Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

См. коммент. к с. 186

Лгх 1оп{!а/


Лектор и его лекции/17

его рода «дань прерафаэлизму» — «Джотто и его творения», работа над которым была начата еще в 1853 году. Но в сфере его интересов уже намети­лись изменения — социальная публицистика за­нимает его теперь куда больше, чем история ис­кусства, — в том же 1860-м он выпустил книгу «К продолжению» (часто переводят как «Послед­нему что и первому» — «С/то ТШз Ьазг»), практи­чески целиком посвященную изложению полити­ческих и социальных взглядов автора. Здесь «про­поведник», как Рескина уже начинает именовать публика, развивает начатую в «Камнях Венеции» тему гибели нравственности и искусства в буржу­азном обществе, убеждает в необходимости ре­форм в образовании и организации ремесленного производства (его предложения частично будут реализованы на предприятии У. Морриса), под­нимает вопросы безработицы и общественной по­мощи старикам и инвалидам. «Письма к рабочим Англии», начало которым было положено в 1858 году (с 1871-го выходят периодически), знамену­ют обращение Рескина к активной социальной деятельности; в этих эссе, имеющих мало общего с художественной критикой, автор говорит о губи­тельном воздействии машинной цивилизации на общество (прежде всего — на нравственность), об уничтожении единства природы, красоты и мора­ли, и предлагает по возможности вернуться к руч-

Аге 1оп§а/


1 о/Лектор и его лекции

ному труду и коллективным формам творчества (эта мысль повторяется и в «Лекциях»). К 1860-м годам относится ряд публичных лекций и памф­летов о путях развития общества, о социальных, гендерных, общекультурных проблемах («Мунера Пулверис (Эссе по политэкономии)», «Сезам и Лилии», «Крона дикой маслины», «Королева эфи­ра»). Анализируя современное искусство, критик обвинял его в отражении безобразных промыш­ленных образцов и в следовании испорченным вкусам необразованной толпы.

Когда в 1869 году в Оксфорде была открыта ка­федра искусства, Рескин возвращается в альма матер — уже в качестве первого профессора новой кафедры. Университетскую трибуну он стремится использовать прежде всего с просветительскими целями — программа курса носила ознакомитель­ный характер и была ориентирована на студентов-литературоведов. Рескин ставил перед собой зада­чу воспитать не специалистов-теоретиков, а рисо­вальщиков, зрителей и меценатов, способных направлять вкусы английского общества и под­держивать развитие английского искусства. Но, по мнению профессора, университет не в состоя­нии справиться с этой задачей в одиночку — ее нужно решать на всех ступенях системы образова­ния, внедрять изобразительное искусство и в школах, и в училищах; для этого он собирает кол-

Аг5 1оп§а/


Лектор и его лекции/19

лекцию наглядных пособий, состоящую из репро­дукций «образцовых произведений», изучение и копирование которых должно воспитывать вкусы и нравы будущих реформаторов. На работу с этим комплектом пособий и был ориентирован прочи­танный в Оксфорде первый курс лекций, рассчи­танный на несколько лет. И уже в 1870-м году по­явилось отдельное издание «Лекций об искусстве» (ЬесГыгез оп АгГ) — одно из самых знаменитых про­изведений Рескина, еще при жизни автора выдер­жавшее несколько переизданий и вскоре после выхода переведенное на основные европейские языки.

«Лекции» Рескина — это не краткая история ис­кусства; это скорее попытка кратко изложить ис­торию видения и способности отражения этого видения в изобразительном искусстве (через со­рок пять лет к решению этой же задачи призовет Г. Вёльфлин*). Эволюция искусства втиснута в упрощенную и очень грубую «шестиугольную» (на деле же — линейную) схему на основе критериев «линия—пятно—масса», а все многообразие худо­жественных поисков сводится к двум противопо-

*Вёл ьфлин Генрих (1864—1945) — швейцарский ис­торик искусства, основоположник метода анализа художе­ственных произведений на основе формальных категорий, применяемых для исследования «истории видения» («Ос­новные понятия истории искусства», 1915).

Аге 1оп§а/


20/

Лектор и его лекции

ложным способам видения — «школам света и цвета». «Школы света» (начало их автор видит в древнегреческом искусстве и прослеживает их развитие до Леонардо и «кьяроскуристов»*) опе­рируют линией, светом и тенью, то есть «графич-ны», и стремятся к передаче подлинной конструк­ции и формы изображаемых объектов; «школы цвета» (якобы характерные для средневекового — «готического» — искусства) более верны «сужде­нию глаза» и с помощью цветовых пятен переда­ют кажущиеся формы — так, как их видит зри-•|сл1»; лучшими здесь названы венецианские коло­ристы. В эту бинарную схему Рескин вносит романтическую эмоциональную окраску: «Готиче­ская школа, или школа цвета, всегда полна весе-юсти, греческая же постоянно подавлена мраком смерти». Естественно, и в университетских лекци­ях. и в опубликованном их варианте, неминуемо пороченном на внимание самой широкой аудито­рии. английский критик напоминает свои ранние рассуждения о «политэкономии искусства», об от­ношении творчества к морали и общественному ошу: «Искусство каждой страны есть показатель го социальной и политической силы»; «Прочность искусств и самого светлого счастья зиждется на тСфодетели, и только на ней одной».

См. ком мент, к с. 249. Д|> 1опуи/


Лектор и его лекции/21

Во многом содержание «Лекций» определяется всем исследовательским и литературным опытом Рескина — и постоянное обращение к произведе­ниям Тернера (они составили значительную часть «образцовой коллекции»), и настоятельные реко­мендации изучать ботанику и геологию, следовать природным формам и отказаться от слепого про­должения академической традиции, и акцентирова­ние функциональности произведений, призывы к «честности» (определению собственных склоннос­тей и самооценке возможностей обучаемого), и утопические социальные рекомендации (отказ от машинного производства и возврат к ремесленному труду, ограничение промышленного использования энергии пара, реорганизация городской планиров­ки). Даже в самом литературном стиле лектора можно проследить проповеднические традиции (цитирование псалмов, евангельские обороты). При великолепном — оксфордском — знании античной литературы Рескина справедливо можно упрекнуть в чересчур вольном толковании греческих мифов и более чем сомнительных выводах из их сопоставле­ния; таково его «исследование» выделенных им же образов «божеств света» и их атрибутов (например, изображения лани) в мифологии и искусстве.

Сам будучи прекрасным рисовальщиком, автор «Лекций» настаивает на том, что для изучения ис­кусства необходимо стать практиком, и предлага-

ла 1оп{га/


^^/Лектор и его лекции

ет краткую программу обучения — правда, весьма идеалистическую при скромности практических целей и противоречивую по задачам: копировать, но не подражать; перенимать находки, но не при­сваивать достижения; выбрать себе школу сооб­разно своим склонностям, но признать ограни­ченность ее возможностей; изучать живопись, но отдать предпочтение рисунку; тренироваться в точности и ловкости владения инструментом, но не увлекаться техническими эффектами; научить­ся наслаждаться цветом, но отказаться от его ими­тации в живописи, и так далее. Цель же искусст­ва и, следовательно, университетского курса по его изучению сводится, в интерпретации Рескина, к воспитанию высоких нравственных качеств — развитию «инстинктов Гармонии и Добра», без которых невозможно ни заниматься, ни наслаж­даться искусством: «Люди должны рисовать и строить не из честолюбия, не ради денег, а из любви — к своему искусству, к своему ближнему и любой другой, еще лучшей любви, основанной на них, если такая есть». Но тут же от разговора о духовных ценностях Рескин переходит к утверж­дению социальной функции искусства («Сделать свою страну чистой, свой народ прекрасным — с этого должно начать искусство!») и говорит о его познавательных и утилитарных задачах («У искус­ства две функции: во-первых, оно дает форму зна-

Лг* 1оп&а/


Лектор и его лекции/23

нию и красоту тому, что полезно <...>; во-вторых, придает прелесть и ценность предметам повсед­невного потребления: одежде, мебели, жилищу»).

Рескин настолько увлекся своими теориями со­циального преобразования, что решил воплотить их на практике и по примеру Уильяма Морриса в 1871 году организовал близ Брэнтвуда общину св. Георга — своего рода коммуну с ремесленны­ми мастерскими, где применялся исключительно ручной труд и вся работа была организована по средневековым цеховым принципам. В пределах отдельно взятой коммуны делалась попытка пре­одолеть пагубные последствия промышленной ре­волюции и вернуть рабочих «к земле». Но смерть матери, последовавшая в том же 1871 году, «пога­сила всякий интерес» к созданной им общине; усилилось нервное расстройство, от которого Ре­скин страдал уже лет десять. Через некоторое вре­мя его душевное состояние стало сказываться на преподавательской работе. В 1875 году Рескин об­ратился к оксфордской университетской админи­страции с просьбой об отпуске, которая была охотно и незамедлительно удовлетворена, тем более что и его деятельность в Брэнтвуде, и содержание лекций многих не устраивали.

К преподаванию в Оксфорде Рескин так и не вернулся, тем более что в 1878 году болезнь резко обострилась. Продолжения «Камней Венеции» пуб-

Ап» 1опеа/


и его лекции

лика так и не дождалась, хотя академический от­пуск был взят под предлогом работы над этим со­чинением. Результатом поездки в Италию стали «Флорентийские рассветы» (1875—1877). В 1883 го­ду увидело свет во многом повторявшее и обобщав­шее ранние вещи Рескина «Искусство Англии», продолжали выходить «Письма к рабочим». В сере­дине 1880-х годов Рескин приступил к мемуарам — начал писать книгу «Прошлое» (РгаеГегИа), которую иногда оценивают как самое интересное его произ­ведение, отмечая стремление автора к доступности языка, отказ от характерной для ранних работ сти­листической усложненности и изысканности. «Прошлое» осталось незавершенным...

Оценки XX века сильно поколебали те лидиру­ющие позиции, которые эстетике Рескина удава­лось удерживать на протяжении всей второй по­ловины предшествовавшего столетия. Джон Рес­кин безусловно сохранил репутацию реформатора искусствознания, тонкого художественного кри­тика, талантливого литератора. Его идеи — в ос­новном, положения о воспитании посредством искусства, критика промышленной цивилизации и буржуазного общества, призывы к реформам, планы социального переустройства — нашли жи-иой отклик у социально активной части интеллек­туалов (особенно вне Англии); не удивительно, чю труды Рескина — в первую очередь поздние

\1л 1оп&а/


Лектор и его лекции/^!)

статьи — высоко оценивались Львом Толстым и Ганди. Но несмотря на популярность его идей, сразу после смерти Рескина прозвучала критика его непоследовательности, противоречивости, уп­реки в экстравагантности (отказ пользоваться же­лезнодорожным транспортом как плодом индуст­риализации, неприятие фотографии и реставра­ции памятников), социальном утопизме, смешении эстетики и этики. Конечно, и душевное расстройство не забыли...

Особенно досталось памяти британского искус­ствоведа от поборников «чистой эстетики». Уже в 1914 году Хосе Ортега-и-Гассет* весьма катего­рично оценил эстетику Рескина — «одного из са­мых зловещих гонителей Красоты»: «Рескин су­мел дать искусству толкование, которое ограничи­вает искусство только тем, что можно превратить в повседневное занятие. Его Евангелие — это ис­кусство как польза и удобство. <...> Рескин ста­рался усадить Красоту к суровому и уютному анг­лийскому очагу, а для этого надо сначала ее при­ручить, обескровить. Вот тогда, сделав ее призраком, сделав ее «прилагательным», можно ее ввести в почтенные жилища британских граждан».

*Орте га- и - Гассет Хосе (1883—1955) — испан­ский философ, представитель концепции «массового ис­кусства» и теории элиты; теоретик модернизма.

Аге 1оп§а/


^О/ Лектор и его лекции

Испанский философ писал с большой буквы сло­во «Красота», а английский публицист — «Гармо­ния» и «Добро»...

* * *

Данное издание «Лекций об искусстве» подго­товлено по русскому переводу, выполненному П.С. Коганом в 1900 году. Этот перевод, которым почти столетие пользовались отечественные чита­тели, при всех литературных достоинствах и ста­рании передать образность литературного стиля Рескина, явно грешит свойственным переводам рубежа XIX—XX веков буквализмом и потому подвергся тщательному редактированию. В книге свыше двух десятков иллюстраций; это лишь малая часть подобранной автором коллекции «образцовых произведений», которая состоит из многих сотен репродукций.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рескин Джон | Евгений Кононенко
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.