КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность, функции и структура процесса обучения
Тема 2. Характеристика обучения как дидактического процесса
Одной из важнейших составляющих частей педагогики является дидактика (греч. глагол didaskein означает учить, объяснять, доказывать, а также учиться) – теория и методика обучения. Она раскрывает задачи и содержание обучения детей и взрослых, описывает процесс овладения знаниями, навыками и умениями, характеризует принципы, методы и формы обучения. Широкое распространение дидактика как наука получила благодаря трудам Я.А. Коменского (1592–1670), в том числе и «Великой дидактике», представляющей собой универсальное средство «обучения всех всему». Как общественное явление обучение – особая коллективная социальная деятельность по организации усвоения молодым поколением накопленного опыта в соответствии с социальным заказом в содержании образования. Профессиональное обучение обусловлено потребностями государства и общества в хорошо подготовленных специалистах. Государство формирует социальный заказ на подготовку профессионалов и определяет требования, предъявляемые к ним. Эти требования реализуются в процессе обучения. Обучение, преподавание, учение, содержание образования – основные категории дидактики. Обучение – это способ организации образовательного процесса, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. В основе любого вида или типа обучения заложена система «преподавание – учение». Преподавание – это деятельность педагога: - по передаче информации; - организации учебно-познавательной деятельности обучаемых; - стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; - оценке учебных достижений. Учение – это деятельность ученика, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией. Содержание образования – это конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые отражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качествах обучаемых. В отечественной дидактике наиболее признана концепция И.Я. Лернера, который выделил элементы образования: 1. Знания. 2. Установленные и выделенные опытным путем способы деятельности. 3. Опыт творчества. 4. Эмоционально-ценностное отношение к обучаемым объектам и реальной действительности. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (обучаемые), преподавание и учение. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект социально организуемого познания, субъект педагогического процесса. В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические (обучающие) системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение. Целостность процесса обучения обусловлена единством образовательной, воспитательной и развивающей функций. При этом образовательная функция связана с расширением объёма знаний, умений, навыков учащихся, развивающая – с их структурным усложнением, а воспитательная – с формированием отношений (В.В. Краевский). Закономерности обучения. Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения. К внешним относят зависимость обучения от общественных условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры и т. п.), к внутренним – связи между компонентами процесса обучения (целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения). В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве нормы или правила деятельности преподавателя и обучающихся. Принципы обучения – это основные положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методам обучения. В качестве дидактических используют следующие принципы: § сознательность, активность и самостоятельность обучения; § наглядность; § системность, последовательность и комплексность обучения; § обучение на высоком уровне трудности; § прочность усвоения знаний и научный подход в обучении; § взаимосвязь теории и практики; § проблемность обучения; § доступность для создания условий при преодолении трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения. В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом. Они призваны помочь педагогу найти оптимальные ответы на вопросы: «Для чего учить?» «Как учить?» «Чему учить?». Структура процесса обучения (рис. 4) предполагает те компоненты, из которых он состоит. К их числу относят: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, процессуальный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.
Социальный заказ (стратегические цели), потребности преподавателя, студента
Формируют цели обучения
Содержание образования
характер деятельности характер деятельности преподавателя обучаемого
Результат (образованность, уровень развития, уровень общей культуры и т. д.) Рис. 4. Организация процесса обучения
Принципы организации учебного процесса – это основные положения, определяющие закономерности развития учебного коллектива и процессов учебной деятельности учителя и учеников, особенности педагогического взаимодействия между ними. К принципам, влияющим на процесс обучения, относят: - принцип самоорганизации определяет закономерности формирования учебной деятельности; - принцип развития предполагает постоянную изменчивость учебного процесса и его непрерывное совершенствование; - принцип самостоятельности ориентирует на проявление инициативы и творчества; - принцип ответственности требует от всех участников учебного процесса выполнения возложенных на них обязанностей, контроля за своими действиями, поступками, результатами деятельности; - принцип коллективизма предполагает, что преподаватель и ученик функционируют как хорошо отлаженный, эффективный механизм. Все перечисленные принципы организации учебного процесса дополняют друг друга и выступают гарантами достижения социально значимых целей учебной деятельности. В вузовском обучении и воспитании действуют свои особые принципы, (в отличие от школьных), такие, например, как: § обучение тому, что необходимо в практической работе после § учет возрастных, социально-психологических и индивидуальных особенностей студентов; § профессиональная направленность обучения и воспитания; § органическое соединение обучения с научной, общественной
Эффективное управление процессом обучения возможно при установлении определённых требований: - формирования целей обучения; - разработки программы действий; - получения информации о состоянии процесса обучения (обратная связь); - обработки информации, полученной по каналу обратной связи, и внесения в учебный процесс корректирующих воздействий.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дидактика – наука или искусство обучения? 2. Что является областью дидактических исследований? 3. В чём заключается теоретическая и нормативно-прикладная функция дидактики? 4. Обоснуйте необходимость дидактического знания для сознательного конструирования процесса обучения и управления им. 5. Определите противоречия педагогического процесса, а также пути и средства их разрешения.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |