КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция . Экологическое право
1. Общая характеристика отрасли Экологическое право - это самостоятельная отрасль права, которая имеет свой предмет и метод. Предмет экологического права образует специфическая группа отношений, которые складываются в процессе взаимодействия общества и природы (экологические отношения). Поскольку это взаимодействие проявляется в двух основных формах, можно сказать, что предметом экологического права являются общественные отношения по поводу рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды. Метод правового регулирования - это совокупность приемов и средств правового воздействия на общественные отношения. Как известно, правовое регулирование осуществляется с помощью двух основных методов - административно-правового (императивного), который предполагает отношения власти-подчинения между субъектами, установление обязательных предписаний и запретов, а также гражданско-правового (диспозитивного), основанного на равенстве участников правоотношений и свободе их волеизъявления. В экологическом праве сочетаются оба указанных метода. С учетом значимости экологических интересов общества, от имени которого выступает государство, правовое регулирование экологических отношений осуществляется преимущественно с помощью разрешительного метода: компетентные государственные органы принимают нормативные акты, в которых предусмотрены экологические правила, обязательные для выполнения всеми участниками отношений в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды. В условиях развития рыночных отношений поведение субъектов может обеспечиваться также через их экономический интерес в рациональном использовании природных ресурсов и охране окружающей природной среды. Поэтому в настоящее время расширяется применение гражданско-правового метода правового регулирования экологических отношений, в частности, путем внедрения договорных начал в организацию природопользования, судебной защиты прав его субъектов, экономического стимулирования природоохранной деятельности, установления отрицательных имущественных последствий экологически вредной деятельности и т. д. Система экологического права состоит из общей, особенной и специальной частей. В О бщей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права. Таковыми являются предмет и метод экологического права, источники экологического права, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения. Особенная часть экологического права состоит из таких разделов, как правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного воздуха; недр; лесов; животного мира; особо охраняемых природных территорий и объектов; правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами; правовой режим экологически неблагополучных территорий. Специальная часть экологического права включает положения международной правовой охраны окружающей природной среды. Основные принципы экологического права закреплены в ст. 3 Закона «Об охране окружающей природной среды». К ним относятся: · принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; · принцип научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную ля жизни окружающую природную среду; · принцип рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; · принцип законности и неотвратимости ответственности за совершение экологических правонарушений; · принцип гласности в работе органов государственного управления, тесной связи с общественностью в решении природоохранных задач; · принцип международного сотрудничества в охране окружающей природной среды. Анализ действующего законодательства позволяет выделить ряд других принципов: · принцип предотвращения вреда окружающей природной среде; · презумпция экологической опасности · принцип устойчивого развития; · принцип платности использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды; · разрешительный порядок воздействия на окружающую природную среду. Систему источников экологического права образуют: Конституция РФ, международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные законы, договоры и соглашения между Российской Федерацией и субъектами РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты, конституции, уставы субъектов РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты. 2. Объекты экологических правоотношений В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом. Законом предусмотрено, что в определенных условиях объектами экологических правоотношений могут быть природные комплексы – заповедники, заказники, памятники природы, лечебно—оздоровительные районы и т. д. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: 1) земли, недра, почвы; 2) поверхностные и подземные воды; 3) леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; 4) атмосферный воздух, озоновый слои атмосферы и околоземное космическое пространство. Статья 9 Конституции РФ предусматривает, что земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иной форме собственности. Частная форма собственности может быть двух видов: индивидуальной и коллективной (например, крестьянское (фермерское) хозяйство). Недра и животный мир находятся только в государственной собственности. Водные объекты искусственного происхождения, находящиеся в границах земельного участка (пруды, обводненные карьеры), могут находиться в частной собственности, водные объекты, находящиеся на территории одного муниципального образования, являются муниципальной собственностью, остальные водные объекты – государственная собственность. Особой охране подлежат: 1) объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия; 2) государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно—оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы; 3) исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ; 4) объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко—культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение; 5) континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ; 6) редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. Для обеспечения охраны указанных природных объектов вводится особый правовой режим и создаются особо охраняемые природные территории. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду и ведет к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко—культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной. 3. Субъекты ЭП Носителями полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды являются государственные органы. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Государственный экологический надзор включает в себя: государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; государственный земельный надзор; государственный надзор в области обращения с отходами; государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; государственный надзор в области охраны водных объектов; государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации; государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации; государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации; государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал; федеральный государственный лесной надзор; федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов; федеральный государственный охотничий надзор; государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий. Юридическо е или физическое лицо, которое воздействует на природную среду с целью ее использования, воспроизводства или охраны также выступает в качестве субъекта экологических отношений. Граждане имеют право: 1) создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; 2) направлять обращения в органы государственной власти и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; 3) принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборах подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных акциях; 4) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; 5) оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды; 6) обращаться в органы государственной власти и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; 7) предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. 4. Организационный механизм охраны окружающей природной среды Организационный механизм охраны окружающей природной среды включает основные мероприятия в данной области. Лицензированию подлежат отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды. Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Государственный экологический мониторинг – мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Целиэкологического мониторинга (ст. 63 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды»): 1) наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия; 2) наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду; 3) обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Информация, полученная в результате проведения государственного экологического мониторинга, может предоставляться для использования: 1) органам государственной власти РФ; 2) органам государственной власти субъектов РФ; 3) органам местного самоуправления. Сведения, полученные при проведении государственного экологического мониторинга, предназначены для разработки: 1) прогнозов социально—экономического развития 2) федеральных программ в области экологического развития РФ; 3) целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды. Информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной к категории ограниченного доступа, и могут распространяться двумя способами: 1) бесплатно в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи через СМИ в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей; 2) по договорам. На современном этапе в РФ проводится государственный экологический мониторинг: 1) водных объектов; 2) водных биоресурсов; 3) качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения; 4) атмосферного воздуха; 5) состояния внутренних морских вод и территориальных морей; 6) объектов животного мира; 7) уникальной экологической системы озера Байкал; 8) социально—гигиенический. С этой целью создана ведомственная наблюдательная сеть. Экологическая экспертиза – установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экономическим требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической экспертизы. Целипроведения экологической экспертизы: 1) проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества; 2) предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы; 3) определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы. Выделяют два вида экологической экспертизы: государственная экспертиза, организуемая и проводимая исключительно федеральным органом исполнительной власти сроком не более 6 месяцев, и общественная. Принципы проведения экологической экспертизы: 1) обязательность проведения до принятия решения о реализации объекта; 2) презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и комплексность оценки ее воздействия и последствий на окружающую природную среду; 3) обязательность учета требований экологической безопасности при проведении; 4) достоверность и полнота предоставляемой информации; 5) независимость экспертов; 6) гласность, участие общественных организаций, учет общественного мнения; 7) ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат: 1) договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и отходов производства; 2) проекты международных договоров и правовых актов РФ; 3) проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары; 4) проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов РФ; 5) технико—экономические обоснования строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения и др.; 6) документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные; 7) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, и обеспечения экологической безопасности. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |