Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы политики доходов 14 страница

По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе о его регистрации. Факт регистрации знака имеет правоустанавливающее значение. Закон не охраняет незарегистрированные обозначения, в связи с чем фактический пользователь независимо от времени введения обозначения в оборот не может претендовать на приоритет, который закрепляет первенство заявки и определяет новизну товарного знака.

До принятия решения по результатам экспертизы заявленного обозначения заявителю может быть направлено уведомление в письменной форме о результатах проверки соответствия заявленного обозначения необходимым требованиям, с предложением представить свои доводы относительно приведенных в уведомлении мотивов. Доводы заявителя учитываются при принятии решения по результатам экспертизы заявленного обозначения, если такие доводы представлены в течение шести месяцев с даты направления заявителю указанного уведомления.

Решение о регистрации товарного знака может быть пересмотрено Роспатентом до регистрации товарного знака в связи с:

- поступлением заявки, имеющей более ранний приоритет на тождественное или сходное с ним до степени смешения обозначение в отношении однородных товаров;

- регистрацией в качестве наименования места происхождения товара обозначения, тождественного этому товарному знаку или сходного с ним до степени смешения;

- выявлением заявки, содержащей тождественный товарный знак, или выявлением охраняемого тождественного товарного знака в отношении совпадающих полностью или частично перечней товаров и с тем же или более ранним приоритетом товарного знака;

- удовлетворением заявления об изменении заявителя, приведшем к появлению возможности введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя в случае регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.

В случае несогласия с решением формальной экспертизы по заявленному обозначению заявитель может обжаловать принятое решение. Для такого обжалования предусмотрен административный порядок.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона о товарных знаках в случае несогласия с решением, принятым по результатам формальной экспертизы заявки, об отказе в принятии ее к рассмотрению или с решением, принятым по результатам экспертизы заявленного обозначения, или с решением о признании заявки отозванной заявитель может подать возражение в Палату по патентным спорам в течение трех месяцев с даты получения соответствующего решения или запрошенных у федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности копий противопоставленных заявке материалов при условии их запроса заявителем в течение месяца с даты получения им соответствующего решения.

Заявитель, исчерпавший все возможности защиты права в административном порядке, имеет право на судебную защиту, поскольку оно ему предоставлено актом высшей юридической силы - Конституцией РФ <*>.

--------------------------------

<*> БВС РФ. 1995. N 1. С. 11.

 

Нельзя не обратить внимание на то, что сегодняшнее законодательство не сохранило ранее действовавшую двухзвенную систему органов, рассматривавших споры по подобным делам. В частности, помимо Апелляционной палаты существовала также Высшая патентная палата Российского агентства по патентам и товарным знакам, которая была образована в соответствии с Указом Президента РФ от 11 сентября 1997 г. N 1008 "О Российском агентстве по патентам и товарным знакам" в качестве постоянно действующего коллегиального органа Российского агентства по патентам и товарным знакам. Постановлением Правительства РФ от 30 марта 1998 г. N 367 "Об образовании Высшей патентной палаты" было утверждено Положение о Высшей патентной палате Российского Агентства по патентам и товарным знакам <*>.

--------------------------------

<*> Российская газета. 1998. 16 апреля.

 

При этом для заявителя в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона о товарных знаках устанавливается ряд льгот процессуального характера.

В случае же принятия решения о регистрации товарного знака Роспатент в течение месяца с даты получения документа об уплате установленной пошлины производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. В Реестр вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака и дата его регистрации, перечень товаров, для которых зарегистрирован товарный знак, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.

Формы свидетельства и состав указываемых в нем сведений устанавливаются Роспатентом. Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты подачи заявки в Роспатент, однако Закон о товарных знаках предусматривает процедуру для неоднократного продления срока действия товарного знака. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о товарных знаках срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года ее действия, причем каждый раз - на десять лет. Таким образом, фактически исключительное право на товарный знак временными рамками не ограничено. По ходатайству правообладателя для продления срока действия регистрации товарного знака ему может быть предоставлен шестимесячный срок после истечения срока действия регистрации при условии уплаты дополнительной пошлины.

Закон о товарных знаках устанавливает ряд оснований для прекращения исключительного права на товарный знак.

Согласно п. 1 ст. 29 Закона о товарных знаках правовая охрана товарного знака прекращается:

- в связи с истечением срока действия регистрации товарного знака;

- на основании вступившего в законную силу решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками;

- на основании принятого в установленном порядке решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием;

- на основании решения Роспатента о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае ликвидации юридического лица - правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности физического лица - правообладателя;

- в случае отказа от нее правообладателя;

- на основании решения, принятого по поданному в Палату по патентным спорам заявлению любого лица о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае превращения зарегистрированного товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление и характеризующее товар определенного вида.

Особый порядок предусмотрен для прекращения правовой охраны общеизвестных товарных знаков. Правовая охрана общеизвестного товарного знака может прекращаться по тем же основаниям, а также на основании решения Палаты по патентным спорам в случае утраты общеизвестным товарным знаком признаков, делающих его таковым.

Как уже отмечалось, Приказом Комитета Российской Федерации по патентам и товарным знакам от 3 марта 2003 г. утверждены Правила продления срока действия регистрации товарного знака, внесения изменений в регистрацию и свидетельство на товарный знак и знак обслуживания.

В соответствии с п. 7 указанных Правил заявление о продлении срока действия регистрации подается в установленной форме и рассматривается в течение двух месяцев с даты поступления в Роспатент.

Изменения в регистрацию товарного знака, касающиеся наименования, фамилии, имени и отчества владельца товарного знака, сокращения перечня товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, изменения отдельных элементов товарного знака, не меняющие его существа, другие изменения, относящиеся к регистрации товарного знака, вносятся на основании заявления владельца товарного знака. Заявление составляется по установленной форме и рассматривается в течение двух месяцев с даты поступления его в Роспатент.

После внесения изменений в Реестр в свидетельство также вносится соответствующая запись. Свидетельство с внесенной записью возвращается правообладателю на товарный знак или патентному поверенному.

 

§ 3. Основания для отказа в государственной

регистрации прав на товарный знак

 

В Законе о товарных знаках (ст. 6) предусмотрены абсолютные основания для отказа в регистрации. К требованиям такого характера относятся требования к самому обозначению, не зависящие от наличия других обозначений и не связанные непосредственно с нарушениями прав третьих лиц.

В частности, не допускается регистрация товарных знаков, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

- являющихся общепринятыми символами и терминами;

- характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также время, место, способ производства или сбыта;

- представляющих собой форму товаров, которые определяются исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Перечисленные характеристики могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Указанные положения не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, их гербы, флаги и другие эмблемы, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения обозначения. Такие элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

- являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя;

- противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается регистрация в Российской Федерации в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников указанного международного договора в качестве обозначений, идентифицирующих вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

Различительный характер товарного знака заключается в способности идентифицировать товар или услугу и позволять потребителю распознать этот знак, а соответственно, и товар среди однородной продукции. По различительной способности распознают знаки, состоящие из изобретенных (фантазийных) слов, обладающих высоким отличительным свойством и описательных обозначений, и общепринятых наименований товаров и услуг. По отдельным видам товарных знаков, различающихся одной или двумя буквами или одним изобразительным элементом, наличие несходства проявляется по лингвистическим причинам (ударение) или устойчивой ассоциации в сознании потребителей.

В частности, к ним относятся:

- обозначения, представляющие собой сочетания отдельных букв, цифр, не имеющих характерного графического исполнения, словесного характера;

- линии, геометрические фигуры и их сочетания, не образующие оригинальных композиций;

- реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые в качестве их товарных знаков;

- трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением;

- общепринятые наименования, являющиеся простыми указаниями товаров, общепринятые сокращения наименования организаций, предприятий, отраслей, их аббревиатуры.

Как уже было отмечено, одним из оснований отказа в регистрации товарного знака является вхождение наименования товара во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида (так, нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака слово "телевизор"). Таким образом, не регистрируются так называемые свободные знаки, которые вошли во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида, т.е. ставшие для одного и того же товара или товара одного вида видовыми понятиями (целлофан).

В качестве примера можно привести спор между немецкой компанией "Bayer" и французской компанией "UPSA" по поводу использования слова "аспирин" в качестве товарного знака. Лекарственное средство аспирин в качестве товарного знака было зарегистрировано в Германии еще в 1897 г. В настоящее время аспирин признается в качестве товарного знака в более чем пятидесяти странах. В России аспирин был зарегистрирован в качестве товарного знака в 1992 г., в связи с чем компания "Bayer" потребовала от своих конкурентов прекратить продажу лекарств под таким названием. Представитель компании "Bayer" ссылался на положения Парижской конвенции, в соответствии с которыми общеизвестные товарные знаки должны иметь правовую охрану, а слово "аспирин", по мнению истца, известно в мире как название препарата фирмы "Bayer". По мнению ответчика, задолго до подачи заявки фирмы "Bayer" (1991 г.) слово "аспирин" вошло в России во всеобщее употребление. В частности, многие советские фабрики производили отечественный препарат под этим названием. По законам, действовавшим на момент подачи заявки, не должны были регистрироваться обозначения, вошедшие во всеобщее употребление.

В связи с этим французская компания "UPSA", также продававшая аспирин в России, обратилась в Апелляционную палату при Роспатенте с требованием об отмене регистрации указанного товарного знака. Свои требования она мотивировала тем, что слово "аспирин" вошло в России во всеобщее употребление задолго до подачи заявки фирмы "Bayer". Однако это требование не было поддержано ни в Роспатенте, ни в суде. Впоследствии между компаниями "Bayer" и "UPSA" было достигнуто соглашение о прекращении последней распространения аспирина в России <*>.

--------------------------------

<*> Коммерсантъ. 1999. 3 сентября.

 

Общепринятыми символами признаются изображения, использующиеся для указания конкретной отрасли или сферы деятельности (изображение чаши со змеей - символ фармацевтической промышленности), и термины (например, квант, ампер, метр).

В соответствии с п. 2.3 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака к общепринятым символам относятся, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров; общепринятые сокращенные наименования организаций, отраслей, предприятий и их аббревиатуры. Регистрация подобных символов и терминов не допускается лишь в том случае, если они предназначены для товаров, непосредственно связанных с областью использования данных терминов. Следовательно, слово "ампер" не будет зарегистрировано в качестве товарного знака, предназначенного для использования в электротехнической промышленности.

Обозначения, характеризующие товары, в том числе указывающие на вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также время, место, способ производства или сбыта дают объективную характеристику товара и не могут его индивидуализировать. Так, в свое время Госкомизобретений отказал в регистрации товарного знака "DRY&NATURAL" (в переводе сухой и естественный), отметив, что он не обладает отличительными признаками и носит описательный характер <*>.

--------------------------------

<*> Мэгс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. М., 2000. С. 345.

 

Следует отметить, что на практике не всегда соблюдается это правило. Так, был зарегистрирован стиральный порошок под названием "Обычный" <*>.

--------------------------------

<*> Как стереть в порошок конкурента // Деньги. 1999. 16 июня.

 

К подобным обозначениям можно отнести простые наименования товаров, характеристики свойств типа "экстра", "супер", указания на материал, состав изделия, вес, объем, цену, адреса изготовителей и распространителей. В качестве примера можно привести лишение правовой защиты товарного знака, включающего слово "идеал", поскольку это слово является хвалебным <*>.

--------------------------------

<*> Скользкое танго // Известия. 2000. 22 августа.

 

Официальные знаки и символы обладают различительными свойствами, однако не охраняются, поскольку имеют особый статус и назначение, несовместимое с индивидуализацией товаров. Кроме того, они способны ввести потребителей в заблуждение относительно происхождения товара. Так, Госкомизобретений СССР отклонил в свое время заявку японской фирмы на регистрацию в качестве товарного знака обозначения, включающего государственный флаг Мавритании <*>. Отдельные виды символов охраняются специальными международными конвенциями (например, знак Красного Креста и Полумесяца).

--------------------------------

<*> Вопросы изобретательства. 1872. N 2. С. 9.

 

Под государственным гербом понимается внешний символ, отличительный знак государства. Под флагом также понимается символ государства, который одновременно является символом суверенитета государства. Запрет на их использование в качестве товарных знаков обусловлен тем, что подобные обозначения носят официальный характер и у потребителя товара возникала бы ассоциация прежде всего с носителями этих символов. Кроме того, могла бы возникнуть ложная ассоциация относительно места происхождения товара.

Контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия имеют официальный характер и их использование в качестве товарных знаков также могло бы ввести в заблуждение потребителей.

К обозначениям, являющимся ложными или способными ввести потребителя в заблуждение, относятся обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которые не соответствуют действительности. Так, не регистрируются товарные знаки, которые содержат вымышленную дату основания фирмы или имя его основателя, ложные сведения о качествах и свойствах товара, месте его происхождения и т.д. Так, Госкомизобретений СССР отклонил заявку французской фирмы "Вольфшмидт Бордо-Франс" на регистрацию в качестве товарного знака винно-водочной этикетки, на которой было изображено множество неподтвержденных наград, а также ложный год основания фирмы <*>. Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.

--------------------------------

<*> Адуев А.И., Белогорская Е.М. Товарный знак и его правовое значение. М., 1972. С. 34.

 

Различие между ложными и вводящими в заблуждение обозначениями заключается в том, что целью первых является умышленный обман, тогда как вторые не содержат сведений, прямо не соответствующих действительности, однако создают возможность для обмана косвенным путем (например, обозначение "натуральный", когда речь идет о товарах, выполненных из заменителей.) Примером второго является использование слова "Лондон" для товара, никак с Англией не связанного.

Обозначения, противоречащие принципам морали и нравственности, включают слова и изображения непристойного характера, призывы антигуманного содержания, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства и т.д.

В частности, к ним относятся обозначения порнографического характера, расистские лозунги и эмблемы, непристойные слова и выражения. По такому основанию было отказано в регистрации таким словам, как "мафия", "паранойя".

Следует отметить, что практика отказа в регистрации любой аббревиатуры не всегда представляется оправданной. Так, отдельные виды аббревиатуры благодаря сочетанию гласных и согласных звуков имеют словесный характер (например, Роспатент), другие получили широкое распространение (например, MTV). Представляется, что подобные аббревиатуры вполне могут регистрироваться в качестве товарных знаков.

В ст. 7 Закона о товарных знаках перечислены основания для отказа в регистрации, которые можно условно назвать оспоримыми.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения с:

товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в РФ, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

товарными знаками других лиц, признанными в установленном Законом о товарных знаках порядке общеизвестными в РФ товарными знаками в отношении однородных товаров.

Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, указанным в абзаце втором или третьем настоящего пункта, допускается лишь с согласия правообладателя.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с Законом о товарных знаках, за исключением случаев, если эти обозначения включены как неохраняемые элементы в товарные знаки, регистрируемые на имя лиц, имеющих право пользования такими наименованиями.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:

- охраняемому в РФ фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

- названию известного в РФ на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту без согласия обладателя авторского права или его правопреемника, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

- фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследника.

Заявленные обозначения анализируются на предмет новизны по отношению к указанным объектам. Так, при определении тождества или сходства до степени смешения сопоставляют товары, с которыми уже используется данное обозначение, с товарами, для которых регистрируется то же самое или сходное обозначение. При установлении однородности товаров принимается во внимание подразделение товаров на родовые и видовые понятия, закрепленное Международной классификацией товаров и услуг. Но решающее значение придается существованию принципиальной возможности возникновения у потребителя представления о принадлежности соответствующих товаров одному и тому же производителю.

Тождественным признается обозначение, которое во всех своих элементах совпадает с уже известным товарным знаком и при этом относится к одному и тому же классу. При определении тождественности используются некоторые примерные критерии: для словесных товарных знаков - анализ начальных и конечных слогов, последовательность гласных и согласных букв, для изобразительных знаков - сравнение изобразительных мотивов, для комбинированных обозначений - отдельный и общий анализ словесных и изобразительных компонентов товарного знака.

Поиск на тождество и сходство до степени смешения проводится среди товарных знаков, зарегистрированных в РФ ранее даты приоритета товарного знака, в отношении которого проводится экспертиза, или товарных знаков, заявленных на регистрацию в РФ с более ранним приоритетом на имя другого лица в отношении однородных товаров. При этом не учитываются товарные знаки, регистрация которых аннулирована в соответствии со ст. 29 Закона о товарных знаках, товарные знаки, заявки на регистрацию которых считаются отозванными или отозваны, а также заявки, по которым принято решение об отказе, возможность оспаривания которых исчерпана, или заявки, по которым в адрес заявителей были направлены уведомления о невозможности регистрации товарных знаков в связи с неуплатой или несвоевременной уплатой пошлины за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него, предусмотренной ст. 14 Закона о товарных знаках.

Поиск проводится также среди товарных знаков, признанных в РФ общеизвестными в соответствии с международными соглашениями, прошедших международную регистрацию; наименований мест происхождения с особенностями, установленными законодательством; среди сертификационных знаков, зарегистрированных в установленном порядке.

Установление тождественности не вызывает больших затруднений. Что же касается сходных до степени смешения обозначений, то в соответствии с п. 14.4.2 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на отдельные отличия.

Оценка степени сходства осуществляется на основании ряда факторов, установленных в указанных выше Правилах. Так, при сравнении словесных обозначений выявляется звуковое, графическое, смысловое сходство (п. 14.4.2.2). Отменяя состоявшееся судебное решение по делу о словесном товарном знаке "Маленькие компьютеры для больших людей", принадлежавшем АООТ "Концерн Белый ветер", Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отметил, что судебные инстанции не исследовали доводы истца о том, что обозначение "Маленький помощник для больших людей", которое АОЗТ "Информ-Эском" в течение 1994 - 1995 гг. использовало для рекламы пейджеров, не обладает различительной способностью по сравнению с товарным знаком истца по трем компонентам - графическому, фонетическому и семантическому <*>.

--------------------------------

<*> ВВАС РФ. 1996. N 3. С. 86, 87.

 

Изготовление товаров под обозначением, сходным с охраняемым товарным знаком до степени смешения, является довольно распространенным явлением. В этом случае фирма-изготовитель, опасаясь уголовного преследования, не желает идти на прямое нарушение закона и пытается замаскировать противоправный характер своих действий. В таких случаях в словесных товарных знаках меняется одна или две буквы, с тем чтобы на слух произнесение товарного знака совпадало с уже существующим товарным знаком.

Фирменные наименования и товарные знаки отличаются по условиям возникновения и прекращения правовой охраны, порядку регистрации прав, правомочиям правообладателей.

Так, юридическое лицо может иметь только одно фирменное наименование, тогда как товарных знаков оно может иметь несколько. Фирменное наименование индивидуализирует само юридическое лицо, а товарный знак - производимые товары. Право на товарный знак действует в течение определенного срока, тогда как право на фирменное наименование - бессрочно. Право на использование товарного знака может передаваться другим лицам, тогда как право на фирменное наименование неотчуждаемо. Регистрируется товарный знак в Роспатенте, а фирменное наименование в тех же органах, что и сами юридические лица.

Однако существующие различия не позволяют в достаточной степени эффективно решать коллизии, возникающие при реализации прав на фирменное наименование и товарный знак. Возникновение таких коллизий обусловлено тем, что по своей правовой природе оба этих права являются абсолютными и исключительными. При этом действующее законодательство допускает, что одно и то же словесное обозначение может получить правовую охрану и в качестве товарного знака, и фирменного наименования. А в качестве субъектов права на них могут одновременно выступать лица, занимающиеся сходной или даже одинаковой деятельностью. Отсутствие единого государственного реестра фирменных наименований затрудняет применение указанного основания для отказа в охране.

Основное отличие товарного знака от промышленного образца заключается в том, что промышленный образец как художественно-конструкторское решение, определяющее его внешний вид, является составной частью самого промышленного изделия (форма, цвет, рисунок), тогда как товарный знак лишь проставляется на изделии, являясь средством его индивидуализации. Проблема смешения этих двух понятий возникает лишь в случае, когда товарный знак является трехмерным.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы политики доходов 13 страница | Типы политики доходов 15 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.