КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обеспечение защиты человека и общества от информационно-психологических угроз
Крупные аварии на промышленных объектах в 70-80-ые годы XX столетия способствовали развитию законодательной деятельности в области промышленной безопасности в экономически развитых странах В 90-е годы международные организации продолжили активную деятельность по урегулированию вопросов предупреждения промышленных аварий. Достаточно вспомнить Конвенцию Международной организации труда (МОТ) по безопасности труда и здоровья № 155/1981 г., Конвенцию МОТ о службе по медицине труда № 161/1985, директиву Европейского сообщества 1989/391 EEC; Глобальную стратегию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) "Здоровье рабочих к 2000 году", принятую в 1966 г., и др. Все они явились ориентиром для последующих изменений в области законодательства и практической работы. (3/2). Принятые Конвенция МОТ по предотвращению крупных промышленных аварий и Конвенция ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий обязывают страны, подписавшие их, разработать политику в области обеспечения промышленной безопасности. (1/164). Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий от 17 марта 1992 года применяется в отношении предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации последствий аварий, которые могут привести к трансграничному воздействию, включая воздействие аварий, вызванных стихийными бедствиями, а также в отношении международного сотрудничества, касающегося взаимной помощи, исследований и разработок, обмена информацией и технологией в области предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации их последствий. (6/132). Согласно Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий стороны, учитывая усилия, уже предпринятые на национальном и международном уровнях, принимают соответствующие меры и сотрудничают в рамках настоящей Конвенции в целях защиты людей и окружающей среды от промышленных аварий путем предотвращения таких аварий, насколько это возможно, уменьшения их частоты и серьезности и смягчения их воздействия. С этой целью применяются меры по предотвращению аварий, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий, включая восстановительные меры. Стороны посредством обмена информацией, консультаций и других совместных мер разрабатывают и осуществляют без необоснованного промедления политику и стратегии для снижения риска промышленных аварий и совершенствования мер по их предотвращению, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий, включая восстановительные меры, принимая при этом во внимание усилия, уже предпринимаемые на национальном и международном уровнях, с целью исключения ненужного дублирования. Стороны обеспечивают положение, при котором оператору вменяется в обязанность принятие всех мер, необходимых для исключения риска при осуществлении опасной деятельности и предотвращения промышленных аварий. Для осуществления положений настоящей Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий стороны принимают соответствующие законодательные, регулирующие, административные и финансовые меры в целях предотвращения аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации их последствий. Необходимо отметить, что данную Конвенцию подписали 27 стран, в том числе Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Теперь непосредственно рассмотрим законодательное регулирование промышленной безопасности в Великобритании и в Европейском союзе. Так, основополагающим нормативным актом в области регулирования промышленной безопасности в Великобритании является Закон об охране здоровья и безопасности на рабочем месте (The Health and Safety at Work Act) 1974 г. Он определяет основные принципы, права и обязанности в области обеспечения безопасных и здоровых условий труда на производстве. Этот закон возлагает ответственность за обеспечение безопасности жизни и здоровья рабочих на руководителя предприятия, который обязан создать на производстве систему управления безопасностью в целях снижения риска травматизма работников или нанесения вреда их здоровью. (8/60). В 1985 г. на основании директивы № 82/501/ЕЭС «Об опасности крупномасштабных аварий при осуществлении производственной деятельности определенного вида» (директива «Севезо») было принято законодательство по предупреждению крупных аварий, распространяемое на объекты, на которых обращаются, производятся или хранятся опасные вещества, и именуемое системой нормативных правовых актов CIMAN (The Control of Industrial Major Accident Hazards Regulations). Эта система устанавливает необходимость разработки и представления деклараций безопасности (декларация должна быть представлена не позднее чем за 3 мес. до начала эксплуатации опасного производственного объекта), информирования общественности о возможных чрезвычайных ситуациях, составления планов локализации аварий и ликвидации их последствий. На базе Закона об охране здоровья и безопасности на рабочем месте в Великобритании были созданы Комиссия по охране здоровья и Инспекция по охране здоровья и безопасности, осуществляющие государственное регулирование и надзор за безопасностью работ во многих отраслях промышленности. Комиссия по охране здоровья и безопасности подотчетна Министерству по охране окружающей среды, транспорта и регионов Великобритании, а также другим министерствам, подпадающим под действие Закона об охране здоровья и безопасности на рабочем месте. Эта комиссия осуществляет общий надзор за деятельностью Инспекции по охране здоровья и безопасности. В ее состав входят девять человек, возглавляемых председателем. Инспекцию по охране здоровья и безопасности возглавляет генеральный директор, число работников – около 4000 чел., из которых около 1500 инспекторов. (8/61). Вместе с тем в Великобритании действует ряд управлений, которые осуществляют надзор за безопасностью в отдельных отраслях промышленности: Управление опасных промышленных объектов осуществляет надзор на объектах горнодобывающей (разрабатываемых закрытым способом), нефтедобывающей, химической и нефтеперерабатывающей промышленности; на предприятиях, на которых обращаются, изготовляются или хранятся опасные вещества; на трубопроводном транспорте нефти, газа и нефтепродуктов. Так, одиним из опасных геодинамических процессов, возникающих при ведении горных работ, - эндогенные пожары. Проблема обнаружения опасных самонагреваний углей и углесодержащих скоплений до сих пор остается актуальной для угольной промышленности. Решение ее важно и для рудодобывающих предприятий цветной металлургии. Необходимость оценки опасности эндогенных пожаров возникает еще на стадии проектирования предприятий и организации технологических процессов и горных работ. При эксплуатации угольных шахт надо постоянно выявлять и прогнозировать самонагревание углей в целях предотвращения эндогенных пожаров и их профилактики. Состояние и развитие эндогенных проявлений должно контролироваться при управлении технологическими процессами в случае ликвидации эндогенных пожаров. (6/52). Управление ядерной безопасности осуществляет надзор и контроль на предприятиях, использующих атомные реакторы, проводит научные исследования. В управлении работают около 250 сотрудников. Железнодорожное управление отвечает за безопасность работников железнодорожного транспорта и пассажиров при пользовании им. Управление здравоохранения изучает воздействие различных вредных веществ и процессов на организм человека, проводит профилактические мероприятия по предотвращению случаев возникновения профессиональных заболеваний на производстве. Основные функции Инспекции по охране здоровья и безопасности: проведение инспекционных проверок на подконтрольных предприятиях и объектах; расследование несчастных случаев, аварий и случаев профессиональных заболеваний и оценка условий труда на предприятиях; разработка инструкций, стандартов, руководств по безопасному ведению работ в различных отраслях промышленности; выдача разрешений на использование некоторых видов оборудования, применяемого на предприятиях подконтрольных отраслей промышленности; сбор и анализ информации об авариях, несчастных случаях, инцидентах и случаях профессиональных заболеваний в различных отраслях промышленности. (8/62). Одна из основных функций инспекции – разработка политики и стандартов в области промышленной безопасности. Суть этой деятельности состоит в формировании основ законодательства об охране здоровья и безопасности на рабочих местах, в подготовке руководств, которые принимаются как органами управления отраслями промышленности, так и органами власти, а также, если это необходимо, во внесении соответствующих предложений в Европейский союз и другие международные организации. Европейский союз (ЕС) – сообщество государств, образованное в 1993 г. в соответствии с Маастрихтским Договором 1992 г. на базе Европейских сообществ (Европейское экономическое сообщество, Европейское сообщество по атомной энергии и Европейское объединение угля и стали). В настоящий момент в ЕС входят 15 государств: Германия, Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Швеция, Люксембург и Финляндия. Основные институты ЕС – Европейская комиссия (исполнительный орган ЕС), Европейский парламент (законодательный орган ЕС), Европейский суд (судебный орган ЕС высшей инстанции). (9/56). Основополагающим законом в области промышленной безопасности в Европейском союзе является директива № 96/82/ЕЭС от 9 января 1996 г. о контроле за крупными промышленными авариями на объектах с опасными веществами, на основании которой в странах-членах ЕС действуют; законодательство по предупреждению крупных аварий, Предписание по аварийным ситуациям и т.д. Цель данной директивы – предотвращение крупных промышленных аварий и ограничение влияния их последствий на окружающую среду и население стран-членов Европейского союза. Согласно положениям данной директивы, государства-члены ЕС должны назначать компетентный орган по вопросам промышленной безопасности, в обязанности которого входит организация системы инспекционных проверок или принятие других мер контроля на предприятиях, подпадающих под действие директивы. Причем компетентный орган по вопросам промышленной безопасности в случае, когда на предприятии, подпадающем под действие этой директивы, не принимаются необходимые меры по предотвращению возникновения крупной промышленной аварии, может приостановить эксплуатацию предприятия. Европейской комиссией была создана Система сообщения о крупных авариях – Major Accident Reporting System (MARS). Сведения о крупных авариях, которые содержатся в MARS, включают информацию об авариях, происшедших на территории Европейского союза, анализ причин их возникновения, а также профилактические меры, необходимые для предотвращения подобных чрезвычайных происшествий. Основные задачи системы: быстрое распространение информации об авариях; информирование компетентных органов власти о результатах анализа причин возникновения крупных промышленных аварий; предоставление организациям информации о мероприятиях, необходимых для предотвращения аварий; взаимодействие с организациями, способными оказать содействие или предоставить какую-либо информацию, касающуюся вопросов возникновения, предотвращения или снижения последствий крупных промышленных аварий. (9/57). Однако, необходимо отметить, что в Европейском союзе нет общей организации, занимающейся вопросами промышленной безопасности. Смежными с промышленной безопасностью областями занимаются европейские агентства по окружающей среде и по безопасности и охране здоровья на рабочем месте, являющиеся консультативными органами Европейской комиссии. По мнению ряда авторов на предприятии необходимо создать систему управления промышленной безопасностью. Основными принципами системы управления промышленной безопасностью являются: управление промышленной безопасностью рассматривается как высший приоритет предприятия; оценка характеристик безопасности и их соответствие политике, целям и задачам организации в области промышленной безопасности и охраны труда; планирование соответствующих и достаточных ресурсов, а также оценка процессов, состояния оборудования, систем защиты, необходимых для достижения требуемого уровня промышленной безопасности; требования к набору и обучению обслуживающего персонала; разработка соглашений по ответственности персонала за промышленную безопасность; обеспечение управления рисками и чрезвычайными ситуациями, системой охраны предприятия; мониторинг за выбросами опасных веществ на объектах. (11/7). По мнению ряда авторов важной проблемой промышленной безопасности в Великобритании и США является стресс, который является следствием конкуренцией, высокими темпами, нестабильностью занятости, возросшими требованиями к квалификации. Согласно оценкам, из ежегодно теряемых в промышленности США 550 млн. рабочих дней более половины в той или иной мере связаны со стрессом. Необходимость изменить условия труда с целью ослабления стресса официально признана межправительственными органами, например Европейским союзом, который в 1989 г. принял директиву «Принятие мер с целью улучшить охрану и гигиену труда». (2/62). В США также большое значение в обеспечении промышленной безопасности имеет профилактика заболеваний, которые связаны с перенапряжения зрения и позвоночника, с травмами, растяжениями и последствиями монотонных движений. В США повреждения и заболевания позвоночника составили 27 % всех несмертельных производственных травм и болезней, вызвавших невыходы на работу в 1993 г. Кроме того, до 30 % трудящихся США регулярно выполняют работу, которая может вызвать травмы нижней части позвоночника, а половина занята на рабочих операциях, которые со временем могут привести к травматическим изменениям. В связи с этим разрабатываются программы профилактики данных заболеваний. Согласно правительственным исследованиям, общие издержки для общества от этого оцениваются в 50– 100 млрд. долл. в год. (9/61). Список литературы
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Э.М. Соколов, Е.И. Захаров, И.В. Панферова, А.В. Макеева. – Тула: Гриф и К, 2001. – 279с. 2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Энциклопедия Российского права: Федеральный выпуск, 09.2002. – 235с. 3. Кедровский О.В. Неуправляемое развитие // Информационные ресурсы России. – 2001. – N 2. – С. 2-4. 4. Крутских П.П. Анализ распределенной информационной системы, функционирующей в условиях разрушающих информационных воздействий, как объекта исследования // Информационные технологии. – 2001. – N 7. – С. 13-16.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |