Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об ощущении и его физиологической основе

Познавательная деятельность человека

Деятельность человека

Тема 6. Чувственная и рациональная познавательная

 

Мозг человека непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающей среде, внутри самого организма, в состоянии внутренних органов, благодаря этим сигналам человек познаёт окружающий мир. Сигналы отражают свойства, качества предметов и явлений. Отражение воздействий окружающего мира происходит посредством сенсорно-перцептивных процессов (ощущение и восприятие), интеллектуальных (мышление и воображение), мнемических (процессов памяти). Все эти процессы относятся к познавательным психологическим процессам. Познание начинается с непосредственного контакта органов чувств с окружающими явлениями, предметами, вещами. Этот контакт осуществляется в процессах ощущения и восприятия.

 

 

Ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений окружающего мира, который воздействует в данный момент на мозг человека через соответствующие чувства.

В процессе ощущения предмета в сознании постепенно формируется образ этого предмета. Такой образ называется субъективным образом объективного мира. Субъективным он называется потому, что сформирован определённой личностью (субъектом) со всем её опытом, знаниями, умениями. Критерием истинности ощущений, как и всякого отражения действительности, служит практика, деятельность субъекта [13].

Наши органы чувств являются продуктами длительной эволюции, поэтому они приспособлены к отражению определённых видов энергий, определённых свойств предметов и явлений действительности, которые представляют собой адекватные раздражители для конкретных органов чувств. Свет, например, является адекватным раздражителем для глаз, а звук – для уха и т. д. Такая дифференциация в области ощущений у человека связана с историческим развитием человеческого общества. Например, максимальная слуховая чувствительность, у человека к звукам в диапазоне 1000–3000 гц – это как раз частота звуков человеческой речи.

Из внешнего мира информация (сигналы) поступает в мозг по специальным каналам; эти каналы И.Н. Павлов назвал анализаторами.

Анализатор – это сложный нервный аппарат, который производит анализ окружающей среды. Каждый анализатор состоит из трёх отделов:

1. Периферический отдел, или рецептор, являющийся специальным преобразователем внешней энергии в нервный процесс. К этому отделу относятся органы чувств (глаз, ухо, язык, нос, кожа).

2. Проводниковый отдел, который, как показывает само название, обеспечивает проведение нервного возбуждения от рецепторного аппарата к центру анализатора в головном мозге посредством центростремительных (афферентных) нервов и от центра к периферийному отделу посредством центробежных (эфферентных) нервов.

3. Мозговой, или центральный, отдел – высший отдел анализатора, осуществляющий сложные функции анализа (переработки). Здесь возникают ощущения – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д.

Механизм действия анализатора заключается в следующем. Предмет – раздражитель – действует на рецептор, вызывая в нём физико-химический процесс раздражения, которое переходит в физиологический процесс – возбуждение, последнее по центростремительному нерву передаётся к центру анализатора. В корковой области анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс – ощущение. Все отделы анализатора работают как единое целое.

Ощущение – это не только чувственный образ или компонент его, но также и деятельность. Исследования показали, что ощущение как психическое явление при отсутствии ответной реакции организма или при её неадекватности невозможно. Органы чувств теснейшим образом связаны с органами движения, которые не только выполняют приспособительные, исполнительные функции, но и непосредственно участвуют в получении информации. Очевидна связь осязания и движения. Обе эти функции слиты в одном органе – руке. Вместе с тем очевидны различия между исполнительными и ощупывающими движениями руки. Подобные, как их назвал И.Н. Павлов, перцептивные регулирования направлены на то, чтобы усилить ввод информации, оптимизировать процесс ощущения.

Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная), но и обратная (центробежная) связь. В основе ощущений лежит полный рефлекторный акт, подчиняющийся в своём формировании и протекании общим законам рефлекторной деятельности. Динамика процессов, происходящих в рефлекторном кольце, есть своеобразное уподобление свойствам внешнего воздействия. Последнее уподобление осуществляется благодаря сочетанию сенсорных (чувствительных) и моторных (двигательных) компонентов процесса ощущения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сознание и бессознательное. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека | Виды ощущений. В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторских систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.