КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Речевое общение
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, явилось речевое общение. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Язык является продуктом исторического общества, становления его культуры. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова. В отличие от значения слова личностный смысл – это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет в системе деятельности человека. Выделяются следующие основные функции языка: - средство существования, передачи и усвоения собственно исторического опыта; - средство общения (коммуникациия); - орудие интеллектуальной деятельности (восприятие, мышление, память, воображение). Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое или косвенное. Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Все три функции языка важны в жизнедеятельности человека, но основной является функция коммуникации. В зависимости от того, на что в психике людей мы воздействуем, что в ней намерены изменить, будет меняться и психологическое содержание общения [10]. В зависимости от того, что является объектом деятельности общения – один человек или много людей – выделяют межличностное общение и социальное. Выделяют также цирковое общение, которое характерно для небольшого коллектива, объединённого общей деятельностью. Деятельность второй сигнальной системы определяет физиологическую основу личности, раздражителем при этом будут не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трёх формах: слышимое, видимое, произносимое. Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. Нарушение их взаимодействия ведёт к тому, что речь превращается в бессознательный поток слов, когда слово не подкрепляется образами. В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает в себя речь устную и письменную. Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Перевод внешней речи во внутреннюю сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внутренней речи. Эти процессы являются необходимыми при овладении различными видами деятельности. Навык экстериоризации требует специальной тренировки. Большое значение в его формировании имеют устные ответы студентов, активное участие в дискуссиях. Важную роль в пополнении словарного запаса студентов играют активные формы ведения занятий (беседы, дискуссии), в ходе которых оттачивается мастерство ведения доказательств. Вопросы для самоконтроля
1. Что входит в структуру деятельности? 2. В чём заключается выполнение предметного действия? 3. В чём сущность сенсомоторных процессов? 4. Каковы функции речевой деятельности?
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |