КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции и виды внимания
Внимание выполняет многочисленные функции в жизни и деятельности человека. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы. Со вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, продуктивность мышления, т. е. качество и результаты функционирования познавательной активности. Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для памяти внимание является фактором, способным удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и разрешению межличностных конфликтов. Можно выделить следующие виды внимания. Природное внимание дано человеку в виде врождённой способности избирательного реагирования на внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом, который связан с активностью ретикулярной формации и нейронов – детекторов новизны. Социально обусловленное внимание складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объект. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов, знаков, предметов). Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать на чём-то внимание. Произвольное внимание обычно связано с борьбой мотивов, наличием сильных, противоположно направленных интересов, каждый из которых способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя своё внимание на удовлетворение другого. Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а интеллектуальное внимание – с сосредоточенностью и направленностью мыслей. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль. Развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребёнок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредством которых он дальше направляет своё собственное поведение и внимание. С возрастом внимание ребёнка улучшается, но развитие внешнеопосредованного внимания идёт гораздо быстрее, чем его развитие в целом. С постепенным овладением активной речью ребёнок начинает управлять процессом собственного внимания, причём сначала – в отношении других людей, а затем – в отношении самого себя. Основные этапы развития детского внимания соотносятся с возрастными периодами от нескольких месяцев со дня рождения до школьных лет (описание этапов см. в книге Р.С. Немова «Психология». – М., 1995. – Т. 1).
Вопросы для самоконтроля
1. Внимание как один из познавательных процессов. 2. Какие свойства внимания вы знаете? 3. Перечислите виды внимания, охарактеризуйте их.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |