КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и сущность империализма
Империализм Термин «империализм» (от лат. «imperium» — власть. В Европе термин «империалисты» начали использовать в 30-х годах XIX в. для обозначения сторонников наполеоновской империи) изначально использовался для характеристики на рубеже столетий политики государств, а иногда даже транснациональных монополий, направленной на подчинение других народов ради собственного экономического и политического возвышения. Первым теоретически осмыслил специфические особенности империализма английский экономист либеральных воззрений Джон Гобсон. Он же впервые и использовал термин «империализм». В опубликованном в 1902 г. специальном труде «Империализм» он подчеркивал, что современный ему империализм отличается стремлением ряда конкурирующих держав к политической и экономической экспансии, борьбой за колониальные владения. Таким образом, в этом отношении «империализм» можно считать как синоним «колониализма». Эли Галеви (фр. историк), например, применительно к Англии отмечал: «Беспредельно расширять границы империи с тем, чтобы поставить конкурирующие нации перед невозможностью когда-либо достичь подобного величия, — такова была цель, которую сознательно преследовали сторонники доктрины империализма. Но говоря о расширении империи, они стремились увеличить не только территорию и количество жителей... они стремились более всего к тому, чтобы возрастало богатство нации, улучшалось ее экономическое положение» Теорию империализма разрабатывали многие социал-демократы. В их трактовке важным ее аспектом является понимание империализма как особой политики. Рудольф Гильфердинг (лидер австрийской и германской социал-демократии) в работе «Финансовый капитал» (1910) определял империализм как политику финансового капитала, которому необходимо государство, достаточно сильное, чтобы осуществлять экспансию и присоединять новые колонии. Он обратил внимание на особенности экономической структуры новейшего капитализма, на стремление ряда стран к новым рынкам сбыта, районам экспорта, которое он и связывал с перерождением капитализма. Карл Каутский термин «империализм» раскрывал как политику высокоразвитого промышленного капитализма, направленную на подчинение больших аграрных областей. В.И. Ленин в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1915) сформулировал свою теорию империализма, включавшую пять основных признаков: 1. концентрация производства и капитала привела к созданию монополий, которые стали играть решающую роль в экономической жизни. 2. слияние банковского и промышленного капитала и создание финансового капитала и финансовой олигархии. 3. вывоз капитала преобладает над вывозом товаров. 4. образование международных монополистических союзов капиталистов, делящих мир. 5. закончен территориальный передел мира. Ленин рассматривал империализм сквозь призму борьбы буржуазии за раздел мира и порабощение «мелких» наций. В отличие от Р. Гильфердинга, считавшего, что капитализм имеет большие перспективы, Ленин считал, что империализм является высшей и последней стадией капитализма, кануном социалистической революции. Если Гобсон был уверен, что негативные последствия империализма можно преодолеть путем демократизации, то Ленин не видел другого пути, кроме революционного. Первая мировая война дала ее противникам дополнительные основания для критики экспансионистской сущности и направленности империализма. Наряду с такой трактовкой возникло и распространилось понимание империализма не как разновидности политики, а в смысле «ступени», «фазы» в поступательном движении капитализма. В таком аспекте концепция Гильфердинга сводилась к оценке империализма как новейшей фазы в развитии финансового капитала, связанной с концентрацией производства, централизацией капитала, превращением банков в непосредственных руководителей производства. Немецкий социал-демократ Генрих Кунов писал, что империализм — это исторически обусловленная фаза развития капитализма, новая хозяйственная эра финансового капитала. Ленин, не отказываясь от понимания империализма как политики, также использовал понятие эпохи новейшей, империалистической стадии развития капитализма. Ее экономическое содержание составляла замена свободной конкуренции монополией. Отсюда возникло определение империализма как монополистической стадии капитализма. С начала XX в. в полном объеме проявляются отличительные черты этой стадии: монополизация промышленного производства и концентрация банковского дела; сращивание банковского и промышленного капитала и формирование промышленной