубликованных в коммерческих целях фонограмм, на которых записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право на фонограмму при заключении договора на запись исполнения или постановки переходит к производителю фонограммы; при этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы.

Право на передачу (трансляцию) исполнения в эфир или по кабелю может быть реализовано, если используемое для такой передачи исполнение не было ранее передано в эфир какой-либо телекомпанией и передача в эфир или по кабелю не осуществляется с использованием записи. Другими словами, речь идет о передаче в эфир или по кабелю в прямой трансляции первого живого исполнения, осуществляемого артистом-исполнителем на каком-либо концерте или в шоу. В данном случае телекомпания еще до начала передачи обязана заключить с артистом-исполнителем или организацией, управляющей его имущественными правами, договор, предоставляющий указанное право. При этом следует иметь в виду, что участие исполнителя в создании аудиовизуального произведения предполагает, что все его имущественные права переходят к изготовителю данного произведения.

Право на передачу в эфир или по кабелю записи исполнения реализуется в зависимости от того, производилась ли она для коммерческих целей или нет. В последнем случае при последующем коммерческом использовании необходимо получение согласия артиста-исполнителя.

Говоря об исключительном праве на запись исполнения, следует учитывать следующее. Под записью исполнения понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их многократное восприятие, воспроизведение или сообщение (абзац 7 ст. 4 Закона об авторском праве). В данном случае речь идет о первой записи исполнения, которое до записи могло неоднократно передаваться в эфир в живом исполнении или сообщаться для всеобщего сведения по кабелю, но без фиксации исполнения на соответствующем носителе. Другими словами, исполнитель не имеет права на перезапись.

Под воспроизведением записи исполнения следует понимать изготовление одного или более экземпляров звукозаписи исполнения на любом материальном носителе (показ записи в кино, по телевидению, вывод записи на экран телевизора или компьютера не может рассматриваться как воспроизведение). Исключительное право исполнителя воспроизводить запись исполнения или постановки согласно п. 3 ст. 37 Закона об авторском праве не распространяется на случаи, когда:

первоначальная запись исполнения или постановка была произведена с согласия исполнителя. Имеются в виду случаи, когда артист-исполнитель, дав согласие на запись исполнения для определенных целей (например, для передачи записи в эфир), уже передал такое право другому лицу и получил за это соответствующее вознаграждение. Поэтому для воспроизведения такой записи для тех же целей получать согласие артиста-исполнителя необходимости нет. Если же запись исполнения предполагается использовать для других целей (например, для использования на видеокассетах), то согласие получать нужно. Если же запись исполнения была произведена без согласия исполнителя (например, в учебных целях), то право на воспроизведение сохраняется за артистом-исполнителем;

воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения или постановки.

Право на сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы, на которой записано исполнение с участием артиста-исполнителя, при заключении договора на запись исполнения на фонограмму автоматически переходит к производителю фонограммы. При этом артист-исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (размер гонорара определяется в договоре на запись исполнения).

Закон особо подчеркивает, что, с одной стороны, исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений, а с другой - права исполнителя действуют независимо от действия авторских прав на исполняемое произведение.

Права исполнителей охраняются, если исполнитель является гражданином Российской Федерации, если исполнение или постановка имели место на территории РФ, если исполнение или постановка записаны на фонограмму, охраняемую в соответствии с п. 2 ст. 35, если исполнение или постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую в соответствии с п. 3 ст. 35 Закона об авторском праве.

Любое исключительное право исполнителя может перейти по договору другим лицам. Различают исполнительский договор о передаче исключительного права и договор о предоставлении другой стороне права использовать этот результат в установленных договором пределах. Такие договоры могут заключать любые лица.

Исполнительские договоры о передаче исключительного права на результат исполнения и исполнительские договоры о передаче неисключительного права могут заключаться с исполнителем отдельно от договора, на основе которого осуществляется использование охраняемого авторским правом произведения, а могут быть частью последнего договора. По таким договорам исполнители передают право на использование исполнения или постановки в обусловленной форме, а пользователь уплачивает исполнителю вознаграждение за каждый вид использования (п. 1 ст. 37 Закона об авторском праве). Следует учитывать, что Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 <*> установлены минимальные ставки вознаграждения исполнителям. В отличие от авторских прав права исполнителей при передаче другим лицам не ограничиваются какими-либо условиями (например, максимальным сроком передачи). Таким образом, возможна полная передача прав исполнителей.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 21. Ст. 2529.

 

Исключительное право исполнителя на результат исполнения действует в течение пятидесяти лет, считая с первого дня года, следующего за годом, в котором имело место публичное исполнение (постановка), либо запись исполнения, либо первая передача исполнения в эфир или по кабелю.

