Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Основы организации бухгалтерского учета




 

1. Хоз-венный учет, его возникновение и развитие

2. Виды учета, его роль и задачи

3. Предмет и объекты бух. учета

4. Метод бух. учета

5. Счета и двойная запись

6. Классификация и план счетов

 

I. Под учетом понимают отражение на матер. носителях инф-и о фактах хоз-венной деят-сти для использования в практических целях.

Возникновение учета (10000 лет назад), человечество на базе развития письменности и математики начало вести учет (делать учетные записи). Общими «инструментами» учетных записей явл. тогда знаковая, узловая и цветовая запись; подсчеты и подведение итогов; на матер. формах.

Родиной учета считается Египет; профессия называлась «писец», подготовка осуществлялась с 5 лет.

Этапы развития (по западной классификации):

1) Торговый (до 1800 г.)

2) Предпринимательский (промышленный) (1800-1900 гг.)

3) Организационный (1900-1950 гг.)

4) Оптимизационный (1950-1975 гг.). Отработка основных методик бух. учета.

5) Стратегический (1975 г. - наст. вр.). Учет используется в управленческих целях для выработки оптимальных управленческих решений

 

II. Хоз-венный учет представляет собой процедуры наблюдения за явлениями и процессами, их измерения, регистрации и обобщения. Он имеет след. разновидности:

1. Оперативный (учет на уровне первичных производственных звеньев (бригады участка цеха))

2. Статистический (система сбора инф-и о массовых социально-экономических явлениях в масштабе города (населенного пункта), отрасли и страны в целом)

3. Бухгалтерский (система наблюдения, регистрации, группировки и обобщения инф-и о хоз-венной деят-сти субъекта)

3.1. Управленческий

3.2. Финансовый

3.3. Налоговый

Задачей бух. учета явл. обеспечение достоверной инф-ей о деят-сти субъекта всех заинтересованных лиц (собственники (учредители) орг-ии, менеджеры, контрольные органы, партнеры).

Основные принципы учета РБ заложены в Законе о «Бух. учете» №188з 29 декабря 2006 г.

 

III. Объектом бух. учета явл. виды имущества предприятия, его обязательств, а также хоз-венные процессы заготовления (снабжения), пр-ва и сбыта продукции.

 

ИМУЩЕСТВО

долгосрочного использования > 1 год > краткосрочного использования

       
   


основные ср-ва (ОС) запасы

нематериальные активы (НМА) денежные ср-ва

капитальные вложения (КВ) готовая продукция (ГП)

финансовые вложения (ФВ) финансовые вложения (ФВ)

дебиторская задолженность

 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

перед собственниками перед др. лицами

 

уставной капитал (УК) по кредитам и займам

резервный капитал (РК) кредиторская задолженность

добавочный капитал (ДК)

чистая прибыль (ЧП)

 

Хоз-венные ср-ва предприятия находятся в непрерывном движ., проходя стадии снабжения, пр-ва и сбыта (реализации). В свою очередь, каждая из этих стадий состоит из фактов хоз-венной жизни – событие, которое приводит к изменению состава имущества, обязательств по кол-ву и кач-ву. Данные факты хоз-венной жизни в бух. учете называются хоз-венными операциями. Они явл. первичной частичкой хоз-венного процесса.

Предметом бух. учета явл. денежная оценка имущества предприятия, его обязательств и фактов хоз-венной жизни.

 

IV. Метод – система приемов и способов получения бух. инф-и. Он включает след. составные части:

1) Документирование (способ первичной регистрации и юр. оформления наблюдаемых хоз-венных операций). Принцип: каждая хоз-венная операция – один док-нт (первичный учетный док-нт). Он составляется в момент совершения операции лицами, которые принимали участие в этой операции. Каждый первичный бух. док-нт должен содержать 5 обязательных реквизитов, при которых он имеет правовую силу (наименование и дата, орг-ия, основание для операции и ее содержание, измерители операции (стоимостные и натуральные), ФИО и подписи участников).

2) Оценка и калькулирование (способ отражения объектов в денежном измерителе). В бух. учете используется в основном оценка по фактическим затратам. Кроме них на предприятии сущ. др. виды оценок (страховые, юр., фин. (кредитные, налоговые), статистические и др.). В бух. учете используется в основном фактическая стоимость. Кроме нее применяется восстановительная (переоцененная) и возможная стоимости. Для всех оценок бух. учета сущ. требование максимальной точности оценки и единства методов их установления. Порядок оценки изложен в ст. 11 Закона о «Бух. учете». Виды оценок: эк., страховые, юр., административные

стат. В бух. учете применяются только эк. оценки, и их величина определяется в соответствии со ст. 11 Закона о «Бух. учете». В бух. учете применяется 3 разновидности оценки (фактическая стоимость приобретения, восстановительная (переоцененная) стоимость, возможная цена продажи). Цель оценки: максимально точная рыночная цена объекта.

3) Использование счетов и двойной записи (способ кодирования и отражения хоз-венных операций)

4) Баланс (способ обобщения и представления отчетности)

 

V. Счет – способ обобщения инф-и по объекту учета.

Элементы счета:

· название

· номер

· дебет (левая часть)

· кредит (правая часть)

· сальдо (начальное и конечное)

· обороты

Счета открываются в начале деят-сти предприятия или в начале года. На них переносятся остатки с предыдущего года. Далее в течение деят-сти предприятия по мере совершения операций, они отражаются на соответствующих счетах в виде оборотов. Способ отражения зависит от типа операции и хар-ра счета. Все счета делятся на 3 группы:

1) Активные (счета учета имущества). Схема записи: Сальдо начальное + Оборот по дебету – Оборот по кредиту = Сальдо конечное

2) Пассивные (характеризуют источники ср-тв). Схема записи: Сальдо начальное + Оборот по кредиту – Оборот по дебету + Проценты по кредиту = Сальдо конечное

3) Активно-пассивные (счета расчетов с др. физ. и юр. лицами). Начальное сальдо м.б. дебетовым или кредитовым. В зависимости от сальдо, счет ведет себя как активный или пассивный.

Каждая хоз. операция затрагивает как минимум 2 объекта учета (имущество (сумма) и источник), поэтому операция отражается минимум на 2 счетах (по дебету одного и по кредиту другого). Эта взаимосвязь назыв. корреспонденцией счетов, а сама запись назыв. бух. проводкой. Бух. проводки бывают простые (2 счета) и сложные (3 и более).

Пример записи простой проводки.

Дт 01 - Кт 60 - 8 млн

Сложная проводка: дебет 1 счета = сумме по кредиту 2 др. счетов и наоборот.

Пример записи сложной проводки.

- Кт 60 - 11 млн

Двойная запись на счетах имеет контрольное значение, которое выраж. в 2 постулатах бух. учета:

1. Общий итог дебетовых оборотов за период по всем счетам д.б. = общему итогу всех кредитовых оборотов по всем счетам

2. Общая сумма дебетовых сальдо д.б. = сумме кредитовых сальдо

 

VI. Всего в учете используется неск. десятков счетов. Нумерация от 01 до 99. Их перечень назыв. планом счетов. План м.б. типовым, утвержденным МФ, и рабочим, утвержденным самой орг-ией.

Классификация счетов по 2 признакам:

1) По степени детализации объектов учета:

а) Синтетические (учитывают в укрупненном виде объекты учета, и их перечень содержится в типовом плане). Напр. 10 - Материалы и т.д.

б) Субсчета (открываются к ряду синтетических счетов и служат для детализации объекта учета). Например 10.1 – Сырье и основные материалы, 10.2 – Вспомогательные материалы, 10.3 – Топливо и т.д. Перечень субсчетов и их кол-во определ. самим предприятием по мере необходимости.

в) Аналитические (более глубокая детализация субсчетов). Напр. 10.3.1 – ДТ, 10.3.2 – АИ-80, 10.3.3 – АИ-92 и т.д.

2) По значению и структуре

а) Основные (счета, с помощью которых осущ. контроль за имуществом предприятия и источниками его образования). Делятся на 3 группы:

· материальные (для учета имущества по его видам) – напр. 01 – Основные ср-ва, 04 – Нематериальные активы, 10 – Материалы, 43 – ГП, 50 – Деньги в кассе и т.д. Все счета активные.

· фондовые (счета учета капитала) – напр. 80 – Уставный капитал, 82 – Резервный капитал, 83– Добавочный капитал и т.д. Все счета пассивные.

· счета расчетов (напр. 60 – Расчеты с поставщиками, 62 – Расчеты с покупателями, 70 – Расчеты о зарплате и т.д.)

б) Регулирующие (служат для уточнения стоимости (оценки) объекта на основных счетах)

· дополнительные (уточнение происходит путем добавления определ. суммы к сумме основного счета) – напр. 10 – Материалы + 16 – Транспортно-заготовительные расходы и т.д.

· контръактивные (уточнение происходит путем вычитания суммы из активного счета) – напр. 01 – Основные ср-ва (по первоначальной стоимости) – 02 – Амортизация и т.д.

· контрпассивные (уточнение производится путем вычитания суммы из суммы пассивного счета) – например 68 – Расчеты по налогам (НДС) – 18 – Входной НДС и т.д.

в) Операционные (для учета хоз. процессов)

· распределительные

- собирательно-распределительные (используются для накапливания расходов по отдельным частям хоз. процессов) – напр. 23 – Вспомогательное пр-во, 25 – Общепроизводственные расходы и т.д.

- по периодам времени (предназначены для учета и распределения затрат по отдельным периодам (мес.)) – напр. 97 – Расходы будущих периодов (РБП), 98 – Доходы будущих периодов и т.д.

· калькуляционные (для определения фактической себестоимости продукции по производственному процессу в целом) – напр. 20 – Основное пр-во, 23 – Вспомогательное пр-во, 29 – Обслуживающее пр-во и т.д.

· сопоставляющие (для определения результатов хоз. деят-сти прибыли или убытков) – напр. 90– Доходы и расходы текущей деят-сти, 91 – Прочие доходы и расходы, 99 – Прибыль и убытки и т.д.

г) Забалансовые (предназначены для учета имущества, не являющегося собственностью предприятия). Напр. 001 – Основные ср-ва, полученные в пользование, 002, 015 и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.