КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Операционная структура речевой деятельности
Лекция 4 Виды речевой деятельности Говорение, Слушание, Письмо, Чтение – основные виды осуществления РД Эти виды рассматривают с разных позиций: 1. По характеру речевого общения: · Устное общение (говорение-слушание). К этим видам у человека имеется наследственная предрасположенность: БП КГМ – зрелые в значительной степени морфоструктуры, позволяющие овладеть речью; наличие периферического речевого аппарата – анатомические части организма, отвечающие за овладение речью. · Письменное общение (письмо-чтение) – надстроечные виды. Формируются на основе первых двух. Являются вторичными по происхождению и представляют собой более сложные виды РД. При афазии – являются более упроченными, т.к. формировались осознанно и являются опорой для восстановления. 2. По характеру выполняемой роли · Реактивные (чтение-слушание) – выступают в качестве ответной реакции. · Инициальные (письмо-говорение) стимулируют реактивные
3. По направленности на прием или выдачу речевого общения · Рецептивные (слушание-чтение) – основаны на процессах восприятия - рецепции · Продуктивные (письмо-говорение) – выдает в качестве продукта речевое высказывание Три фазы разворачиваются одна за другой посредством единиц речевой деятельности, к ним относят: действия и операции. Для того, чтобы полнее представить операционную структуру РД, необходимо дать характеристику каждой единице. Деятельность (А.Н. Леонтьев) – активное жизненное отношение человека к действительности. Всегда есть мотив и всегда побуждается целью. Деятельность осуществляется при помощи действий. Действие – определяется как одна из составляющих деятельности человека. Каждому действию присущи все те же этапы, что и деятельности: цель, реализация, контроль. Но деятельность понятие более общее, обширное и приводит к конкретному ощутимому результату. Действие от деятельности отличается тем, что отсутствует собственная мотивация, все подчинено общему мотиву. Например, человек осуществляет действие по различению звуков, но это действие входит в состав такой деятельности как слушание. И цель здесь – понять собеседника, а не научиться различать звуки. Либо вождение машины – это деятельность, состоящая из множества действий: завести машину, выжать сцепление и т.д. Основные речевые действия: 1. Речевое высказывание при говорении и письме 2. Действие восприятия и понимания в процессе слушания и чтения Речевые высказывания могут быть трех видов: ¾ Отдельные (одиночные) ¾ Развернутое речевое высказывание – повествование, рассуждение ¾ Комбинированное. Когда одна часть речевого высказывания выражается в знаках языка, а другая в паралингвистических средствах. Действие надо каким-то способом выполнять. Этим способом является операция. Как видно, операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется "техникой", ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операций. Операции – это автоматизированные способы выполнения действия. Действие, доведенное до автоматизма, становится операцией. Операции выполняются на уровне умения или навыка. К речевым операциям, обеспечивающим построение и реализацию речевых действий, относятся: ¾ Операция сличения, выбора, смысловых и языковых элементов, ¾ Операции определения основных смысловых звеньев ¾ Операция выбора лексических единиц ¾ Операция выбора грамматической конструкции и т.д. Все эти операции осуществляют реализацию основных речевых действий: восприятия, понимания, произнесения или написания отдельного речевого высказывания. Навык – определяется как качественный уровень выполнения действия или операции, при этом человек уже не отвлекается на техническую сторону выполнения и сосредотачивается на содержании. Навыки речевой деятельности: ¾ Навык речевого общения ¾ Навык диалогической и монологической речи ¾ Навык осмысления предмета речи ¾ Навык интонационно выразительного оформления речи ¾ Навык правильного звукопроизношения и т.д.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |