Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение как один из видов деятельности

Принцип единства общения и деятельности.

Лекция № 3

Тема: " Соотношение общения и деятельности"

Вопросы:

1. Принцип единства общения и деятельности.

2. Общение как один из видов деятельности.

3. Общение и деятельность как 2 стороны жизнедеятельности индивида.

 

Как известно, деятельностный подход - основополагающий для психологической теории. В общей психологии он выступает как методологический принцип единства сознания и деятельности, в ПО - принцип единства общения и деятельности.[6] Этот принцип предполагает, что любые формы общения как реальности человеческих отношений есть специфические формы совместной деятельности людей: общение всегда совершается в деятельности и по поводу деятельности. общается всегда деятельный человек.

Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Включение общения в процесс организации деятельности (построение плана совместной деятельности и т.п.) позволяет осуществить "согласование" или "рассогласование" деятельностей индивидуальных участников. Кроме того, деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается, т.к. в ней возникает новые связи и отношения между людьми.

Факт связи общения с деятельностью констатируется всеми психологами. Однако характер этой связи понимается по-разному. Условно можно обозначить четыре позиции в этом вопросе.

1. А.Н. Леонтьев: Деятельность является условием для возникновения общения, а общение является определённой стороной любой деятельности.

2. А.А. Леонтьев: общение - частный вид деятельности. Не существует особого феномена общения. Общение - это коммуникативная (речевая) деятельность.

3. Близко к этому мнению примыкает точка зрения Д.Б. Эльконина и М.И. Лисиной: общение - самостоятельный вид деятельности на определённых этапах онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте.

4. Б.Ф. Ломов: общение и деятельность, хоть и связанные явления, но совершенно разные явления, не сводимые один к другому. Это две самостоятельных стороны деятельности человека.

 

А.А. Леонтьев считает, что общение это частный вид деятельности. Деятельность - родовое понятие, а общение - видовое. Основное различие между деятельностью и общением заключается в том, что в деятельности реализуются субъект - объектные отношения (субъект - деятельность - предмет), а в общении - субъект - субъектные отношения. Можно ли последнее отношение считать деятельностью? А.А. Леонтьев: отношение "субъект-субъект" социально во всех отношениях (и субъект, и деятельность, и предмет). Поэтому оно и включает в себя и отношение "субъект-субъект". Поэтому нецелесообразно выделять особую систему отношений "субъект-субъект" и нецелесообразно выделять особую категорию общения.

Далее А.А. Леонтьев анализирует общение с точки зрения деятельностного подхода, используя предложенную А.Н. Леонтьевым структуру деятельности: мотив - цель - объект деятельности - действие, операция - результат.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уровни анализа конкретного процесса общения | Общение и деятельность как две стороны жизнедеятельности индивида
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.