олигархии; экономическая и политическая экспансия развитых капиталистических стран, транснациональных и межнациональных монополий; завершение территориального раздела мира. В целом эпоха империализма как особый этап в развитии индустриальной цивилизации вызвала глубочайшие изменения во всех областях экономической, политической и социальной жизни. В XIX в., особенно во второй его половине стали возрастать потребности в промышленной продукции. Потребительский рынок расширился в связи с необходимостью удовлетворять запросы населения, которое количественно увеличивалось и к тому же предъявляло новые требования к качеству жизни. Правительства также нуждались в дополнительных материальных ресурсах, средствах транспорта и связи, оружии, чтобы защищать интересы своих стран от внешней агрессии или самим утверждаться на мировой арене, потеснив конкурентов. Это побуждало к динамичному развитию экономики. За 1870—1913 гг. объем промышленной продукции в Англии увеличился в 2,2 раза, во Франции — в 3, в Германии почти в 6 раз. Этот прогресс был обеспечен радикальными переменами в формах организации промышленности. Рост производства достигался путем строительства новых предприятий, широкого применения современных машин и механизмов, стали и цветных металлов, химических технологий, двигателей внутреннего сгорания и электричества, стандартизации и серийного выпуска изделий. По такой схеме и развивалась индустрия, создавая крупные предприятия с полностью завершенным производственным циклом. Во Франции крупнейшим предприятием стала фирма Шнейдера в г. Крезо. Численность рабочих и обслуживающего персонала доходила 16 тыс. человек. Сверхкрупные предприятия определяли промышленный облик и других стран Европы. Немецкая фирма с официальным названием «Фридрих Крупп из Эссена», созданная в 1811 г., в 1910 г. в одном Эссене владела промышленным комплексом из 18 заводов. В Западной и Северной Германии компания контролировала 8 гигантских сталелитейных предприятий, угольные шахты, рудники, судостроительную верфь в Киле. Но такие фирмы с семейным капиталов таких масштабов были исключением. Более мелкие предприятия сталкивались с трудностями. Так промышленники в большинстве случаев не могли поодиночке одолеть огромные затраты на организацию производства. Поэтому производство во многих случаях принимало юридическую форму акционерных обществ, которые использовали частные капиталы для достижения большей прибыли. На основе объединения капиталов многих владельцев налаживался крупносерийный выпуск изделий. Акции обществ открытого типа свободно продавались и покупались на бирже. В Англии для привлечения средств малоимущих слоев населения приняли закон, разрешавший выпускать акции номиналом до 1 ф. ст. Подобным образом поступали и в других странах. Вторым слабым звеном мелкого производства являлась сама традиция свободного рынка с его постоянной конкурентной борьбой производителей товаров одинакового назначения. Естественно, в ней кто-то проигрывал, а победитель мог добиться успеха лишь за счет дополнительных расходов на рекламу, повышения качества и снижения цены продукции. Наконец, рыночной экономике сопутствовали спады деловой активности в торговле и промышленности, а затем и экономические кризисы. Последние явились следствием развития свободной конкуренции. В периоды благоприятной экономической конъюнктуры расширялись старые и основывались новые предприятия, повышались цены и рос сбыт продукции, стимулируя производство. Но перепроизводство товаров вело к резкому спаду спроса и цен, массовым банкротствам, закрытию фабрик, разорению их владельцев и увольнению рабочих. Впервые кризисы поразили экономику Великобритании в 1825 и 1836 гг., а в 1847 г. — и континентальную Европу. В 1857, 1866, 1873, 1883, 1890, 1900 гг. кризисы не только практически синхронно охватывали европейские страны, но и становились мировыми. К 70-80 гг. XIX в. этот период капитализма свободной конкуренции достиг вершины своего развития и подготовил переход к новой стадии. На смену капитализму свободной конкуренции пришел монополистический капитализм или империализм. Так как государство не вмешивалось в экономическое регулирование производства товаров и их сбыта, этим стали заниматься крупные предприниматели. Негативная роль таких факторов, как недостаток собственных средств, издержки конкуренции, кризисы перепроизводства, побуждали промышленников к поиску средств их нейтрализации. Они были найдены в монополистических объединениях. Их простейшими видами являлись всякого рода краткосрочные соглашения, регулировавшие распределение заказов, производственные квоты, раздел рынков сбыта, ценовую политику. Монополия – это господство корпорации (промышленной или финансовой) в какой-либо отрасли хозяйства. Чтобы избежать острой конкурентной борьбы промышленники стали договариваться между собой о ценах, о количестве выпускаемой продукции и рынках сбыта. Так возникали различные формы слияния предприятий – картели, в которых каждый участник сохранял самостоятельность в области производства, но достигалась договоренность о разделе рынков сбыта и едином уровне цен; синдикаты – занимавшие совместным сбытом продукции; тресты – объединения собственности для совместного производства и сбыта продукции; войдя в трест, предприятия теряли всякую производственную и коммерческую самостоятельность; концерны – объединения трестов или предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы. Наиболее развитой тип монополий представляли тресты и концерны. Первые монополии появились в 70-х годах XIX в. Процесс их образования шел чрезвычайно быстро: в Германии, в 1879 г. их было 14, а в 1911 г. 550—600. В высокой степени монополизированными оказались все главные отрасли германской промышленности, прежде всего каменноугольная, металлургическая, электротехническая. Подобная ситуация была типична и для других стран. С расширением масштабов производства и заполнением внутреннего рынка монополии вышли на международную арену: возникают транснациональные (когда активы принадлежат владельцам из одной страны, а действуют они во многих) и межнациональные (многонациональные по капиталу и сфере его приложения) монополистические объединения. К 1914 г. сложились 114 международных картелей, деливших между собой рынки сбыта в разных странах. Концентрация промышленного производства вызвала к жизни аналогичные процессы в банковской сфере. Крупные промышленные, торговые, железнодорожные и другие предприятия не могли доверять свои средства мелким банкам, так как их уставные капиталы были недостаточны, чтобы гарантировать безопасность больших вкладов. Такие банки не имели также достаточно средств для значительного по объему кредитования промышленности. Поэтому был неизбежен процесс повышения роли крупных банков, а затем и объединения их финансовых ресурсов. В результате концентрации банковского дела к началу Первой мировой войны на финансовом рынке господствовал ограниченный круг банковских центров. Лондонский Сити — район банков и финансовых учреждений — продолжал, как и прежде, оказывать влияние на экономику не только своей, но и заморских стран. Около пяти банков контролировали весь финансовый рынок, а фирма «Ллойд» являлась крупнейшей в мире компанией по страхованию морского судоходства. В национальном масштабе координировал финансовую политику Французский банк. Восемь ведущих банковских концернов Германии располагали капиталом почти в 3 млрд марок, что составляло около1/10 части стоимости национального продукта, созданного в 1910—1913 гг. промышленностью и сельским хозяйством империи. Банки активно способствовали образованию картелей и синдикатов в промышленности, так как полагали, что излишне острая конкурентная борьба наносит ущерб и самим банкам. Процветание промышленных объединений во многих случаях зависело от политики банков, которые путем кредитования или отказа в кредитах активно влияли на их финансовое положение, а, следовательно, и на судьбу. Постепенно банки выходят за сферу чисто денежного обращения, и к концу XIX в. наметилась отчетливая тенденция к сращиванию банковского и промышленного капитала. Банки стали размещать свои средства в промышленность, скупая акции предприятий. В свою очередь промышленные монополии получили возможность приобретать акции связанных с ними банков. Интересы промышленного и банковского капитала переплетались все теснее. К концу XIX в. финансово-промышленный потенциал наиболее развитых западноевропейских стран выходит за рамки внутренних национальных рынков. Свободные капиталы и излишки произведенной продукции устремляются в соседние, заморские и заокеанские страны. Складывается мировой рынок и мировая система хозяйства. Но широкая европейская экономическая экспансия могла осуществиться лишь после революционных преобразований в сфере коммуникаций. Железные дороги соединили между собой европейские государства, а затем страны Европы и Азии. Преследуя свои цели, активность в установлении контроля над зарубежными железными дорогами проявляла Германия. В 1890 г. она реализовала проект прямого железнодорожного сообщения Берлин — Бухарест — Констанца, обеспечив прямой выход к Черному морю. Значительная часть этой магистрали проходила через Австро-Венгрию. Германия установила транспортную связь со странами Балканского полуострова и Ближнего Востока. В 1888 г. Австро-Венгрия, Болгария, Сербия и Турция, соединив свои железнодорожные линии и достроив не достававшие участки пути, обеспечили прямое железнодорожное сообщение между Константинополем и Парижем через Белград, Варну, Бухарест, Будапешт, Вену и Мюнхен. Именно этот маршрут проходил знаменитый Восточный экспресс за 67 часов 35 минут, что для того времени было безусловным рекордом (экспресс предназначался для богатых людей, состоял всего из 4 вагонов, из которых только один был спальным пассажирским, остальные — бары, рестораны, багажный). Германия вынашивала далеко идущие планы проникновения на Ближний Восток. И в этом случае одним из инструментов их реализации являлось железнодорожное строительство. Накануне Первой мировой войны германские монополии владели около 65% капиталов, инвестированных в турецкие железнодорожные линии, тогда как Франция — 19,3 и Англия — 11,7%. Багдадская железная дорога, известная как «Дорога трех Б» (Берлин — Босфор — Багдад), должна была стать кратчайшей из Европы к Персидскому заливу. Однако в 1911 г. Германия была вынуждена передать право на постройку участка Багдад — Басра — Персидский залив международной компании с преобладанием английского капитала. Европейские страны с помощью железных дорог осваивали Африку. Особенно в этом преуспели англичане. Еще в 1876 г. обсуждалась идея строительства железной дороги Кейптаун — Каир и телеграфной линии вдоль нее. План отвечал замыслам установления британского господства на Африканском континенте в полосе от Египта на севере до Капской колонии на юге. Железнодорожные линии построили в Египте и Судане, а южный участок магистрали к 1918 г. проложили на 4 тыс. км на север от Кейптауна. Протяженные и разветвленные ж/д линии надежно связали между собой большинство стран мира, включили их в систему мирового хозяйства, интенсивному складыванию которой не могли помешать даже океаны. Такие же задачи решали и паровые суда. Паровой флот проявил свои преимущества не только в грузоподъемности, но и в быстроте перемещения пассажиров и товаров. Это достигалось за счет более высокой собственной скорости и вследствие способности преодолевать морские каналы, что парусникам было недоступно. Открытый в ноябре 1869 г. Суэцкий канал сократил срок плавания по сравнению с кружным путем вокруг Африки для судов, следовавших из атлантических портов европейских стран в Индию в среднем на 42%, в Японию и Китай — на 24%, в Австралию — на 8%. Для средиземноморских стран сокращение пути достигало 70%. Эксплуатируются и другие морские каналы. Среди них важную роль играл Кильский, проложенный по территории Германии и соединивший Балтийское и Северное моря. В 1914 г. США завершили строительство Панамского канала — одного из крупнейших гидротехнических сооружений XX в. Вследствие сокращения морского пути между портами Атлантического, Тихого и Индийского океанов морское паровое судоходство, надежное и экономичное, создало максимально благоприятные условия для межконтинентальной торговли, обеспечило возросшие пассажирские и грузовые перевозки. По нарастающей развивалась внешняя торговля. В 80-е годы XIX в. на долю Европы Насыщение внутреннего рынка стало дополнительным мотивом к перемещению торговых интересов за пределы Европейского континента. В структуре внешней торговли Европы с колониальными и зависимыми странами заметно преобладал ввоз в последние фабричных товаров и вывоз из них сырых материалов. В конце XIX — начале XX в. половину индийского импорта составляли английские хлопчатобумажные ткани, экспорта — сырье и продовольствие. Египет ввозил в больших размерах хлопчатобумажные ткани, вывозил главным образом хлопок. В африканском Золотом Береге сельскохозяйственное сырье занимало 50% экспорта, на хлопок приходилось 65% вывоза из Уганды, в общей массе экспорта Сьерра-Леоне 96% составляли продукты масличной пальмы и орехи. Основной экспортной продукцией Цейлона и Явы был чай, Вьетнама — рис. Операции по закупке и продаже сырья в значительной степени концентрировались в руках иностранных компаний. Одновременно с расширением внешней торговли увеличился вывоз капитала. В зависимости от назначения он выступал либо как ссудный (кредиты, займы, дотации), либо как производительный (прямые вложения в строительство железных дорог, фабрик, поставки промышленного оборудования и т. п.). В 1875 г. зарубежные инвестиции Англии, Франции и Германии составили 35 млрд марок, а в 1913 г. — 146 млрд. Результатом экспорта капитала было развитие в странах его размещения капиталистического предпринимательства и соответствующей инфраструктуры, появление, а там, где он уже был, развитие пролетариата, формирование кадров специалистов, укрепление местной буржуазии при сохранении вместе с тем доминирующего положения инвесторов. В 1915 г. в Индии все рабочие джутовой промышленности и портов, железнодорожных и трамвайных мастерских, около 80% работников бумажной и порядка 60% строительной и металлургической отраслей промышленности, половина занятых на предприятиях по производству сахара и переработке шерсти обслуживали предприятия английских владельцев. Инвестиции в зарубежные страны и собственные зависимые территории отличались высокой прибыльностью. Держатели английских ценных бумаг в начале XX в. получали ежегодный доход 100 млн ф. ст., а в 1913 г. — вдвое больше. Интеграция в мировое хозяйство принесла высокие дивиденды Германии: в 1903 г. ее золотой запас исчислялся 3,9 млрд марок, а спустя четыре года — 4,3 млрд. Общая сумма дохода Франции, полученная по ее иностранным инвестициям в 1913 г., достигла 2,3 млрд франков. Эти данные дают ключ к пониманию причин ожесточенной борьбы за колонии, рынки сырья, сбыта готовой продукции и размещения капиталов. Европейские государства уже с XV в. осуществляли колониальные захваты в странах Азии, Африки и других регионах мира. К началу Первой мировой войны они, вместе со вставшими на этот же путь США, завершили территориальный раздел мира. Под властью только ведущих колониальных держав — Англии, Франции, Голландии, Бельгии, Португалии, США — оказались 50 млн кв. км колониальных владений, которые населяли 515 млн человек. Ряд государств, прежде всего Китай, Турция, Персия, попали в полуколониальную зависимость. Великие державы установили финансовый контроль над Латинской Америкой. В этой схватке за власть над странами и народами конкурентов опередили Англия (29,7 млн кв. км колониальных территорий с 376,7 млн населения) и Франция (соответственно 10,5 млн кв. км и 53,4 млн человек). Многие, в первую очередь Германия (3 млн кв. км колоний, населенных 12,3 млн людей) и США (0,3 млн кв. км колониальных территорий и 9,7 млн их обитателей), считали себя обделенными и требовали своей доли добычи. Политику колониализма пытались обосновать необходимостью нести «бремя белого человека». Это выражение стало общеупотребительным после того, как английский поэт Р. Киплинг написал стихотворение «Бремя белых», в котором есть такие строфы: «Несите бремя* белых, — //И лучших сыновей // На тяжкий труд пошлите // За тридевять морей; // На службу покоренным // Угрюмым племенам, // На службу к полудетям, // А может быть — чертям». В чем состояло это; «бремя белого человека» на службе покоренным племенам? Киплинг пояснял: «Восставьте мир войной, // Насытьте самый голод, // Покончите с чумой...» При этом, предостерегал автор, надо быть готовым к тому, что цивилизаторская миссия не найдет понимания и не принесет благодарности: «Пожнете все плоды?// Брань тех, кому взрастили // Вы пышные сады, // И злобу тех, которых // (Так медленно, увы!) // С таким терпеньем к свету // Из тьмы тащили вы...» Киплинг, а за ним и остальные колонизаторы утверждали, что «бремя белого человека» — это благородная, но не оцененная «туземцами» миссия просвещения, приобщения покоренных народов к благам европейской цивилизации. Но европейцы противопоставили себя коренным народам колонизуемых территорий, в отношениях с ними заняли положение господ. Использование силы не сдерживалось никакими нравственными принципами, поскольку доминировало убеждение в превосходстве белой расы. Это объясняет поразительную жестокость европейцев. Процветавшие земли аборигенов опустошались, народы истреблялись. Такой ценой колониальные державы устанавливали в заморских владениях выгодную для себя систему экономических взаимоотношений между метрополиями и колониями. На фоне создания обширного колониального пространства возникла ситуация, когда экономика Европы попала в зависимость от колоний как поставщиков сырья и рынков сбыта. В свою очередь странам Азии, Африки и других континентов были не лишними европейские промышленные товары, а главное — создававшиеся на привозном оборудовании и с использованием европейских технологий предприятия, пути сообщения и средства связи. Не следует недооценивать и возможность формирования национальной буржуазии и технических кадров. Сложившаяся система мирового хозяйства, увеличивая богатства Европы, закладывала и экономический фундамент будущего освобождения самих колоний.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |