Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение защиты человека и общества от информационно-психологических угроз

 

Крупные аварии на промышленных объектах в 70-80-ые годы XX сто­летия способствовали развитию законодательной деятельности в области промышленной безопасности в экономически развитых странах В 90-е го­ды международные организации продолжили активную деятельность по урегулированию вопросов предупреждения промышленных аварий.

Достаточно вспомнить Конвенцию Международной организации труда (МОТ) по безопасности труда и здоровья № 155/1981 г., Конвенцию МОТ о службе по медицине тру­да № 161/1985, директиву Европейского со­общества 1989/391 EEC; Глобальную стра­тегию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) "Здоровье рабочих к 2000 году", принятую в 1966 г., и др. Все они явились ориентиром для последующих изме­нений в области законодательства и практи­ческой работы. (3/2).

Приня­тые Конвенция МОТ по предотвращению крупных промышленных аварий и Конвенция ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий обязывают страны, подписавшие их, разработать политику в области обес­печения промышленной безопасности. (1/164).

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий от 17 марта 1992 года применяется в отношении предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации последствий аварий, которые могут привести к трансграничному воздействию, включая воздействие аварий, вызванных стихийными бедствиями, а также в отношении международного сотрудничества, касающегося взаимной помощи, исследований и разработок, обмена информацией и технологией в области предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации их последствий. (6/132).

Согласно Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий стороны, учитывая усилия, уже предпринятые на национальном и международном уровнях, принимают соответствующие меры и сотрудничают в рамках настоящей Конвенции в целях защиты людей и окружающей среды от промышленных аварий путем предотвращения таких аварий, насколько это возможно, уменьшения их частоты и серьезности и смягчения их воздействия. С этой целью применяются меры по предотвращению аварий, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий, включая восстановительные меры.

Стороны посредством обмена информацией, консультаций и других совместных мер разрабатывают и осуществляют без необоснованного промедления политику и стратегии для снижения риска промышленных аварий и совершенствования мер по их предотвращению, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий, включая восстановительные меры, принимая при этом во внимание усилия, уже предпринимаемые на национальном и международном уровнях, с целью исключения ненужного дублирования.

Стороны обеспечивают положение, при котором оператору вменяется в обязанность принятие всех мер, необходимых для исключения риска при осуществлении опасной деятельности и предотвращения промышленных аварий.

Для осуществления положений настоящей Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий стороны принимают соответствующие законодательные, регулирующие, административные и финансовые меры в целях предотвращения аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации их последствий.

Необходимо отметить, что данную Конвенцию подписали 27 стран, в том числе Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Теперь непосредственно рассмотрим законодательное регулирование промышленной безопасности в Великобритании и в Европейском союзе.

Так, основополагающим нормативным актом в облас­ти регулирования промышленной безопасности в Ве­ликобритании является Закон об охране здоровья и безопасности на рабочем месте (The Health and Safety at Work Act) 1974 г. Он определяет основ­ные принципы, права и обязанности в области обес­печения безопасных и здоровых условий труда на производстве. Этот закон возлагает ответственность за обеспечение безопасности жизни и здоровья ра­бочих на руководителя предприятия, который обя­зан создать на производстве систему управления безопасностью в целях снижения риска травматизма работников или нанесения вреда их здоровью. (8/60).

В 1985 г. на основании директивы № 82/501/ЕЭС «Об опасности крупномасштабных аварий при осу­ществлении производственной деятельности оп­ределенного вида» (директива «Севезо») было при­нято законодательство по предупреждению круп­ных аварий, распространяемое на объекты, на которых обращаются, производятся или хранятся опасные вещества, и именуемое системой норма­тивных правовых актов CIMAN (The Control of Industrial Major Accident Hazards Regulations). Эта система ус­танавливает необходимость разработки и представ­ления деклараций безопасности (декларация долж­на быть представлена не позднее чем за 3 мес. до начала эксплуатации опасного производственного объекта), информирования общественности о воз­можных чрезвычайных ситуациях, составления пла­нов локализации аварий и ликвидации их последствий.

На базе Закона об охране здоровья и безопас­ности на рабочем месте в Великобритании были созданы Комиссия по охране здоровья и Инспекция по охране здоровья и без­опасности, осуществ­ляющие государственное регулирование и надзор за безопасностью работ во многих отраслях про­мышленности.

Комиссия по охране здоровья и безопасности подотчетна Министерству по охране окружающей среды, транспорта и регионов Великобритании, а также другим министерствам, под­падающим под действие Закона об охране здоро­вья и безопасности на рабочем месте. Эта комис­сия осуществляет общий надзор за деятельностью Инспекции по охране здоровья и безопасности. В ее состав входят девять человек, возглавляемых пред­седателем.

Инспекцию по охране здоровья и безопасности возглавляет генеральный директор, число работни­ков – около 4000 чел., из которых около 1500 ин­спекторов. (8/61).

Вместе с тем в Великобритании действует ряд управлений, которые осуществляют надзор за безопасностью в отдельных отраслях промышленности:

Управление опасных промышленных объектов осуществляет над­зор на объектах горнодобывающей (разрабатывае­мых закрытым способом), нефтедобывающей, хи­мической и нефтеперерабатывающей промышлен­ности; на предприятиях, на которых обращаются, изготовляются или хранятся опасные вещества; на трубопроводном транспорте нефти, газа и нефте­продуктов.

Так, одиним из опасных геодинамических процессов, возникающих при ведении горных работ, - эндо­генные пожары. Проблема обнаружения опасных самонагреваний углей и углесодержащих скоплений до сих пор остается актуальной для угольной про­мышленности. Решение ее важно и для рудодобывающих предприятий цветной металлургии. Необхо­димость оценки опасности эндогенных пожаров воз­никает еще на стадии проектирования предприятий и организации технологических процессов и горных работ. При эксплуатации угольных шахт надо посто­янно выявлять и прогнозировать самонагревание уг­лей в целях предотвращения эндогенных пожаров и их профилактики. Состояние и развитие эндогенных проявлений должно контролироваться при управле­нии технологическими процессами в случае ликви­дации эндогенных пожаров. (6/52).

Управление ядерной безопасности осуществляет надзор и контроль на пред­приятиях, использующих атомные реакторы, прово­дит научные исследования. В управлении работают около 250 сотрудников.

Железнодорожное управление отвечает за безопасность работников железнодорожного транспорта и пассажиров при пользовании им.

Управление здравоохранения изучает воздействие различных вредных веществ и процессов на организм человека, проводит профи­лактические мероприятия по предотвращению слу­чаев возникновения профессиональных заболеваний на производстве.

Основные функции Инспекции по охране здоро­вья и безопасности:

проведение инспекционных проверок на подконт­рольных предприятиях и объектах;

расследование несчастных случаев, аварий и слу­чаев профессиональных заболеваний и оценка ус­ловий труда на предприятиях;

разработка инструкций, стандартов, руководств по безопасному ведению работ в различных отрас­лях промышленности;

выдача разрешений на использование некоторых видов оборудования, применяемого на предприяти­ях подконтрольных отраслей промышленности;

сбор и анализ информации об авариях, несчаст­ных случаях, инцидентах и случаях профессиональных заболеваний в различных отраслях промышлен­ности. (8/62).

Одна из основных функций инспекции – разра­ботка политики и стандартов в области промышлен­ной безопасности. Суть этой деятельности состоит в формировании основ законодательства об охране здоровья и безопасности на рабочих местах, в под­готовке руководств, которые принимаются как орга­нами управления отраслями промышленности, так и органами власти, а также, если это необходимо, во внесении соответствующих предложений в Европей­ский союз и другие международные организации.

Европейский союз (ЕС) – сообщество государств, образованное в 1993 г. в соответствии с Маастрихт­ским Договором 1992 г. на базе Европейских сооб­ществ (Европейское экономическое сообщество, Европейское сообщество по атомной энергии и Ев­ропейское объединение угля и стали). В настоящий момент в ЕС входят 15 государств: Германия, Вели­кобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Ав­стрия, Швеция, Люксембург и Финляндия.

Основные институты ЕС – Европейская комиссия (исполнительный орган ЕС), Европейский парламент (законодательный орган ЕС), Европейский суд (су­дебный орган ЕС высшей инстанции). (9/56).

Основополагающим законом в области промыш­ленной безопасности в Европейском союзе являет­ся директива № 96/82/ЕЭС от 9 января 1996 г. о контроле за крупными промышленными авариями на объектах с опасными веществами, на основании которой в странах-членах ЕС действуют; законода­тельство по предупреждению крупных аварий, Предписание по аварий­ным ситуациям и т.д.

Цель данной директивы – предотвращение круп­ных промышленных аварий и ограничение влияния их последствий на окружающую среду и население стран-членов Европейского союза.

Согласно положениям данной директивы, государ­ства-члены ЕС должны назначать компетентный орган по вопросам промышленной безопасности, в обя­занности которого входит организация системы инс­пекционных проверок или принятие других мер кон­троля на предприятиях, подпадающих под действие директивы. Причем компетентный орган по вопро­сам промышленной безопасности в случае, когда на предприятии, подпадающем под действие этой директивы, не принимаются необходимые меры по предотвращению возникновения крупной промыш­ленной аварии, может приостановить эксплуатацию предприятия.

Европейской комиссией была создана Система сообщения о крупных авариях – Major Accident Reporting System (MARS). Сведения о крупных ава­риях, которые содержатся в MARS, включают ин­формацию об авариях, происшедших на террито­рии Европейского союза, анализ причин их возник­новения, а также профилактические меры, необходимые для предотвращения подобных чрез­вычайных происшествий.

Основные задачи системы:

быстрое распространение информации об авариях;

информирование компетентных органов власти о результатах анализа причин возникновения крупных промышленных аварий;

предоставление организациям информации о ме­роприятиях, необходимых для предотвращения ава­рий;

взаимодействие с организациями, способными оказать содействие или предоставить какую-либо информацию, касающуюся вопросов возникновения, предотвращения или снижения последствий крупных промышленных аварий. (9/57).

Однако, необходимо отметить, что в Европейском союзе нет общей организации, занимающейся вопросами промышленной безопас­ности. Смежными с промышленной безопасностью областями занимаются европейские агентства по окружающей среде и по безопасности и охране здоровья на рабочем месте, являющиеся консуль­тативными органами Европейской комиссии.

По мнению ряда авторов на предприятии необходимо создать систему управления промышленной безопасностью. Основными принципами системы управления промыш­ленной безопасностью являются:

управление промышленной безопасностью рас­сматривается как высший приоритет предприятия;

оценка характеристик безопасности и их соот­ветствие политике, целям и задачам организации в области промышленной безопасности и охраны труда;

планирование соответствующих и достаточных ресурсов, а также оценка процессов, состояния оборудования, систем защиты, необходимых для достижения требуемого уровня промышленной без­опасности; требования к набору и обучению обслуживаю­щего персонала;

разработка соглашений по ответственности пер­сонала за промышленную безопасность; обеспечение управления рисками и чрезвычайны­ми ситуациями, системой охраны предприятия; мониторинг за выбросами опасных веществ на объектах. (11/7).

По мнению ряда авторов важной проблемой промышленной безопасности в Великобритании и США является стресс, который является следствием конкуренцией, высокими темпами, не­стабильностью занятости, возросшими требования­ми к квалификации. Согласно оценкам, из ежегодно теряемых в про­мышленности США 550 млн. рабочих дней более половины в той или иной мере связаны со стрес­сом.

Необходимость изменить условия труда с целью ослабления стрес­са официально признана межправительственными органами, например Европейским союзом, который в 1989 г. принял директиву «Принятие мер с целью улучшить охрану и гигиену труда». (2/62).

В США также большое значение в обеспечении промышленной безопасности имеет профилактика заболеваний, которые связаны с перенапряжения зрения и позвоночника, с трав­мами, растяжениями и последствиями монотонных движений.

В США повреждения и заболевания позвоночника составили 27 % всех несмертельных производствен­ных травм и болезней, вызвавших невыходы на рабо­ту в 1993 г. Кроме того, до 30 % трудящихся США регулярно выполняют работу, которая может вызвать травмы нижней части позво­ночника, а половина занята на рабочих операциях, которые со временем могут привести к травматичес­ким изменениям.

В связи с этим разрабатываются программы профилактики данных заболеваний. Согласно правительственным исследова­ниям, общие издержки для общества от этого оцени­ваются в 50– 100 млрд. долл. в год. (9/61).


Список литературы

 

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Э.М. Соколов, Е.И. Захаров, И.В. Панферова, А.В. Макеева. – Тула: Гриф и К, 2001. – 279с.

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Энциклопедия Российского права: Федеральный выпуск, 09.2002. – 235с.

3. Кедровский О.В. Неуправляемое развитие // Информационные ресурсы России. – 2001. – N 2. – С. 2-4.

4. Крутских П.П. Анализ распределенной информационной системы, функционирующей в условиях разрушающих информационных воздействий, как объекта исследования // Информационные технологии. – 2001. – N 7. – С. 13-16.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Доктрина информационной безопасности | Уголовно-правовая характеристика компьютерных преступлений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.