Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психометрические свойства тестовых методик




Рассмотрим три основных свойства тестовых методик: надежность, валидность и репрезентативность.

1. Надежность теста - это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов. К числу таких факторов следует отнести:

- разнообразие внешних условий, меняющихся при смене испытуемых (время суток, освещенность, температура в помещении, наличие посторонних звуков, отвлекающих внимание и т.д.);

- динамичные внутренние факторы, по разному действующие на разных испытуемых в ходе тестирования (качества деятельности любого человека при выполнении задания меняются - существуют фазы врабатываемости и утомления);

- информационно-социальные обстоятельства (контакт с психологом, возможное наличие других людей и т.д.).

2. Валидность теста (V) - соответствие теста измеряемому психическому свойству. Если высокая надежность теста говорит о том, что тест действительно что-то измеряет, то высокая валидность указывает на то, что измеряется именно то, что нужно. В отличии от надежности помимо тех же случайных факторов на валидность оказывают влияние и систематические факторы. Этими факторами являются другие психические свойства, которые мешают проявиться в результатах теста тому свойству, на которое тест направлен.

Основным методом проверки валидности является метод внешнего критерия, т.е. для проверки используется внешний по отношению к тесту источник информации об измеряемом психическом свойстве. Это могут быть результаты лабораторных исследований. Так, например, если используется тест-опросник на тревожность, то валидность его может быть проверена с помощью лабораторных экспериментов на тревожность с этим же испытуемым (угроза за ошибочные действия ударами тока). Внешним источником могут быть и результаты экспертных оценок. Так, валидность теста на дисциплинированность может быть подтверждена экспертными оценками учителей.

Особой разновидностью валидности является достоверность результатов. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении. Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений и есть достоверность теста. Типичный прием обеспечения достоверности - наличие в тест-опросниках шкал лжи. Если испытуемый набрал по шкале балл выше критического, то его результаты считаются недостоверными.

3. Репрезентативность тестовых норм - третье важнейшее психометрическое свойство. Репрезентативность является высокой, если выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции. Есть несколько путей проверки этого свойства. Один заключается в том, что проводится анализ распределения частот тестовых баллов, которое должно быть нормальным. Второй путь - выборка случайным образом делится на две части - по каждой строится распределение частот и они сравниваются. Если они тождественны, то говорят о репрезентативности тестовых норм.

Стандартизация тестов: Первоначальный суммарный балл, подсчитанный с помощью ключа, не является показателем, который можно сразу интерпретировать. Его называют в текстологии «сырым тестовым баллом». Необходимо перевести тестовые баллы из «сырой» шкалы в «стандартную». Эта процедура называется «стандартизация тестового балла». Эта стандартизация естественно проводится не пользователями теста, а специалистами по большой выборке (не менее 200 человек) в процессе психометрического эксперимента. Статистическая норма – это средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида. Значимое отклонение от нормы в этом случае (выход за пределы среднего диапазона) называется акцентуацией, а данная личностная черта называется “акцентуированной”. Чем сильнее выражено это отклонение, тем более сильной считается акцентуация, вплоть до появления “патохарактерологических” признаков.

Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым. Допустимо сделать одну ошибку-описку на страницу текста, но недопустимо – 10 ошибок. Если средний выпускник школы делает больше 1 ошибки, то это не значит, что статистическая норма должна “тянуть” вниз социокультурный норматив. Очевидно, что всякое обучение должно быть ориентировано на нормативы, а не на статистические нормы. Кроме статистических норм в современных тестах часто используются критериальные нормы, когда важным является не отклонение балла от центра шкалы (свойств среднего человека), а достижение критического уровня на шкале. Эти критериальные нормы рассчитываются исходя из уровня требуемой вероятности достижения какой-либо цели (например, эффективности деятельности).

Различение практического обследования и научного дифференциально-диагностического исследования является одним из важнейших в современной тестологической культуре. Обследование – это применение готового, уже разработанного теста. Его результат – сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека (испытуемого). Дифференциально-диагностическое исследование – это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства (скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков (или “эмпирических индикаторов”), по которым можно получать информацию о заданном свойстве.

Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный характер. Сюда, к примеру, может входить констатация у одного и того же человека одновременно следующих особенностей: высокого уровня развития “креативности” (изобретательности и гибкости мышления), среднего уровня “вербального интеллекта” (речевого мышления), сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт “социальной экстраверсии” (повышенной коммуникабельности, общительности), “внутреннего локуса контроля” (повышенная ответственность и включенность самооценки в деятельность), “проницаемости границ Я” (уязвимости, ранимости) на фоне ведущей мотивации достижения социального успеха и т. п. Некоторые черты и особенности у индивида могут в некоторых ситуациях как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения. Столкновение разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) у ребенка – одна из причин внутренних кризисов в развитии личности. Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает распутать клубок внутреннего конфликта. Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один из простейших вариантов “диагностограммы” – психодиагностический профиль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.