Права на результат совместного исполнения принадлежат сообща всем членам коллектива, однако осуществляются эти права, по общему правилу, руководителем коллектива исполнителей, хотя соглашением между исполнителями может быть предусмотрено иное.

Для реализации указанных прав руководитель коллектива должен заключить письменный договор с пользователем. Следует отметить, что на практике этим занимаются антрепренеры, импресарио, коммерческие директора и другие лица, функции которых могут совпадать с обязанностями руководителя коллектива (если последний не занимается творческими вопросами, а выполняет только организационные функции). Взаимоотношения указанных лиц с исполнителями должны регулироваться нормами агентского договора. Таким образом, нормы о смежных правах применимы только к тем руководителям коллективов, которые выполняют творческие задачи.

Вознаграждение за использование исполнения распределяется между членами коллектива исполнителей в порядке, установленном Законом об авторском праве, если соглашением между исполнителями не предусмотрено иное.

Исполнение может быть результатом труда, осуществленного в порядке выполнения служебного задания. К таким результатам применяются положения Закона об авторском праве и смежных правах, регулирующего правовой режим произведений, охраняемых авторским правом, которые были созданы в порядке выполнения служебного задания.

Исполнители и другие правообладатели могут в соответствии с законами о смежных правах создавать некоммерческие организации, на которые возлагается управление правами исполнителей на основании полномочий, предоставляемых им правообладателями.

В качестве примера можно назвать Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российское общество по смежным правам (РОСП), Российскую фонографическую ассоциацию (РФА).

 

Б. Права производителей фонограмм

 

Закон об авторском праве и смежных правах ничего не упоминает о наличии каких-либо неимущественных прав у производителей фонограмм. При этом можно говорить о таком личном неимущественном праве, как право на указание на экземплярах записи своего имени или наименования (избранного коммерческого обозначения).

Производитель фонограмм имеет следующие имущественные права, перечисленные в ст. 38 Закона об авторским праве:

- воспроизводить фонограмму;

- переделывать или любым способом перерабатывать фонограмму;

- распространять экземпляры фонограммы, т.е. продавать, сдавать их в прокат и т.д.;

- импортировать экземпляры фонограмм в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.

Перечень указанных правомочий следует рассматривать как исчерпывающий. Изготовитель фонограммы (записи) осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.

Права изготовителей фонограмм охраняются в соответствии с Законом об авторском праве, если изготовитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное нахождение на территории Российской Федерации, или если фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации.

Таким образом, производитель фонограммы имеет исключительное право на использование фонограммы любым способом, включающим право осуществлять или разрешать распространение экземпляров фонограммы. При этом согласно ст. 4 Закона об авторском праве экземпляр фонограммы - это копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме.

Если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот, то допускается их дальнейшее распространение без согласия изготовителя фонограммы и без выплаты вознаграждения. Таким образом, выпущенный на законных основаниях тираж компакт-дисков и реализованный изготовителем фонограммы оптовым организациям может быть в последствии реализован в розничную торговлю без получения согласия изготовителя. Однако право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи в прокат принадлежит изготовителю фонограммы независимо от права собственности на ее экземпляры.

Воспроизведение фонограммы осуществляется с согласия производителя фонограммы независимо от того, используется при этом оригинал фонограммы или иной носитель. Под воспроизведением фонограммы понимается изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на подобном носителе, изготовленная как непосредственно, так и косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме.

Право переделывать или перерабатывать фонограмму может быть реализовано в различных целях. Например, для изменения звукового фона фонограммы или для усиления одних звуков и уменьшения звучания других. Переработка может включать в себя изменение самого носителя фонограммы (например, из магнитной записи в цифровую и наоборот).

Распространение фонограммы может осуществляться путем любого правомерного использования в гражданском обороте. В том числе сдачей ее в прокат. Под сдачей в прокат согласно ст. 4 Закона об авторском праве понимается предоставление экземпляров произведения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды.

Импорт экземпляров фонограммы означает пересечение этими экземплярами Государственной границы РФ и их дальнейшее распространение. Причем распространение включает в себя как распространение на территории РФ, так и за ее пределами.

Изготовитель (фонограммы) записи вправе по договору передать исключительное право на запись другому лицу - новому правообладателю (договор о передаче исключительного права на запись) или предоставить другому лицу право использования записи в установленных договором пределах (лицензионный договор). Вознаграждение за использование опубликованной коммерческой фонограммы путем ее публичного исполнения (например, на дискотеке) собирается, распределяется и выплачивается одной из организаций, управляющей правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе (ст. 44 Закона об авторском праве) в соответствии с соглашениями между этими организациями.

Исключительное право на запись действует в течение пятидесяти лет, считая с первого года, следующего за годом, в котором осуществлена запись.

Лицо, правомерно осуществившее переработку записи, приобретает право на переработанную запись.

По истечении срока действия исключительного права запись переходит в общественное достояние.

 

В. Права организаций эфирного и кабельного вещания

 

Передачи эфирного и кабельного вещания могут включать в себя объекты авторских прав, а также смежных прав исполнителей и производителей фонограмм. Поэтому, осуществляя передачи, организации эфирного и кабельного вещания должны соблюдать указанные права.

Организациям эфирного вещания согласно п. 2 ст. 40 Закона об авторском праве принадлежит исключительное право разрешать осуществление следующих действий:

- разрешать другой организации эфирного вещания одновременно с ней передавать в эфир ее передачу;

- сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю;

- записывать передачу;

- воспроизводить запись передачи;

- сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

Нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что в отличие от исключительных смежных прав исполнителей и производителей фонограмм законодатель в данном случае говорит о разрешении осуществлять указанные выше действия, а не о самостоятельном их осуществлении. Очевидно, речь идет о недоработке законодателя, поскольку несомненно, что организации эфирного вещания могут и сами осуществлять принадлежащие им права.

Таким образом, использованием передачи радио- или телевизионного сигнала организацией эфирного вещания считаются ретрансляция передачи радио- или телевизионного сигнала по кабелю и трансляция передачи телевизионного сигнала в эфир.

При этом организация эфирного или кабельного вещания может разрешить другой вещательной организации ретранслировать передачу в эфир или по кабелю одновременно с трансляцией этой передачи первой вещательной организацией, независимо от того, транслируется ли первая передача в эфир в живом исполнении или с записи.

Необходимо обратить внимание на слово "одновременно". Из этого следует, что на последующую ретрансляцию необходимо отдельное разрешение.

Право на запись передачи включает в себя любые виды записи независимо от типа носителя и назначения записи (исключение составляют так называемые записи краткосрочного пользования и записи для личного пользования). Запись передачи эфирного или кабельного вещания может привести к возникновению других объектов охраны (аудиовизуальные произведения или фонограммы). В связи с этим необходимо получить согласие правообладателей на такие произведения или объекты смежных прав.

Право публичной демонстрации передачи в местах с платным входом реализовать на практике довольно сложно, поскольку мест, где берут деньги за то, чтобы посмотреть телевизор, практически нет. Конечно, есть бары, где для того, чтобы привлечь посетителей, устанавливают телевизоры, однако специально за это деньги не берут.

Организации кабельного вещания имеют, по существу, те же правомочия, что и организации эфирного вещания.

Исключительное право организации эфирного и кабельного вещания на воспроизведение записи передачи не распространяется на случаи, когда:

- запись передачи была произведена с согласия организации эфирного или кабельного вещания;

- воспроизведение передачи осуществляется в виде исполнения небольших отрывков из постановки, фонограмм, передачи в эфир или по кабелю для включения в обзор о текущих событиях, исключительно в целях обучения или научного исследования, для цитирования при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях.

Следует иметь в виду, что организации эфирного и кабельного вещания при съемке передач иногда используют исполнения, субъектами прав на которые являются артисты-исполнители. Соответственно, они должны урегулировать свои взаимоотношения.

Организация эфирного или кабельного вещания, осуществляющая или осуществившая передачу радио- или телевизионного сигнала, вправе по договору передать свое исключительное право на эту передачу другому лицу (договор о передаче исключительного права) или предоставить другому лицу право использования передачи радио- или телевизионного сигнала в установленных в договоре пределах (лицензионный договор).

Исключительное право на передачу радио- и телевизионных сигналов действует в течение пятидесяти лет, считая с первого дня года, следующего за годом, в котором имела место передача радио- или телевизионных сигналов в эфир или по кабелю.

 

§ 5. Ограничение исключительных смежных прав

 

Закон допускает ограничение прав исполнителей (в частности, права на воспроизведение) в тех случаях, когда первоначальная запись была произведена с согласия исполнителя либо воспроизведение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи.

Согласно ст. 42 Закона об авторском праве существуют следующие случаи использования объектов смежных прав без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного и кабельного вещания: свободное использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю. Кроме того, без согласия обладателя смежных прав и без уплаты им авторского вознаграждения допускается использование объектов смежных прав в целях обучения, научного исследования или цитирования, в личных целях. Если осуществляется свободное использование объекта смежных прав, то выплата вознаграждения требуется только при цитировании в информационных целях вещательной организацией фонограммы, опубликованной в коммерческих целях.

Субъекты прав на смежные права могут передать их другим лицам. Для этого они должны заключить соответствующие договоры. Особенность заключения данных договоров состоит в том, что нельзя уступить право на использование объекта смежных прав (например, звукозапись), не решив вопроса об авторских правах, а иногда и соответствующих смежных прав. Так, например, производители фонограмм не могут уступить права на использование фонограммы, не получив предварительного согласия автора или иного правообладателя на произведение, а также у исполнителя.

 

§ 6. Коллективное управление имущественными правами

 

В большинстве случаев авторы и владельцы смежных прав не сами реализуют свои правомочия, а передают права на использование произведений другим лицам. При этом возможны ситуации, когда автор или иной правообладатель не может реально проконтролировать, кто и как использует его произведение. Речь, в частности, идет об использовании произведения на радио, телевидении, публичном исполнении и т.д., когда одновременно используется большое количество произведений и объектов смежных прав, принадлежащих разным субъектам права. В таких случаях Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" допускает создание специальных посредников - организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе (ст. 44 Закона об авторском праве).

Такие организации не вправе заниматься коммерческой деятельностью, и по отношению к ним применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством. Создаются они непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных ими полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, предусмотренном законодательством. При этом допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами.

Деятельность подобных организаций начинается с того, что они заключают с определенной группой авторов, иных правообладателей или субъектов смежных прав договор, по которому последние передают все свои исключительные права на использование произведений в той сфере, в которой действует организация. Однако, получив эти права, организация сама не может их использовать; ее целью является дальнейшая их передача потенциальным пользователям (радио- и телевизионным станциям, ресторанам и т.д.).

Пользователи получают право на использование всех произведений, в отношении которых организация получила права от авторов и субъектов смежных прав. Кроме того, в соответствии со сложившейся практикой они получают также права на использование тех произведений и объектов смежных прав, владельцы которых не заключили договоры с организацией о предоставлении ей своих прав. Это вытекает из абз. 2 п. 3 ст. 45 Закона об авторском праве, в соответствии с которым лицензии, выдаваемые обществами по коллективному управлению имущественными правами, разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав, включая и те, которые не передали полномочия на основании договоров.

Наличие подобной практики обусловлено тем, что в условиях массового использования произведений (в основном речь идет о музыкальных произведениях) обращение за индивидуальными лицензиями могло бы затруднить работу организаций-пользователей. Такую деятельность можно рассматривать как действия в чужом интересе без поручения. В случае несогласия авторов с тем, что их интересы представляли подобным образом, у них есть возможность обжаловать такие действия в суде.

Таким образом, можно говорить о компромиссе между исключительными правами авторов и правами пользователей на осуществление деятельности по использованию произведений на радио, телевидении, публичном исполнении и т.д.

В свою очередь пользователь выплачивает организации за предоставленные ему права определенное вознаграждение. При этом пользователь обязан регулярно сообщать организации, какие произведения или объекты смежных прав были им использованы. Следует указать на сложившуюся негативную практику, когда авторы и исполнители при проведении концертной деятельности пишут заявления якобы об отказе от получения авторского вознаграждения и исполнительского вознаграждения. В этом случае организаторы концертов имеют формальное право не перечислять официальное авторское вознаграждение в организации по управлению коллективными имущественными правами. На самом же деле вознаграждение выплачивается наличными и с него не платят налоги.

На основании п. 3 ст. 45 Закона об авторском праве пользователям предоставляются лицензии, которые должны быть одинаковыми для всех пользователей. Вместе с тем авторы вправе изъять свои произведения из лицензий, выдаваемых организацией, осуществляющей коллективное управление.

Отказать без достаточных оснований в выдаче лицензии на осуществление коллективного управления имущественными правами нельзя. Закон не разъясняет, что имеется в виду под достаточными основаниями. На практике в выдаче лицензий отказывают тем организациям, которые постоянно не выплачивают авторское вознаграждение. Эти лицензии являются типовыми и могут рассматриваться в качестве разновидности договора присоединения.

Основной организацией, осуществляющей коллективное управление имущественными правами, является Российское авторское общество (РАО) - правопреемник Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП) и Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС). В РАО есть специальные подразделения, которые обрабатывают отчеты пользователей и распределяют авторское вознаграждение.

Правами производителей фонограмм управляет Российская фонографическая ассоциация исполнителей (РФА), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы политики доходов 4 страница | Типы политики доходов 6 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.