КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Периодизация семейной жизни
Жизненный цикл семьи. Семья – это единственная социальная группа, приспособившаяся к множеству сменяющих друг друга событий в таком небольшом жизненном пространстве и в течение короткого времени. Если же члены семьи не готовы к изменениям и старательно их избегают, то они рискуют попасть в тяжёлое положение, так как не ожидают перемен там, где они обязательны. По определению В.В. Столина, семья – это «открытая система, подверженная внешним воздействиям, и она должна учитывать в своём строении всю совокупность различных влияний и добивается некоторого внутреннего равновесия». Это равновесие достигается специфическим распределением обязанностей, формированием общих планов, выработкой способов общения. В каждый конкретный период действие факторов, которые влияют на семейную жизнь, меняется. Чтобы приспособиться к этим изменениям, нужно изменить систему отсчета и нарушить выработанное равновесие; От каких-то планов приходится отказываться, какие-то нормы и правила счесть непригодными, лишить себя каких-то человеческих контактов, выработать новые ценности. Итоговый интегрирующий процесс в функционировании семьи заключается в сохранении некоторой стабильности и в то же время приспособлении к новым условиям. Таким образом, по мнению Сталина В. В., в функционировании семьи прослеживается динамический аспект, который проявляется в виде трех процессов. 1. Ассимилятивный процесс состоит в поддержании устойчивого состояния открытой семейной системы относительно некоторых фиксированных систем отсчета. 2. Аккомодативный процесс состоит в сдвиге самой фиксированной систем отсчета. 3. Адаптивный процесс является поиском баланса между сохранением некоторого устойчивого состояния и изменением семейного функционирования, т.е. баланса между двумя первыми процессами. Эти три процесса характеризуют семью в динамическом аспекте. Рассмотрение функций семьи и ее структуры показало, что семейные отношения не могут быть установлены сразу, что семья — не статичное образование, она развивается. Поэтому, обсуждая понятие семьи, необходимо рассмотреть и периодизацию этапов ее развития. Зачастую такая периодизация основана на изменении места детей в семейной структуре. Например, Р. Нойберт выделяет этапы жизни вдвоем, жизни после рождения детей, воспитания детей старшего школьного возраста, отделения детей от родителей и воспитания внуков. А. Баркай выделяет семью без детей, семью с малыми детьми, семью с детьми, посещающими детский сад, семью школьника, семью, в которойдети отчасти независимы от родителей, семью, которую предали дети Выделение этапов может быть связано со статистикой кризисов семьи; «Установлено, — пишут Ч. С. Гризицкас и Н. В Малярова, — что в определенные периоды изменения цикла жизни;семьи появляется тенденция к кризисам и конфликтам». С. Кратохвил также указывает, что в жизни семьи есть свои физические периоды, и относит к ним 4—6 и 17—25 годы облей жизни. Эти повторяющиеся периоды семейных кризисов довольно легко связать с изменениями функций семьи и соответствующими им изменениями в ее структуре. Обычно такие изменения вызывают большие или меньшие трудности. П. Босс называет их нормативными стрессорами, т. е. трудностями, которые испытывает большинство семей. Он указывает, что на начальном этапе развития семьи возникают трудности взаимного приспособления, трудности отношений с родственниками, а на следующих этапах — трудности организации быта и воспитания детей. Уточняя и расширяя список нормативных стрессоров, можно было бы выделить характерные для каждого этапа развития семьи трудности и таким образом приблизиться к пониманию содержания этапов. Некоторые сведения о них дает статистика причин разводов. Например, 3. Розенталь пишет, что 8% разводившихся молодых супругов (продолжительность брака 0—2 года) мотивировали развод вмешательством в их жизнь родителей, а среди проживших вместе пять и более лет таких было только ',6%. Своеобразие дальнейшего развития семьи показывает и то, то конфликты из-за эмоциональных отношений как бы вытесняя конфликты из-за воспитания детей. Так, по данным М. Джейма, на 5—10-м году брака больше всего разногласий между супругами возникает из-за различного отношения к воспитанию леей. На дальнейших этапах развития семьи снова появляются своеобразные причины ее нестабильности, среди которых важное место занимает представление о том, что не возможно возродить супружеские отношения. Так, В. А. Сысенко указывает, то после 25 лет брачной жизни возрастает число разводов, которые мотивируются пьянством мужа (понятно, что очень редко пьянствовавший ранее мужчина начинает пить в 50—60 лет) фактическим созданием другой семьи (так же понятно, что ли отношения, характеризуемые как другая семья, возникают заметно раньше, чем юридически прекращается ранее бывший брак В. Сатир пишет, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья должна пройти определенные этапы. Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил. 1. Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка 2. Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи. 3. Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют те же роли в воспитании, что и родители, и это в свою очередь требует адаптации как со стороны детей, так и со стороны родителей. 4. Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст. 5. Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как кризис. 6. Шестой кризис молодые люди женятся и в семью входят невестки или зятья 7. Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины. 8. Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин. Это проблема не физиологическая, а психологическая. 9. Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много радостей и проблем. 10. десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.. Когда три или четыре таких кризиса происходят одновременно, то жизнь становится напряженнее и тревожнее, чем обычно. В. Сатир подчеркивает, что это естественные кризисы, переживаемые большинством людей. Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам. Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной материальной и психологической зависимости. от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним. Брак — принятие супружеских социальных ролей. Этот этап тесно связан со следующим, но юридические ограничения брака, включение отношений в паре в более широкий контекст отношений, уже поддерживаемых каждым из супругов, и трудности, возникающие при решении указанных задач, для преодоления которых нередко нужна и профессиональная психологическая помощь, свидетельствуют о том, что данный этап имеет свойственный только ему особенности. Этап «медового месяца». Данное название может быть и слишком метафорично, но довольно точно отражает эмоциональные проблемы и задачи деятельности, которые решаются на этом этапе. Среди них следует отметить принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей. Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, и их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточной возможности побыть в одиночестве. Зрелая семья, то есть семья, успешно выполняющая свои функции. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новой личностью. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка. Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи этапа можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда вес члены семьи условно автономным. Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием, в воспитании внуков). Периодизация развития семьи может быть и иной, но предлагаемый принцип выделения этапов развития — это определение минимальных эмоциональных задач деятельности, свойственных каждому этапу. Задачи, не решенные на предыдущих этапах, неизбежно должны решаться на следующих, а если этого не происходит, семья, как имеющая специфические функции малая группа, не способна их выполнить. Обоснованность такой периодизации подтверждает и то, что для различных задач, решаемых семьей, есть наиболее оптимальные интервалы времени. Здесь также можно отметить, что наличие в семье большего числа детей существенно не меняет предлагаемой периодизации развития семьи. Независимо от их числа, начало четвертого этапа определяет рождение первого ребенка, а окончание пятого — достижение всеми детьми частичной независимости от генетической семьи. В современной отечественной психологии известна периодизации Э. К. Васильевой, которая выделяет 5 стадий жизненного цикла семьи: 1. Зарождение семьи до появления ребенка; 2. Зарождение и воспитание детей; 3. окончание выполнения семейно воспитательных функций; 4. дети живут с родителями и хотя бы один не имеет своей семьи; 5. супруги живут сами или с детьми, имеющими собственную семью. Э. К. Васильева также исходит из того, что на каждой стадии решаются свои, присущие только этому периоду задачи, соответственно и характеристика каждого периода достаточно специфична. В зарубежной психологии распространена периодизация жизненного цикла семьи Р. Хилла. Он выделяет: · стадию монады; · стадию вступления в брак; · стадию рождения ребенка; · стадию проживания с ребенком до подросткового возраста; · стадию «вылета детей из гнезда» · стадию смерти одного из супругов; · вновь стадию монады. Обнаруживается, что семьи, живущие в разных социоэкономических условиях, по некоторым параметрам своего развития схожи. Объяснением данного явления может быть влияние личности на семью и семьи на личность. На это обращают внимание Дороти и Рафаэль Беквары, по мнению которых, есть некоторые общие моменты в развитии семьи и личности в семье. Они пишут, что личность в семье проходит следующие этапы развития: необрученный человек; брак; рождение; родитель — дошкольника, младшего школьника, подростка, юноши; человек среднего возраста; старик. А семья имеет следующие этапы развития: брак (первый-второй год совместной жизни), ранний период семьи (2—10 лет), средний период (10—25 лет), длительный период (25 и более лет). Первая из предлагаемых периодизаций легко переносится в любой социальный контекст, вторая не всюду будет эмпирически достаточно обоснованной. Но Д. и Р. Беквары предлагают и общий принцип периодизации развития личности в семье и развития семьи. Им можно считать эмоциональное развитие и задачи деятельности, без решения которых невозможно перейти на новый этап развития. Однако приведенные периодизации имеют отличительные черты, к которым для российской семьи можно отнести: 1. отсутствие сепараций и сегрегаций в детско-родительских отношениях; 2. почти неизбежный феномен группового давления на нового члена семьи. На стадии зарождения семьи актуальные проблемы первоначального семейного обзаведения и определения членов семьи в координатах «свой — чужой». Как правило, молодая семья начинает свое существование на территории одной из родительских семей, следовательно, сопровождается приходом в родительскую семью нового члена. Для родителей один из молодой супружеской пары «свой», другой — «чужой». Проживание на «чужой» территории может сопровождаться вмешательством родителей в семейные дела молодых. 3. потенциальная возможность перерастания межличностного конфликта в межгрупповой (межсемейный). На наш взгляд, наиболее удобной для решения прикладных задач психологии семейных отношений является периодизация жизненного цикла семьи М. Эриксона. Согласно этой периодизации выделяются: · период ухаживания; · брак и его следствия (брачное поведение); · рождение ребенка и взаимодействие с ним; · зрелая стадия брака; · отлучение детей от родителей; · пенсия и старость. Рассмотрим далее некоторые стадии жизненного цикла (период ухаживания, семья молодоженов, семья в пожилом возрасте) подробнее.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |