Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии оценки деятельности руководителя

Стили руководства и лидерства.

Пирамидальная структура любого коллектива выдвигает на первый план проблему руководства.

Руководство – это частный случай управления, совокупность процессов взаимодействия между руководителем и подчинёнными. Это деятельность, направленная на достижение поставленной цели путём воздействия на индивидуальное и коллективное сознание.

Способ реализации поставленных задач – стиль руководства. Основное содержание деятельности руководителя – это принятие решений, т. е. выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Руководство – это умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчинёнными предписанных им действий и решение определённых задач.

Лидерство – процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого. Чтобы обладать лидерским влиянием, руководитель должен восприниматься группой как:

- «один из нас», а не как чужак;

- «подобный большинству из нас».

В зависимости от личных качеств различают следующие стили руководства:

1. Автократический (директивный). Его особенности:

- вся деятельность подчинённых жёстко определяется;

- у подчинённых нет возможности проявлять инициативу;

- минимум информации для подчиненных;

- деятельность подчинённых жёстко контролируется;

- предложения руководителя не выносятся на обсуждение;

- руководитель отказывается от услуг экспертов, не учитывает мнения подчинённых;

- руководитель избегает ситуаций, в которых может проявиться его некомпетентность.

2. Демократический (коллегиальный). Его особенности:

- руководитель консультируется с подчинёнными;

- инициатива стимулируется;

- руководитель действует как координатор управленческих задач;

- руководитель обсуждает с подчинёнными наиболее важные проблемы;

- общение доброжелательное и вежливое.

3. Либеральный (анархический, попустительский). Характеризуется минимальным участием руководителя в управлении коллективом.

Но для руководителя важно владение разными стилями и умение применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач.

Руководитель – фигура видная, и подчинённым небезразлично, кто занимает эту должность. Естественно, руководитель не только может, но и обязан защитить несправедливо обиженного, поддержать его в трудную минуту, оградить от наветов.

Доверие, участливое отношение к человеку в сочетании с принципиальной требовательностью к людям были и остаются основой кадровой политики. Любая беспринципность, выборочное покровительство образуют тот психологический климат, в котором возникают разного рода злоупотребления.

Большое значение для управления имеет умение руководителя работать над собой, рационально организовывать свой труд. Организацией труда определяется одно из слагаемых формулы эффективного руководства: «знает – хочет – может – успевает». Руководителю необходимо показать свой характер, но не выставлять напоказ его отдельные черты. Быть твёрдым, но не упрямым, сдержанным, но не равнодушным, принципиальным, но не мелочным, строгим, но не придирчивым.

Вопросы для самоконтроля

1. В чём сущность научного понятия «управление»?

2. В чём состоит специфика процесса управления в системе «человек – человек»?

3. Каковы основные функции управления?

4. Какие основные виды управленческих отношений существуют?

 

Заключение к разделу I

 

Подводя краткий итог рассуждений об основных проблемах психологии, предусмотренных рабочей программой, можно сделать некоторые выводы.

1. Изучение методов исследования психологии и познавательной деятельности создаёт возможность практически использовать полученные знания о природе психики, сущности познания для оценки свойств личности, коррекции и саморегуляции своего поведения.

2. Успешное усвоение представленного материала, активное участие в семинарах способствуют овладению навыками психологического самотестирования, что позволит узнать о себе то, что скрыто от повседневного самосознания; глубокому пониманию свойств внимания, памяти и мышления при активном применении соответствующих тестов.

3. В связи с тем что в юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, совершенствование теоретического и практического мышления невозможно без использования приёмов и упражнений, развивающих такие качества ума, как предприимчивость, экономичность, расчётливость и оперативность решения возникающих задач.

4. Учение требует приложения значительных усилий и установок на понимание изложенной в учебном пособии информации и является хорошим средством для выработки таких черт характера, как целеустремлённость, настойчивость и сила воли.

5. Представленные в учебном пособии вопросы для самоконтроля позволяют выявить недостатки и затруднения в самостоятельной работе и внести коррективы в процесс обучения.

Последовательность изложения материала в учебном пособии позволяет осуществлять изучение познавательных процессов, проблем личности, свойств темперамента в их зависимости от свойств нервной системы.

В психологии управления накоплен определённый опыт оценки результатов деятельности руководителя. Результаты работы руководителя, продуктивность руководства традиционно оцениваются по многим показателям жизнедеятельности руководимых коллективов: плановым экономическим показателям, социально-психологическому климату, условиям быта, труда, режиму работы.

Например, в работе современного вуза можно выделить следующие блоки управления: административный, организационный и учебный, каждый из которых представляет многоуровневую систему управления. Ректорат и подчинённые ему отделы (учебный, научный, хозяйственный) осуществляют выполнение административных функций. Составляющими организационного блока являются факультеты, кафедры, преподаватели.

В учебной деятельности основными показателями эффективности работы являются отношения между преподавателями и студентами, уровень поведения, отношение студентов к учёбе и уровень психических состояний.

В качестве оценки деятельности руководителей различного уровня в психологии чаще всего принята форма аттестации, включающая определение квалификации и уровня знаний сотрудника, его возможностей, способностей, личностных качеств и, в конечном итоге, установление факта пригодности человека к определённой социальной роли (руководителя, экономиста, преподавателя и т. д.).

Таким образом, можно сказать, что условием успешности решения стоящих перед руководителем задач, которые могут быть отнесены к психологическим, является наличие у него знаний основных принципов социальной психологии, психологии межличностных отношений. Выполнение этого условия повысит эффективность его управленческих решений.

Естественно, в рамках одной темы в учебном пособии невозможно рассмотреть многообразие проблем психологии управления, которые являются важнейшим резервом повышения эффективности решения многих практических задач, стоящих пред обществом. В нашей информации нашли отражение только некоторые, на наш взгляд, необходимые сведения по вопросам психологии управления.

 

Раздел II. ПЕДАГОГИКА

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И общения в группе | Общее представление о педагогике как науке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.