Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеративное устройство РФ

Местное самоуправление

Местное самоуправление, согласно ст. 130–133 Конституции, в систему государственных органов власти России не входит, хотя органы местного самоуправления с их согласия могут наделяться отдельными государственными полномочиями (сбор налогов, правоохранительная деятельность) с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Функции органов местного самоуправления:

1) административно-хозяйственная (содержание коммунального хозяйства, благоустройство территорий и т. д.);

2) управленческая (в том числе правоохранительная деятельность);

3) выполнение функций государственных органов по их поручению (например, сбор налогов).

Этому вопросу специально посвящена глава 3 Конституции РФ 1993 г. (ст. 65–79).

Согласно Конституции, Россия является национально-территориальной, симметричной федерацией, состоящей из 89 самостоятельных территориально-политических образований (21 республика, 6 краев, 49 областей, 10 автономных округов, 1 автономная область, 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург).

Основными принципами федеративного устройства РФ являются следующие:

1) государственная целостность и единство системы государственной власти (внутри ее границ не допускается ограничения перемещения людей, товаров и услуг);

2) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов РФ;

3) равноправие субъектов Федерации (независимо от статуса, будь то республика или область, все субъекты Федерации имеют равные права);

4) самоопределение внутри РФ (проявляется в свободе решения политических вопросов внутри субъекта (стать республикой или преобразоваться в автономную область, присоединиться к другому субъекту, ликвидировать автономию и т. д.).

Взаимоотношения федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации строятся на принципе разграничения предметов ведения и полномочий, зафиксированном в Конституции (ст. 71, 72, 73):

1. Полномочия, находящиеся в исключительном ведении РФ: принятие и изменение Конституции, федеральных законов, регулирование и защита прав и свобод человека, национальных меньшинств, формирование системы государственных органов федерального уровня, управление федеральной государственной собственностью, федеральные налоги и сборы, транспорт, связь, космос, ядерные материалы, внешняя политика, оборона и безопасность, государственная граница, судоустройство, прокуратура, основные отрасли права (гражданское, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное законодательство), стандарты и эталоны, государственные награды и почетные звания и т. д.

2. Полномочия, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов: обеспечение соответствия нормативных актов субъектов РФ федеральным законам; вопросы природопользования, общие вопросы образования, воспитания, физкультуры и спорта, здравоохранения, социальная защита; борьба с катастрофами и стихийными бедствиями, отдельные отрасли законодательства (административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, экологическое, лесное и др.).

3. Вне пределов ведения РФ и полномочий по предметам совместного ведения, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (в этой сфере в случае противоречия с федеральным законом будет действовать нормативно-правовой акт субъекта Федерации).

В течение последующих лет федеративное устройство России претерпело некоторые изменения. За период времени с февраля 2003 г. по март 2007 г. в результате референдумов, проведенных в некоторых субъектах РФ, были осуществлены:

– объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край;

– присоединение Таймырского и Эвенкийского автономного округов к Красноярскому краю;

– объединение Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край;

– присоединение Усть-Ордынского Бурятского автономного округа к Иркутской области;

– объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в единый Забайкальский край.

В итоге к 1 марта 2008 г. (вступление в силу решения о последнем из перечисленных объединений) число субъектов Российской Федерации сократилось до 83 (21 республика, 9 краев, 44 области, 4 автономных округа, 1 автономная область и 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург).

Кроме того, в соответствии с Указом Президента России В.В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г., в России было образовано 7 федеральных округов (Центральный, Южный, Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский и Приволжский). По своему статусу они не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления РФ и созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами страны. В 2010 г. их число возросло до восьми, когда на основании Указа Президента Д.А. Медведева от 19 января 2010 г. из Южного федерального округа был выделен в качестве самостоятельного Северо-Кавказский федеральный округ.

В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником Администрации Президента.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
России и принципы их деятельности | Понятие гражданства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.