КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы эффективности коммуникативного воздействия
Коммуникативная функция речи и основные модели вербальной коммуникации. Лекция № 6 Тема: "Речь и общение". Вопросы: 1. Речь и речевая деятельность. 2. Коммуникативная функция речи и основные модели вербальной коммуникации. 3. Факторы эффективности коммуникативного воздействия.
Речь - это специфически человеческая деятельность, специфическая знаковая система. Её функции: 1. Основные: а) коммуникативная - обмен информации; б) орудие мышления; в) функция познания; г) национально-культурная функция; д) овладение общественно-историческим опытом. 2. Факультативные: а) номинативная функция - наименование; б) диакритическая функция - использование речи для коррекции, дополнения неречевой ситуации; в) магическая функция - использование речи для заклинания, для привлечения сверхъестественных сил (н-р, С Новым Годом! С Новым Счастьем!). В плане общения наиболее важна коммуникативная функция речи. В ней самой выделяют ряд факультативных функций: 1. контактоустанавливающая или фатическая - создание первоначального контакта, привлечение внимания собеседника; 2. аппелятивная или призывная функция - привлечение внимания для призыва к дальнейшему разговору (различные обращения, н-р, "товарищи"); 3. волюнтативная функция - изъявление воли по отношению к собеседнику, воздействие на собеседника (совет, просьба, приглашение, предложение: "садитесь, проходите"); 4. экспрессивная или эмотивная функция - выражение чувств, эмоций и отношений к собеседнику.
Каждая функция речи в реальных процессах общения может выступать в одном из 3 вариантов: 1. целенаправленное обращение к одному или нескольким собеседникам. Это называется аксиальная коммуникация. 2. коллективное воздействие, н-р, ораторская речь, лекционное сообщение, средства массовой коммуникации. Это называется ретиальная коммуникация. 3. воздействие человека на самого себя - саморегуляция поведения личности.
Наиболее развёрнутое речевое общение будет при 2). Наибольший интерес представляет 1). Оно может выступать в разных коммуникативных ситуациях: а) обращение как средство удовлетворения собственных потребностей; б) ситуативно-мотивированная речь - нет никаких конкретных потребностей или целей, н-р, при встрече на улице. Здесь прежде всего реализуется контактоустанавливающая функция; в) речь, мотивированная контекстом общения (реплики в диалоге). Под воздействием понимается то, что способно тем или иным образом изменить поведение человека. Коммуникативное воздействие - частный случай воздействия. Теория коммуникативного воздействия называется теорией убеждающей коммуникации. Наиболее интересна проблема эффективности речевой коммуникации и её прикладные аспекты. Эффективность зависит от компонентов речевой коммуникации. Итак, факторы эффективности: 1. коммуникатор; 2. особенности реципиента; 3. структура сообщения; 4. канал коммуникации.
Издавна большое внимание уделялось коммуникатору, его личностным особенностям и поведению. Личностный фактор: а) фактор доверия; б) фактор привлекательности. Что обусловливает фактор привлекательности? Это эмоциональность коммуникатора, эмоциональная лабильность, откровенность, тактичность, сензитивность (тонкокожность по Кеттелу). Эти особенности личности и ещё особенности поведения: умение персонифицировать материал, умение активизировать аудиторию, умение учитывать конкретные установки аудитории. Что вызывает фактор доверия? Это связано с особенностями личности (но они менее значимы), более значимы интеллектуальные и профессиональные особенности: высокий уровень интеллекта, эрудиция по теме сообщения, широкий кругозор. И особенности поведения: умение избегать речевых шаблонов. Для эффективности фактора доверия большое значение имеют позиции коммуникатора: 1. открытая позиция; 2. отстранённая позиция - нет подчёркивания своего личного отношения к сообщению, ориентация на самостоятельные выводы; 3. закрытая позиция - человек подчёркнуто умалчивает свою точку зрения.
В реальных аспектах общения (1), (2) и (3) могут смешиваться. Однозначность ответа об эффективности той или иной позиции дать нельзя. Её выбор зависит от аудитории, цели воздействия, особенностей коммуникатора (индивидуального стиля воздействия). Эффективность воздействия связана с особенностями слушателей (очень много экспериментальных данных в зарубежной психологии). Наиболее важное требование - учёт установок аудитории. Ассимиляционно-контрастная теория Шерифа - Ховланда. Эффективность зависит от установки реципиентов и от степени их знакомства с содержанием сообщения. Когда сообщение знакомо, но установка слушателей не совпадает с установкой коммуникатора, возникает контрастная иллюзия. И большая вероятность, что сообщение будет отвергнуто. Когда сообщение знакомо, а позиции близки, возникает ассимиляционная иллюзия. Такое воздействие будет более эффективным. И ассимиляционные, и контрастные иллюзии усиливаются при большой экспрессивности коммуникатора. Чтобы повысить эффективность воздействия, необходимо знать и учитывать "Я - установки" слушателей (интересы, потребности, ценностные ориентации). Факторы эффективности воздействия: ригидность сознания реципиента. Она проявляется в отождествлении предмета и знака, слова и дела. Существуют методы определения ригидности сознания: разновидность ассоциативной методики. Выделяют антомимические, синонимические ассоциации (полные и частичные), образные, не связные (псевдоассоциации). Определяют преобладающий тип. Признаком предметности сознания, а не ригидности является образные ассоциации. Признаком ригидности является преобладание антомимических ассоциаций или в равной степени антомимических и синонимических ассоциаций. Промежуточный тип сознания - не связные ассоциации. Только синонимические ассоциации не информативны. Чтобы снять или минимизировать ригидность сознания рекомендуют использовать разные языки, примеры, графики, синонимы, средства для описания одних и тех же предметов, определений. Ещё один фактор: семиотический уровень реципиента. Его изучала Дридзе (Тарту). Необходимо учитывать тезаурус реципиента. Дридзе выделила 7 типов семиотического уровня. Причём 2 типа обладают наибольшей восприимчивостью к любому сообщению, затем 2 способны воспринимать сообщение только на абстрактном понятийном уровне, другие типы - наоборот, очень сензитивны (образы, примеры) и одна группа - наиболее несензитивна в восприятии сообщений. Даже если тезаурус аудитории неизвестен, необходимо учитывать интеллектуальный уровень аудитории. Важный фактор эффективности: учёт отношения реципиента к содержанию воспринимаемой информации. В психологии это называется порядковый эффект. Впервые его ввёл и изучал американский учёный Росноу. В зависимости от позитивного или негативного отношения аудитории к сообщению главные аргументы относят к началу или к концу сообщения. Если отношение негативное, наиболее важные аргументы выдвигают вначале. Если отношение позитивное, то в конце, чтобы не ослаб интерес и внимание. Важно учитывать актуальное эмоциональное состояние. Было доказано, что сильный уровень эмоционального возбуждения снижает способность адекватно воспринимать речевое сообщение. Способы снятия этого эмоционального состояния различны в зависимости от его модальности. В эффективности воздействия участвует и канал передачи сообщения. В канале теряется часть информации, так как она проходит через систему психологических фильтров. И та, которая через них проходит, является семантически значимой. Роль психологических фильтров выполняют установки слушателей, личностные особенности слушателей, эмоциональное состояние, степень убеждаемости слушателей. Учитывая это, надо включать в сообщение специальную, особую информацию, которая будет блокировать, ослаблять эти фильтры. Это ослабляющее воздействие называется фасцинацией. Часто используют акустическую фасцинацию - разные интонационные характеристики речи. Монологическая речь всегда обладает наименьшим фасцинативным эффектом. А наибольшим - декламация (н-р, поэзия, пение и особенно музыка (в последних двух фасцинация преобладает над информацией)). Необходимо также несколько раз во время сообщения изменять ритм. Семантическая фасцинация - это апелляция к интересам, потребностям человека, "Я - установкам". Другие способы блокирования фильтров, н-р, создание общности между коммуникатором и аудиторией ("Мы с вами..."). иногда создаются специальные провокационные установки ("Всем культурным людям известно..."). Важно учитывать пространственно-временные условия ситуаций сообщения. С этим связано изучение хронотопов - ситуаций общения с относительно постоянными пространственно-временными характеристиками (н-р, хронотоп дороги: кратковременная группа, замкнутое пространство, диффузный характер общения; н-р, хронотоп маленького города). Ещё один фактор эффективности: способ включения коммуникатора в сознание реципиента. Этот вопрос изучается Харашем. Существует несколько типов включения коммуникатора в сознание реципиента: а) авторитарный; б) диалогический; в) конформный. При авторитарном типе происходит насильственное вытеснение части сознания реципиента и насаждение своих знаний, идей и т.п. (н-р, приказ, указание, но может иметь и завуалированную форму). При диалогическом типе коммуникатор не старается занять в сознании реципиента место диктатора. Его цель: активизировать, заинтересовать партнёра. Характерен принцип партнёрства. Используется часто диалог. Коммуникатор в своём сообщении представляет себя как личность, за счёт персонификации сообщения. При конформном типе - это не осуществившееся включение, в сознание реципиента не внесена какая-то новая позиция. Каждый тип включения можно определить по особенностям поведения реципиентов: а) тишина, мало обратной связи; б) желание продолжить общение; в) пропадает интерес, появляется спонтанная автономия и изменяется речевое поведение коммуникатора (излишняя аргументация). В) - практически не обладает эффективностью. Наибольшим сиюминутным эффектом обладает А).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |