КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
См. коммент. к с. 186
Лгх 1оп{!а/ Лектор и его лекции/17 его рода «дань прерафаэлизму» — «Джотто и его творения», работа над которым была начата еще в 1853 году. Но в сфере его интересов уже наметились изменения — социальная публицистика занимает его теперь куда больше, чем история искусства, — в том же 1860-м он выпустил книгу «К продолжению» (часто переводят как «Последнему что и первому» — «С/то ТШз Ьазг»), практически целиком посвященную изложению политических и социальных взглядов автора. Здесь «проповедник», как Рескина уже начинает именовать публика, развивает начатую в «Камнях Венеции» тему гибели нравственности и искусства в буржуазном обществе, убеждает в необходимости реформ в образовании и организации ремесленного производства (его предложения частично будут реализованы на предприятии У. Морриса), поднимает вопросы безработицы и общественной помощи старикам и инвалидам. «Письма к рабочим Англии», начало которым было положено в 1858 году (с 1871-го выходят периодически), знаменуют обращение Рескина к активной социальной деятельности; в этих эссе, имеющих мало общего с художественной критикой, автор говорит о губительном воздействии машинной цивилизации на общество (прежде всего — на нравственность), об уничтожении единства природы, красоты и морали, и предлагает по возможности вернуться к руч- Аге 1оп§а/ 1 о/Лектор и его лекции ному труду и коллективным формам творчества (эта мысль повторяется и в «Лекциях»). К 1860-м годам относится ряд публичных лекций и памфлетов о путях развития общества, о социальных, гендерных, общекультурных проблемах («Мунера Пулверис (Эссе по политэкономии)», «Сезам и Лилии», «Крона дикой маслины», «Королева эфира»). Анализируя современное искусство, критик обвинял его в отражении безобразных промышленных образцов и в следовании испорченным вкусам необразованной толпы. Когда в 1869 году в Оксфорде была открыта кафедра искусства, Рескин возвращается в альма матер — уже в качестве первого профессора новой кафедры. Университетскую трибуну он стремится использовать прежде всего с просветительскими целями — программа курса носила ознакомительный характер и была ориентирована на студентов-литературоведов. Рескин ставил перед собой задачу воспитать не специалистов-теоретиков, а рисовальщиков, зрителей и меценатов, способных направлять вкусы английского общества и поддерживать развитие английского искусства. Но, по мнению профессора, университет не в состоянии справиться с этой задачей в одиночку — ее нужно решать на всех ступенях системы образования, внедрять изобразительное искусство и в школах, и в училищах; для этого он собирает кол- Аг5 1оп§а/ Лектор и его лекции/19 лекцию наглядных пособий, состоящую из репродукций «образцовых произведений», изучение и копирование которых должно воспитывать вкусы и нравы будущих реформаторов. На работу с этим комплектом пособий и был ориентирован прочитанный в Оксфорде первый курс лекций, рассчитанный на несколько лет. И уже в 1870-м году появилось отдельное издание «Лекций об искусстве» (ЬесГыгез оп АгГ) — одно из самых знаменитых произведений Рескина, еще при жизни автора выдержавшее несколько переизданий и вскоре после выхода переведенное на основные европейские языки. «Лекции» Рескина — это не краткая история искусства; это скорее попытка кратко изложить историю видения и способности отражения этого видения в изобразительном искусстве (через сорок пять лет к решению этой же задачи призовет Г. Вёльфлин*). Эволюция искусства втиснута в упрощенную и очень грубую «шестиугольную» (на деле же — линейную) схему на основе критериев «линия—пятно—масса», а все многообразие художественных поисков сводится к двум противопо- *Вёл ьфлин Генрих (1864—1945) — швейцарский историк искусства, основоположник метода анализа художественных произведений на основе формальных категорий, применяемых для исследования «истории видения» («Основные понятия истории искусства», 1915). Аге 1оп§а/ 20/ Лектор и его лекции ложным способам видения — «школам света и цвета». «Школы света» (начало их автор видит в древнегреческом искусстве и прослеживает их развитие до Леонардо и «кьяроскуристов»*) оперируют линией, светом и тенью, то есть «графич-ны», и стремятся к передаче подлинной конструкции и формы изображаемых объектов; «школы цвета» (якобы характерные для средневекового — «готического» — искусства) более верны «суждению глаза» и с помощью цветовых пятен передают кажущиеся формы — так, как их видит зри-•|сл1»; лучшими здесь названы венецианские колористы. В эту бинарную схему Рескин вносит романтическую эмоциональную окраску: «Готическая школа, или школа цвета, всегда полна весе-юсти, греческая же постоянно подавлена мраком смерти». Естественно, и в университетских лекциях. и в опубликованном их варианте, неминуемо пороченном на внимание самой широкой аудитории. английский критик напоминает свои ранние рассуждения о «политэкономии искусства», об отношении творчества к морали и общественному ошу: «Искусство каждой страны есть показатель го социальной и политической силы»; «Прочность искусств и самого светлого счастья зиждется на тСфодетели, и только на ней одной». См. ком мент, к с. 249. Д|> 1опуи/ Лектор и его лекции/21 Во многом содержание «Лекций» определяется всем исследовательским и литературным опытом Рескина — и постоянное обращение к произведениям Тернера (они составили значительную часть «образцовой коллекции»), и настоятельные рекомендации изучать ботанику и геологию, следовать природным формам и отказаться от слепого продолжения академической традиции, и акцентирование функциональности произведений, призывы к «честности» (определению собственных склонностей и самооценке возможностей обучаемого), и утопические социальные рекомендации (отказ от машинного производства и возврат к ремесленному труду, ограничение промышленного использования энергии пара, реорганизация городской планировки). Даже в самом литературном стиле лектора можно проследить проповеднические традиции (цитирование псалмов, евангельские обороты). При великолепном — оксфордском — знании античной литературы Рескина справедливо можно упрекнуть в чересчур вольном толковании греческих мифов и более чем сомнительных выводах из их сопоставления; таково его «исследование» выделенных им же образов «божеств света» и их атрибутов (например, изображения лани) в мифологии и искусстве. Сам будучи прекрасным рисовальщиком, автор «Лекций» настаивает на том, что для изучения искусства необходимо стать практиком, и предлага- ла 1оп{га/ ^^/Лектор и его лекции ет краткую программу обучения — правда, весьма идеалистическую при скромности практических целей и противоречивую по задачам: копировать, но не подражать; перенимать находки, но не присваивать достижения; выбрать себе школу сообразно своим склонностям, но признать ограниченность ее возможностей; изучать живопись, но отдать предпочтение рисунку; тренироваться в точности и ловкости владения инструментом, но не увлекаться техническими эффектами; научиться наслаждаться цветом, но отказаться от его имитации в живописи, и так далее. Цель же искусства и, следовательно, университетского курса по его изучению сводится, в интерпретации Рескина, к воспитанию высоких нравственных качеств — развитию «инстинктов Гармонии и Добра», без которых невозможно ни заниматься, ни наслаждаться искусством: «Люди должны рисовать и строить не из честолюбия, не ради денег, а из любви — к своему искусству, к своему ближнему и любой другой, еще лучшей любви, основанной на них, если такая есть». Но тут же от разговора о духовных ценностях Рескин переходит к утверждению социальной функции искусства («Сделать свою страну чистой, свой народ прекрасным — с этого должно начать искусство!») и говорит о его познавательных и утилитарных задачах («У искусства две функции: во-первых, оно дает форму зна- Лг* 1оп&а/ Лектор и его лекции/23 нию и красоту тому, что полезно <...>; во-вторых, придает прелесть и ценность предметам повседневного потребления: одежде, мебели, жилищу»). Рескин настолько увлекся своими теориями социального преобразования, что решил воплотить их на практике и по примеру Уильяма Морриса в 1871 году организовал близ Брэнтвуда общину св. Георга — своего рода коммуну с ремесленными мастерскими, где применялся исключительно ручной труд и вся работа была организована по средневековым цеховым принципам. В пределах отдельно взятой коммуны делалась попытка преодолеть пагубные последствия промышленной революции и вернуть рабочих «к земле». Но смерть матери, последовавшая в том же 1871 году, «погасила всякий интерес» к созданной им общине; усилилось нервное расстройство, от которого Рескин страдал уже лет десять. Через некоторое время его душевное состояние стало сказываться на преподавательской работе. В 1875 году Рескин обратился к оксфордской университетской администрации с просьбой об отпуске, которая была охотно и незамедлительно удовлетворена, тем более что и его деятельность в Брэнтвуде, и содержание лекций многих не устраивали. К преподаванию в Оксфорде Рескин так и не вернулся, тем более что в 1878 году болезнь резко обострилась. Продолжения «Камней Венеции» пуб- Ап» 1опеа/ и его лекции лика так и не дождалась, хотя академический отпуск был взят под предлогом работы над этим сочинением. Результатом поездки в Италию стали «Флорентийские рассветы» (1875—1877). В 1883 году увидело свет во многом повторявшее и обобщавшее ранние вещи Рескина «Искусство Англии», продолжали выходить «Письма к рабочим». В середине 1880-х годов Рескин приступил к мемуарам — начал писать книгу «Прошлое» (РгаеГегИа), которую иногда оценивают как самое интересное его произведение, отмечая стремление автора к доступности языка, отказ от характерной для ранних работ стилистической усложненности и изысканности. «Прошлое» осталось незавершенным... Оценки XX века сильно поколебали те лидирующие позиции, которые эстетике Рескина удавалось удерживать на протяжении всей второй половины предшествовавшего столетия. Джон Рескин безусловно сохранил репутацию реформатора искусствознания, тонкого художественного критика, талантливого литератора. Его идеи — в основном, положения о воспитании посредством искусства, критика промышленной цивилизации и буржуазного общества, призывы к реформам, планы социального переустройства — нашли жи-иой отклик у социально активной части интеллектуалов (особенно вне Англии); не удивительно, чю труды Рескина — в первую очередь поздние \1л 1оп&а/ Лектор и его лекции/^!) статьи — высоко оценивались Львом Толстым и Ганди. Но несмотря на популярность его идей, сразу после смерти Рескина прозвучала критика его непоследовательности, противоречивости, упреки в экстравагантности (отказ пользоваться железнодорожным транспортом как плодом индустриализации, неприятие фотографии и реставрации памятников), социальном утопизме, смешении эстетики и этики. Конечно, и душевное расстройство не забыли... Особенно досталось памяти британского искусствоведа от поборников «чистой эстетики». Уже в 1914 году Хосе Ортега-и-Гассет* весьма категорично оценил эстетику Рескина — «одного из самых зловещих гонителей Красоты»: «Рескин сумел дать искусству толкование, которое ограничивает искусство только тем, что можно превратить в повседневное занятие. Его Евангелие — это искусство как польза и удобство. <...> Рескин старался усадить Красоту к суровому и уютному английскому очагу, а для этого надо сначала ее приручить, обескровить. Вот тогда, сделав ее призраком, сделав ее «прилагательным», можно ее ввести в почтенные жилища британских граждан». *Орте га- и - Гассет Хосе (1883—1955) — испанский философ, представитель концепции «массового искусства» и теории элиты; теоретик модернизма. Аге 1оп§а/ ^О/ Лектор и его лекции Испанский философ писал с большой буквы слово «Красота», а английский публицист — «Гармония» и «Добро»... * * * Данное издание «Лекций об искусстве» подготовлено по русскому переводу, выполненному П.С. Коганом в 1900 году. Этот перевод, которым почти столетие пользовались отечественные читатели, при всех литературных достоинствах и старании передать образность литературного стиля Рескина, явно грешит свойственным переводам рубежа XIX—XX веков буквализмом и потому подвергся тщательному редактированию. В книге свыше двух десятков иллюстраций; это лишь малая часть подобранной автором коллекции «образцовых произведений», которая состоит из многих сотен репродукций.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |