Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита государственной тайны

 

Вопросы, связанные с государственной тайной, ее охраной, а также вопросы разглашения государственной тайны были и остаются актуальными во все времена. Защита государственной тайны является одним из наиболее важных направлений деятельности государственных органов. Россия тратит огромные бюджетные средства на обеспечение и защиту безопасности страны и ее граждан. Объектом тяготения иностранных разведок являются защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале. Под понятием "государственная тайна" стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений ученых, учебных заведений, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз, инфраструктура и т.д. Огромных бюджетных вложений требует сегодня разработка научного открытия - это деньги, которые государство отрывает от пенсионеров, детских учебных заведений и многих других ради завтрашнего дня, поскольку завтрашнее благополучие неразрывно связано с инвестициями в научно-технический процесс сегодня.

К сожалению, приходится констатировать, что, во-первых, правоохранительные органы не умеют или не хотят пресекать распродажу государственных секретов, которая принимает массовый рыночный характер, во-вторых, должностные лица, стоящие на страже государственной тайны, до конца сами не понимают всей важности возложенных на них ответственности, обязанностей и необходимости соблюдения всех защитных мер (отсутствие классификатора, методик расчета ущерба, причиненного преступными посягательствами, что не позволяет оценить тяжесть последствий и надлежаще квалифицировать деяние и т.д.), в-третьих, правовая база, регламентирующая охрану и защиту государственной тайны, недоработана и не соответствует имеющейся нормативной базе: Закону "О гостайне" и Указу Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (с изм. и доп. от 24 января 1998 г., 6 июня, 10 сентября 2001 г.).

Так, как следует из пункта 3 ст. 4 Федерального закона "О государственной тайне" N 5485-1 от 21.07.93, в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной тайне" от 06.10.97 N 131-Ф3 Правительство РФ должно: "устанавливать порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания", т.е. определить методики, согласно которым можно рассчитать размер ущерба как, к примеру, крупный, особо крупный и т.д. в зависимости от степени секретности - особой важности, совершенно секретно, секретно, ДСП. Вот уже десятый год, как ни у одного из сменявших друг друга Правительств РФ не дошли руки до решения этого важнейшего для государства и общества вопроса.

На сегодняшний день отсутствие методик расчета ущерба приводит к незащищенности государственной тайны. Одним из основных квалифицирующих признаков таких преступлений, как государственная измена (ст. 275 УК РФ) и шпионаж (ст. 276 УК РФ), является наличие ущерба, определить который на сегодняшний день не представляется возможным из-за нерасторопности чиновников.

Отсутствует четкое законодательное регулирование: что есть государственная измена (ст. 275), а что - разглашение государственной тайны (ст. 283), кто несет ответственность (субъект преступления), направленность умысла, когда вообще отсутствует состав вышеперечисленных преступлений, какой ущерб причинен безопасности и обороноспособности страны.

К сожалению, пока ответы на эти важные вопросы, от которых зависят не только государственные интересы, но и судьбы граждан, даются по усмотрению или настроению суда, а не на основе четких и однозначных регламентаций в законе. Данные обстоятельства позволяют квалифицировать деяния, что называется, "от вольного". А как результат - сомнительная отчетность о раскрытии "громких" преступлений, связанных с государственными секретами, и вынесение неправосудных приговоров.

Примером может послужить дело Виктора Калядина, который был признан виновным в шпионаже. В обоснование его вины суд сослался на экспертные заключения, базирующиеся на Приказе Министра обороны N 055. Недавним решением Верховного Суда от 12 февраля 2002 г., принятым по нашей жалобе в его интересах о признании незаконным и не подлежащим применению Перечня сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах Российской Федерации от 10 августа 1996 г., утвержденного Приказом N 055 Министра обороны РФ, Приказ был признан незаконным и не действующим с момента вступления решения в законную силу.

7 мая 2002 г. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ отменила решение и констатировала сомнительность правомерности применения данного ненормативного документа, разработанного для внутреннего пользования, в уголовном судопроизводстве.

Абсолютно четко обозначилась позиция оппонентов Министерства обороны РФ и Главной военной прокуратуры: "Если рассматривать Приказ N 055, как внутриведомственный акт, он не должен и не может распространяться на гражданских лиц, и они не могут нести никакой ответственности согласно данному Приказу, поскольку не являются его субъектами и не могут быть с ним знакомы". Суд признал Перечень ведомственным ненормативным актом, предназначенным для внутреннего применения.

Парадоксальная ситуация. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" гласит, что "...органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденным Указом Президента N 1203 от 30 ноября 1995 г., разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием" (ст. 9).

И Закон, и Перечень носят общий характер сведений, и определить, какой объект является секретным, а какой - нет, можно лишь при наличии развернутого перечня, который, как выяснилось, носит межведомственный характер и не подлежит государственной регистрации и опубликованию. Таким образом, рядовой гражданин, не знакомый с Перечнями министерств, ведомств и других субъектов, наделенных правом засекречивания сведений, не в состоянии определить, что есть секрет, а что нет.

Парадоксальная вещь: мелкая кража мешка картошки или мелочи из кармана уголовным законодательством более урегулирована, чем противоправная продажа государственной тайны стоимостью в миллионы долларов. Огромный аппарат чиновников вооруженных сил не в состоянии урегулировать вопросы защиты государственной тайны.

Итог неутешителен. Не затрагивая вопроса о виновности или невиновности Виктора Калядина, нельзя не обратить внимания на это дело как яркий прецедент дела о шпионаже и рассмотреть данный вопрос в свете целей и задач, стоящих перед уголовным процессом.

Уголовная политика правового, демократического государства России провозгласила, что целями уголовного наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (ч. 2 ст. 43 УК РФ). Достигнуты ли в нашем случае те цели уголовного наказания, которые поставлены государством перед судом?

Социальная справедливость в обществе заключается в том, что граждане убеждаются, что государственные органы способны обеспечить наказание преступника, и наказывают его в строгом соответствии с законом с целью предотвращения дальнейших, возможных аналогичных преступлений. Однако в нашем случае они не достигнуты. Истинные виновные - секретоносители, субъекты преступления, не пострадали, шпионы - совершенно спокойно, ничего не опасаясь, живут и работают по профилю, в том числе и в Москве. Правоохранительная система в связи с правовой неурегулированностью пока не может расставить барьеры для предотвращения утечки государственной тайны и государственных секретов, не может достичь поставленных перед ней государством целей и задач. Не устранена первопричина, зародыш, вероятность совершения очередных преступлений, связанных с государственными секретами. Безнаказанность истинных виновных является благодатной почвой для совершения преступлений такого рода вновь и вновь, и подобные прецеденты создают питательную среду для широкой, повсеместной распродажи государственной тайны.

Создается впечатление, что можно безнаказанно продать все, что продается, и пошел за рубеж по заниженной стоимости наш стратегический запас цветных металлов, особо ловкие носители секретов за рубежом стали патентовать открытия, разработанные в структурах военно-промышленного комплекса. Например, некто В. Авражков получил два патента в США на изобретение "прямоточные воздушно-реактивные двигатели для полетов со сверхзвуковыми скоростями". Перечисления можно продолжать.

Нам, гражданам страны, небезразлично, есть в России государственная тайна или нет, как она охраняется и почему существует возможность ее утечки. Беда в том, что министерства и ведомства не в состоянии, во-первых, разработать и реализовать нормативную базу, которая надлежащим образом регулировала и защищала бы в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне" их деятельность по защите государственных секретов, во-вторых, нежелание и неумение соблюдать требования далеких от совершенства, но существующих федеральных законов. Как результат - огромные затраты бюджетных средств, средств граждан-налогоплательщиков на содержание аппаратов министерств и ведомств, не реализующих свое непосредственное назначение, однако ответственность за это несут не чиновники, а простые граждане. Это одна сторона. Другая - то, что оборонная промышленность ежегодно поглощает большую часть бюджетных средств на огромные наукоемкие и капиталоемкие вложения в оборону, научно-технический и экономический потенциал за счет пенсионеров, учителей, врачей и т.д. Оправданно ли это, если внутриведомственные структуры не в состоянии охранять российские секреты?

 

Список литературы

1 Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов/ О.А.Гаврилов; Ин-т государства и права РАН; Акад. правовой унт. – М.:Норма, 2000. – 419с.: ил.

2 Згадзай О.Э. Информатика для юристов: Учебник / О.Э.Згадзай / Под ред. С.Я.Казанцева. – М.: Мастерство, 2001. – 256с.

3 Информационная безопасность России / Рук. авт. коллектива: Ю.С.Уфимцев, Е.А.Ерофеев. – М.: Экзамен, 2003. – 560с.

4 Копылов В.А. Информационное право: вопросы теории и практики / В.А.Копылов. – М.: Юристъ, 2003. – 623с.

5 Романец Ю.В. Защита информации в компьютерных системах и сетях / Ю.В.Романец / Под ред. В.Ф.Шаньгина. – 2-е изд. прераб и доп. – М.: Радио и связь, 2001. – 376с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Степени секретности, грифы секретности | Неприкосновенность частной жизни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.