Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 4

Тема: "Критический анализ зарубежных концепций психологии общения"

Вопросы:

1. Зарубежные модели человека.

2. Разработка проблем общения в рамках необихевиоризма.

3. Концепция общения в неофрейдизме.

4. Символический интеракционизм и проблема общения.

 

Не принимая марксистской модели родового понятия человека, буржуазная социальная наука тем не менее не может обойтись без модели вообще. Но модели эти ограниченные, частичные, односторонне отражают сущность человека.

Каждая из этих моделей строится как ответ на следующие вопросы, перечень которых приводится в книге Дойча и Краусса:

1. Являются ли люди просто умными животными или же социальное взаимодействие, постоянная необходимость сотрудничать друг с другом формируют в них особые, не присущие животным психические свойства?

2. Определяется ли поведение человека эгоцентрическими мотивами или же интересы других людей могут быть для него столь же важными и близкими, как и личные?

3. Является ли поведение человека преимущественно иррациональным и закрепляющимся под влиянием случайных наказаний и поощрений или же человек осознаёт и организует своё поведение на основе опыта?

4. Предопределено ли поведение человека биологически или же форма и содержание его поступков детерминируется главным образом социальными условиями?

5. Является ли поведение взрослого в основном следствием пережитого в детстве или же человек развивается под воздействием окружающей среды в течении всей своей жизни?

 

Макдэвид и Хэрэри дополняют однотипный этот перечень вопросом о роли бессознательного.

Ответы на подобные вопросы в основном и составляют "теоретический базис" американской социальной психологии, что, по-видимому, неизбежно для науки, отказывающейся от разработки своих философско-методологических проблем.

Однако это не препятствует тому, чтобы частичные модели человека выполняли свою регулятивную функцию.

Один из наиболее распространённых способов избавления от философских проблем состоит в сознательном дроблении знаний о человеке по областям исследований. Это одна из причин увеличения "мини-теорий". Но фрагментарность знания не гарантирует избавления от философских проблем при анализе любого социально-психологического объекта.

Для социальной психологии значение и обязательность философского уровня определяются также тем, что в основе её построений всегда содержится вторая, не менее важная регулятивная модель - модель общества, социальной среды человека.

На американскую социальную психологию колоссальное влияние оказал структурный функционализм с его акцентом на сохранение статус-кво общества, манипуляторским подходом к человеку. Из структурного функционализма в американскую социальную психологию пришла модель общества как структуры, состоящей из культуры, системы социальных институтов и малых групп. Она полностью игнорирует классовое деление общества, классовые противоречия, скрывая их под представлением об обществе как взаимодействии индивидов и малых групп. Классовые конфликты, анализ отношений собственности подменяются абстрактными отношениями лидерства и подчинения "процессами социального влияния", "коммуникативными сетями" и т.п.

В модели общества явно содержится модель взаимодействия индивида и общества. Последняя особенно важна для социальной психологии, т.к. от того, какой она представляется, зависит решение кардинальных для социальной психологии проблем: взаимоотношение социального и психического, общественного и индивидуального, процесс социализации, роль индивида в социальном процессе и т.п.

Конфликтная модель психоанализа, человек как пассивный объект в машинообразной формирующей модели бихевиоризма, нашедшей своё крайнее выражение в идеях Скиннера, модель общества как театра, а человека - как актёра, играющего роль по сценарию, написанному для него кем-то, в социологических теориях ДЖ. Г. Мида, Р. Мертона, И. Гоффмана - всё это варианты модели взаимодействия индивида с обществом.

Каждая из моделей как бы специализируется на том или другом из аспектов сущности человека, гипертрофирует, абсолютизирует ту или иную сторону его жизнедеятельности, представляя её в отрыве от остальных аспектов. При этом ни в одной из этих моделей не схватывается главное - роль содержательных социальных отношений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общение и деятельность как две стороны жизнедеятельности индивида | Разработка проблем общения в рамках необихевиоризма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.