Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темперамент. Способности. Интеллект. Характер




Индивидуальные различия порождаются сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. Индивидуальные особенности человека обуславливают индивидуальный стиль деятельности (Е.А.Климов), который представляет собой: 1) устойчивую систему приемов и способов деятельности, 2) систему обусловленную определенными индивидуальными личностными качествами, 3) систему, являющуюся средством эффективного приспособления к объективным требованиям, 4) особенности стиля деятельности, которые обусловлены типологическим свойствами нервной системы человека. К основным характеристикам индивидуальности относят: темперамент, характер, способности.

Темперамент – (лат. Temperamentum – надлежащее отношение черт от tempero – смешиваю в надлежащем состоянии) совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Темпераментом называется также характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V век до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков» жизни – крови, лимфы, желтой и черной желчи – входящих в его состав. Темперамент имеет свои основные свойства: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности определяет, пластичность и ригидность, экстраверсия, интраверсия. Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности. 1. профессиональный отбор, 2. приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, 3. заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности.

Характер –индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности. Характер человека - это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальное и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. А в формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. От способностей зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые не сводятся к наличию этих знаний, умений и навыков, по отношению к ним способность выступает как некоторая возможность. В классификации способностей различают: природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при помощи жизненного опыта; специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные, высшие, интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Инженерно-технические способности позволяют успешно работать с разнообразным оборудованием или его частями. Наряду с общей способностью (технической одаренностью) или опытом, существуют независимые факторы: пространственные представления (способность оперировать зрительными образами) и техническое понимание (восприятие пространственных моделей и т.д.). Способности инженера реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств.

Развитие, преждевсего, означает процесс количественных изменений в свойствах и качествах человека. Следовательно, под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений. Развитие личности осуществляется под воздействием определенных факторов. Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве, признавая роль этих трех факторов - среды, биологических задатков (наследственности) и воспитания - в развитии человека, существенно важно правильно уяснить то соотношение, в котором находятся между собой эти факторы. Природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.

Д.Б. Эльконин выделяет сензитивный период в развитии способностей – это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Кризисы развития – время поворота в психическом развитии, когда происходит появление новых образований (новообразований). В разные исторические периоды возрастная периодизация имела абсолютно различные основания (древнекитайская периодизация делила жизнь человека по десятилетиям, Платон по 20 лет, Гиппократ классифицировал возраста по 7 лет). В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиции разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегрированная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делается в русле различных подходов и теорий. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него в течение всей жизни.

Развитие личности это закономерный процесс, и в то же время сугубо индивидуальный. Э.Фромм писал, что развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям - важнейшая задача воспитания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.