Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки государства

Традиционно государство рассматривается как универсаль­ная политическая организация, в основе которой лежат терри­тория, народ и публичная власть. Именно они являются основ­ными признаками государства. Характерной чертой всех до государственных форм обще­ственного устройства была неопределенность территориальной организации. Границы территории родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные конфликты между соседними общинами. Что же касается государства, то его отличает наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административного или сеньориального деления. Становление такого деления обусловлено задачами управле­ния территорией государства, сбора дани, удержания в пови­новении население страны.

Государство — это прежде всего территориальная органи­зация населения. Именно над этой территорией и проживаю­щими на ней людьми распространяется государственная власть. Й здесь не важно, какую национальность, расовую и этничес­кую принадлежность имеют эти люди. Главным является гео­графическое место их проживания, что предопределяет их граж­данство или подданство, т. е. определенную политико-право­вую связь с конкретным государством.

Государство объединяет своей властью и защитой всех лю­дей, населяющих территорию данной страны, независимо от их принадлежности к какому-либо роду или племени. Это означает, во-первых, что государство имеет территорию, опреде­ляет и охраняет свои границы, защищает ее от нападения из­вне. Во-вторых, постоянное население данной территории (страны), как правило, имеет устойчивую связь с государством и виде подданства или гражданства и пользуется защитой госу­дарства как внутри страны, так и за ее пределами. Территори­альные пределы государственной власти распространяются и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих граж­данства (подданства) — апатридов. Следующим важным признаком государства, без которого немыслимо его существование, является население, т. е. чело­веческое сообщество, проживающее на данной территории. Для образования государства численность его населения, расовый или национальный состав не имеют решающего значения. Несколько тысяч или многомиллионное население одинаково могут являться человеческой базой для организации государ­ства (Ватикан, Монако, Люксембург, Лихтенштейн, Исландия и т. д., с одной стороны, и такие многомиллионные гиганты, как Китай или Индия, — с другой).

Определяющей роли для образования государства не игра­ет и его национальный состав. Население, проживающее на определенной территории, находящееся под юрисдикцией кон­кретного государства, может быть многонациональным, как Россия, США, Индия, Китай, или состоять в подавляющем большинстве из представителей одной нации (Польша, Германия, Венгрия и т. д.). Однако ни то, ни другое не мешает образованию государства в одних случаях с много­национальным составом, в других — почти мононациональным составом населения.

При родовом строе власть осуществлялась самими общин­никами, участвовавшими вместе со всеми в труде, ведении до­бывающего хозяйства. Управление делами общины не было закреплено за особой группой людей, составляющей особый вид профессии. Оно осуществлялось лицами, выбранными чле­нами общины, рода в соответствии с их заслугами. Функции управления не составляли «должности», а осуществлялись в силу доверия и авторитета членов общины. Органы власти ро­дового строя не обладали и выделенными для них средствами и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе наказа­ние или принуждение силой, выполнялись самими членами рода.

В отличие от этого устройства, для государства характерно возникновение и наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Иначе говоря, государство, наряду с орга­нами, издающими законы, выносящими решения и отдающи­ми приказы, обязательно обладает особым аппаратом управ­ления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения (и защиты общества), выделенными из общества, существующими специально для выполнения этих, ставших специфическими государственных функций.

Воплощенная в государственных органах публичная власть тран сформируется в государственную власть, и ее реализация обесп ечивается всей мощью государственного аппарата.
Главными признаками государственной власти являются:

а) суверенность;

б)легитимность,

Суверенность государственной власти означает ее верховенство на территории конкретной страны, а также ее независимость в международных отношениях. В свою очередь, легитимность получает выражение в поло­жительной оценке, ее правомерности. Легитимная власть обыч­но характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан с консен­сусом общества в области основополагающих политических ценностей.

Понятие и классификация функций государства

Функциями государства являются стратегические направле­ния его деятельности, в которых выражаются сущность и назна­чение в обществе. Поскольку функции государства формиру­ются объективно, под определяющим воздействием. Целей и задач, обусловленных социально-экономическими структура­ми общества, постольку в функциях сущность государства по­лучает конкретное выражение.

В ходе развития государства одни функции возникают, дру­гие отмирают, третьи изменяют свое содержание. По времени действия могут быть выделены постоянные и временные фун­кции. Постоянными являются политические, социальные, эко­номические. Временные могут быть связаны с экстремальными ситуациями, например, ведение войны. По сфере политической направленности различают внутренние и внешние функции. Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри страны, внешние — за ее пределами. В связи с тем, что объектом воздействия функций государства являются сферы общественной жизни — экономика, социальная структура, ду­ховная жизнь общества, сложившийся общественный порядок, функции могут быть экономическими, идеологическими, ох­ранительными, политическими как во внешней, так и во внут­ренней деятельности государства.

В общем плане функции государства можно представить в виде следующей системы.

/. Функции внешнего суверенитета: национальная оборона (или безопасность); осуществление внешних сношений.

2. Функции внутреннего суверенитета: внутренняя безопасность; правосудие и регистрация актов гражданского состояния.

3. Собственно политические функции: обеспечение функционирования политических ин­ститутов; взаимоотношения с общественными организациями институтами; информирование общественности о политических целях.

//. Экономические функции. Эмиссия денежных знаков. Общая координация экономической и финансовой по­литики, включая экономическое планирование (коор­динация может осуществляться с помощью государст­венного заказа, государственного кредитования, налого­обложения).

III. Социальные функции.

Деятельность в области здравоохранения

Деятельность в области жилищного и городского строительства.

Защита социальных и профессиональных прав и интересов.

Предоставление пособий «социально неполноценным» (инвалиды, матери-одиночки, сироты, люди пожилого возраста, учащаяся молодежь).

Сохранение или преобразование социальных слоев и структур (например, фермерство; предприятия, находя­щиеся в коллективной собственности).

IV. Культурно-воспитательные функции.

Организация проведения исследований проблем фундаментального или чисто научного значения. Образовательная функция (общее, профессиональное, художественное, спортивное образование и развитие детей, подростков и юношества).


Суммируя все вышесказанное, можно дать следующее оп­ределение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теории происхождения государства. Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах возникновения государства | Основные теории правопонимания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.136 сек.