Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы эффективности коммуникативного воздействия




Коммуникативная функция речи и основные модели вербальной коммуникации.

Лекция № 6

Тема: "Речь и общение".

Вопросы:

1. Речь и речевая деятельность.

2. Коммуникативная функция речи и основные модели вербальной коммуникации.

3. Факторы эффективности коммуникативного воздействия.

 

Речь - это специфически человеческая деятельность, специфическая знаковая система.

Её функции:

1. Основные:

а) коммуникативная - обмен информации;

б) орудие мышления;

в) функция познания;

г) национально-культурная функция;

д) овладение общественно-историческим опытом.

2. Факультативные:

а) номинативная функция - наименование;

б) диакритическая функция - использование речи для коррекции, дополнения неречевой ситуации;

в) магическая функция - использование речи для заклинания, для привлечения сверхъестественных сил (н-р, С Новым Годом! С Новым Счастьем!).

В плане общения наиболее важна коммуникативная функция речи. В ней самой выделяют ряд факультативных функций:

1. контактоустанавливающая или фатическая - создание первоначального контакта, привлечение внимания собеседника;

2. аппелятивная или призывная функция - привлечение внимания для призыва к дальнейшему разговору (различные обращения, н-р, "товарищи");

3. волюнтативная функция - изъявление воли по отношению к собеседнику, воздействие на собеседника (совет, просьба, приглашение, предложение: "садитесь, проходите");

4. экспрессивная или эмотивная функция - выражение чувств, эмоций и отношений к собеседнику.

 

Каждая функция речи в реальных процессах общения может выступать в одном из 3 вариантов:

1. целенаправленное обращение к одному или нескольким собеседникам. Это называется аксиальная коммуникация.

2. коллективное воздействие, н-р, ораторская речь, лекционное сообщение, средства массовой коммуникации. Это называется ретиальная коммуникация.

3. воздействие человека на самого себя - саморегуляция поведения личности.

 

Наиболее развёрнутое речевое общение будет при 2). Наибольший интерес представляет 1). Оно может выступать в разных коммуникативных ситуациях:

а) обращение как средство удовлетворения собственных потребностей;

б) ситуативно-мотивированная речь - нет никаких конкретных потребностей или целей, н-р, при встрече на улице. Здесь прежде всего реализуется контактоустанавливающая функция;

в) речь, мотивированная контекстом общения (реплики в диалоге).

Под воздействием понимается то, что способно тем или иным образом изменить поведение человека.

Коммуникативное воздействие - частный случай воздействия. Теория коммуникативного воздействия называется теорией убеждающей коммуникации. Наиболее интересна проблема эффективности речевой коммуникации и её прикладные аспекты.

Эффективность зависит от компонентов речевой коммуникации.

Итак, факторы эффективности:

1. коммуникатор;

2. особенности реципиента;

3. структура сообщения;

4. канал коммуникации.

 

Издавна большое внимание уделялось коммуникатору, его личностным особенностям и поведению.

Личностный фактор:

а) фактор доверия;

б) фактор привлекательности.

Что обусловливает фактор привлекательности?

Это эмоциональность коммуникатора, эмоциональная лабильность, откровенность, тактичность, сензитивность (тонкокожность по Кеттелу). Эти особенности личности и ещё особенности поведения: умение персонифицировать материал, умение активизировать аудиторию, умение учитывать конкретные установки аудитории.

Что вызывает фактор доверия?

Это связано с особенностями личности (но они менее значимы), более значимы интеллектуальные и профессиональные особенности: высокий уровень интеллекта, эрудиция по теме сообщения, широкий кругозор. И особенности поведения: умение избегать речевых шаблонов.

Для эффективности фактора доверия большое значение имеют позиции коммуникатора:

1. открытая позиция;

2. отстранённая позиция - нет подчёркивания своего личного отношения к сообщению, ориентация на самостоятельные выводы;

3. закрытая позиция - человек подчёркнуто умалчивает свою точку зрения.

 

В реальных аспектах общения (1), (2) и (3) могут смешиваться.

Однозначность ответа об эффективности той или иной позиции дать нельзя. Её выбор зависит от аудитории, цели воздействия, особенностей коммуникатора (индивидуального стиля воздействия). Эффективность воздействия связана с особенностями слушателей (очень много экспериментальных данных в зарубежной психологии). Наиболее важное требование - учёт установок аудитории.

Ассимиляционно-контрастная теория Шерифа - Ховланда.

Эффективность зависит от установки реципиентов и от степени их знакомства с содержанием сообщения. Когда сообщение знакомо, но установка слушателей не совпадает с установкой коммуникатора, возникает контрастная иллюзия. И большая вероятность, что сообщение будет отвергнуто. Когда сообщение знакомо, а позиции близки, возникает ассимиляционная иллюзия. Такое воздействие будет более эффективным.

И ассимиляционные, и контрастные иллюзии усиливаются при большой экспрессивности коммуникатора.

Чтобы повысить эффективность воздействия, необходимо знать и учитывать "Я - установки" слушателей (интересы, потребности, ценностные ориентации).

Факторы эффективности воздействия: ригидность сознания реципиента. Она проявляется в отождествлении предмета и знака, слова и дела.

Существуют методы определения ригидности сознания: разновидность ассоциативной методики. Выделяют антомимические, синонимические ассоциации (полные и частичные), образные, не связные (псевдоассоциации). Определяют преобладающий тип.

Признаком предметности сознания, а не ригидности является образные ассоциации.

Признаком ригидности является преобладание антомимических ассоциаций или в равной степени антомимических и синонимических ассоциаций.

Промежуточный тип сознания - не связные ассоциации. Только синонимические ассоциации не информативны.

Чтобы снять или минимизировать ригидность сознания рекомендуют использовать разные языки, примеры, графики, синонимы, средства для описания одних и тех же предметов, определений.

Ещё один фактор: семиотический уровень реципиента. Его изучала Дридзе (Тарту). Необходимо учитывать тезаурус реципиента. Дридзе выделила 7 типов семиотического уровня. Причём 2 типа обладают наибольшей восприимчивостью к любому сообщению, затем 2 способны воспринимать сообщение только на абстрактном понятийном уровне, другие типы - наоборот, очень сензитивны (образы, примеры) и одна группа - наиболее несензитивна в восприятии сообщений.

Даже если тезаурус аудитории неизвестен, необходимо учитывать интеллектуальный уровень аудитории.

Важный фактор эффективности: учёт отношения реципиента к содержанию воспринимаемой информации. В психологии это называется порядковый эффект. Впервые его ввёл и изучал американский учёный Росноу. В зависимости от позитивного или негативного отношения аудитории к сообщению главные аргументы относят к началу или к концу сообщения. Если отношение негативное, наиболее важные аргументы выдвигают вначале. Если отношение позитивное, то в конце, чтобы не ослаб интерес и внимание.

Важно учитывать актуальное эмоциональное состояние. Было доказано, что сильный уровень эмоционального возбуждения снижает способность адекватно воспринимать речевое сообщение. Способы снятия этого эмоционального состояния различны в зависимости от его модальности.

В эффективности воздействия участвует и канал передачи сообщения. В канале теряется часть информации, так как она проходит через систему психологических фильтров. И та, которая через них проходит, является семантически значимой.

Роль психологических фильтров выполняют установки слушателей, личностные особенности слушателей, эмоциональное состояние, степень убеждаемости слушателей.

Учитывая это, надо включать в сообщение специальную, особую информацию, которая будет блокировать, ослаблять эти фильтры. Это ослабляющее воздействие называется фасцинацией. Часто используют акустическую фасцинацию - разные интонационные характеристики речи. Монологическая речь всегда обладает наименьшим фасцинативным эффектом. А наибольшим - декламация (н-р, поэзия, пение и особенно музыка (в последних двух фасцинация преобладает над информацией)).

Необходимо также несколько раз во время сообщения изменять ритм.

Семантическая фасцинация - это апелляция к интересам, потребностям человека, "Я - установкам".

Другие способы блокирования фильтров, н-р, создание общности между коммуникатором и аудиторией ("Мы с вами..."). иногда создаются специальные провокационные установки ("Всем культурным людям известно...").

Важно учитывать пространственно-временные условия ситуаций сообщения. С этим связано изучение хронотопов - ситуаций общения с относительно постоянными пространственно-временными характеристиками (н-р, хронотоп дороги: кратковременная группа, замкнутое пространство, диффузный характер общения; н-р, хронотоп маленького города).

Ещё один фактор эффективности: способ включения коммуникатора в сознание реципиента. Этот вопрос изучается Харашем.

Существует несколько типов включения коммуникатора в сознание реципиента:

а) авторитарный;

б) диалогический;

в) конформный.

При авторитарном типе происходит насильственное вытеснение части сознания реципиента и насаждение своих знаний, идей и т.п. (н-р, приказ, указание, но может иметь и завуалированную форму).

При диалогическом типе коммуникатор не старается занять в сознании реципиента место диктатора. Его цель: активизировать, заинтересовать партнёра. Характерен принцип партнёрства. Используется часто диалог. Коммуникатор в своём сообщении представляет себя как личность, за счёт персонификации сообщения.

При конформном типе - это не осуществившееся включение, в сознание реципиента не внесена какая-то новая позиция.

Каждый тип включения можно определить по особенностям поведения реципиентов:

а) тишина, мало обратной связи;

б) желание продолжить общение;

в) пропадает интерес, появляется спонтанная автономия и изменяется речевое поведение коммуникатора (излишняя аргументация).

В) - практически не обладает эффективностью.

Наибольшим сиюминутным эффектом обладает А).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.