КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семья и брак. 9 страница
1) Он может пойти на поводу у родителей, но он пойдет по ложному пути, не соответствующем его личности и способностям, который часто заканчивается фиаско. 2) Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд. В результате возникают конфликты в отношениях между ребенком и родителями.
Воспитание как реализация определенной системы Организация воспитанию в семье по определенной системе можно считать вариантом реализации потребности в достижении. Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на самого него, а сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно эрудированные, компетентные родители, которые уделяют своим детям много внимания и забот. Возникает своего рода мода - система Никитиных, "плавать раньше, чем ходить" и др. Несомненно,что у каждой такой системы есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет о том, что родители часто забывают о самом ребенке, его индивидуальности, неповторимости. Для них девиз: ребенок - для воспитания, а не воспитание для ребенка.
Воспитание, как формирование определенных качеств Проблема независимости обостряется и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного для родителей качества. Например, родители уверены в том, что их сын или дочь должны обязательно стать добрыми, эрудированными или смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной. Типичным и ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребенке им видится мальчик. Рождается девочка. Но воспитание строится по заранее запрограмированному сверхценному образцу. Подчеркнутый мужской стиль одежды, обилие физических упражнений, скептическое отношение к играм в куклы и даже шутливое прозвище "Сорванец" (оно мужского рода). Все что может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии и даже вызвать тяжелое заболевание у ребенка. Здесь двойная опасность. Во-первых, у девочки могут сформироваться черты противоположного пола, препятствующие правильной и своевременной половой идентификации, т.е. может быть искажено осознание себя как будущей женщины. Во-вторых, навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой он есть, ребенок им не нужен, подчеркивая свое неприятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического здоровья ребенка стиль отношения к нему. Как видно из приведенных примеров, предоставление ребенку той или иной меры независимости, более короткая или длинная дистанция определяются теми мотивами, которые побуждают воспитание. Оказалось, что если осознанным мотивом воспитания является потребность смысла жизни, воспитание проводится на короткой дистанции и ребенок ограничивается в своей самостоятельности. При реализации определенной системы воспитания, дистанция может быть любой (это определяется особенностями самой системы воспитания). Но проблема независимости отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит, как проблема несвободы ребенка в проявлении присущих ему индивидуальных черт и качеств. Подобно этому, регулирующее воспитание, сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход. Какие же мотивы воспитания следует считать правильными? МОТИВОМ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА ДОЛЖНА БЫТЬ СЧАСТЛИВАЯ, ПОЛНОЦЕННАЯ, ТВОРЧЕСКАЯ, ПОЛЕЗНАЯ ЛЮДЯМ ЖИЗНЬ ЭТОГО РЕБЕНКА. Главное - следовать самому себе, быть естественным. Встает вопрос о самовоспитании родителей. Прежде чем воспитывать детей, воспитай себя! Следует знать, что успешность воспитания не зависит от какого-то определенного набора личностных черт. Но успешнее справляются с воспитанием люди, которых определяет некая гармоничность душевного мира, его открытость, способность к изменению, способность к анализу. Тому, кто неустанно работает над собой, выявляя и развивая присущие ему качества, легче научить такой работе и своего ребенка. Гармоничные люди непременно вовлечены в какое-то дело, деятельность, цель которой вне их самих. Своим присутствием, без назиданий и требований, своей наполненностью жизнью, общей с ребенком, такой родитель выполняет основное правило гигиены души - создает у ребенка ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. А такая атмосфера наилучший фундамент правильного гармонического воспитания. Гармонической личности соответствует и творческое, гармоническое воспитание. Я.Корчак писал: "Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут". Но почему же не всем удается стать хорошими родителями? То, какой я родитель, зависит не только от гармоничности моей собственной личности, моего сознания, моей воли. Многое зависит и от опыта семейной жизни, характера супружеских отношений в семье.
3. Типология семейного воспитания.
Следует рассматривать родительскую любовь, как результат всех семейных отношений, как следствие супружеских чувств. Наблюдения за воспитанием детей в разных семьях, над поведением родителей позволили психологом составить некоторую типологию родительской любви, дать описания различных типов воспитания. Следует заметить, что единой типологии нет. Проводят их по разным основаниям. 1) Одно из направлений в описании типологии семейного воспитания изучение воспитательных родительских установок и позиций. В самом общем виде сформулированы ОПТИМАЛЬНАЯ И НЕОПТИМАЛЬНАЯ РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОЗИЦИИ. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости, прогностичности. Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в нем изменения. Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки способов воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а, наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Только на основе прогностичности родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию, можно выполнить требование независимости воспитания. В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными. 2) Существует попытка описать воспитание в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль определяется как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку от взрослых членов семьи. В гармоничной семье дать описание роли трудно, потому что все отношения с ребенком гибки и изменчивы. Но в тех случаях, когда родительские позиции являются дисгармоничными, детские роли довольно четко выявляются. Наиболее типичны 4 роли: "козел отпущения", "любимчик", "беби" и "примиритель". "Козел отпущения" - возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей, взаимное недовольство друг другом переходят на ребенка, он как бы отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу. "Любимчик" возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любви к нему. "Беби" - описывает степень близости родителя и ребенка. "Беби" как бы отдален от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг другу. "Примиритель" - ребенок рано включившийся в сложности семейной жизни. Он занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты. Предотвращение супружеских конфликтов вынуждает ребенка играть роль взрослого, приближаясь к родителям. 3) Некоторые авторы пытаются положить в основу описания типов воспитания степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку. Представлены два крайних типа, а все остальные отличаются по степени выраженности эмоций. Воспитание по типу любви и принятия. Обобщенная формула родительского воспитания выражается утверждением: "Ребенок - центр моих интересов". В поведении родителей отмечается нежность к детям, разнообразные занятия с ними, забота об их жизни и воспитании. Воспитание по типу неприятия, отвержения ребенка Обобщенная формула родительского отношения формулируется так: "Ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться". В поведении родителей проявляется невнимательность к ребенку, жестокость и желание как можно меньше общаться с ним. 4) Во многих исследованиях психологи, пытаясь описать типы воспитания, пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а в нескольких аспектах (Диана Борминд). Поведение воспитателя представляется в системе координат одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношения к детям, а другая - поведенческий. Комбинации крайних значений дают 4 типа воспитания: 1. Теплое разрешающее отношение к ребенку в сочетании предоставлении ему самостоятельности и инициативы. 2. Холодное разрешающее воспитание, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетается с предоставлением ему достаточной свободы. 3. Теплое ограничивающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и преследованию любого самостоятельного поступка. 4. Холодное ограничивающее воспитание, при котором эмоциональная холодность и ограниченность родительских чувств сочетаются с подавлением ребенка, его критикой, постоянными придирками, а иногда и преследованием любого самостоятельного поступка. ТО ЕСТЬ ЭТО 1. Авторитетный – высокий уровень контроля, теплые отношения. Образ действий родителей отличается твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. 2. Авторитарный – высокий уровень контроля, холодные отношения. Образ действия родителей отличается подчинением собственного поведения жестким правилам и навязыванием этих правил своим детям, а также исключением детей из процесса принятия решений в семье. 3. Либеральный – низкий уровень контроля, теплые отношения. Образ действий родителей отличается почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. 4. Индифферентный – низкий уровень контроля, холодные отношения. Образ действий родителей характеризуется отсутствием интереса к выполнению родительских функций или к собственным детям
5) В самое последнее время наметился еще один подход, исходящий не из двухчленной, а трехчленной модели факторов воспитания. Выделены три аспекта родительских отношений: симпатия - антипатия, уважение пренебрежение, близость - дальность. Сочетание этих аспектов позволяет описать восемь типов родительского отношения: 1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула семейного воспитания: " Хочу, чтобы ребенок был счастлив и буду помогать ему в этом". 2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция). Формула родительского отношения: "Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня нет так много времени для общения с ним". 3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула: "Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю". 4. Любовь по типу снисходительного отношения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Формула: "Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит". 5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Формула родительского отношения: "Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело". 6. Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). Формула: "Я беспредельно страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, неприятен другим детям". 7. Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: "Мой ребенок негодяй и я докажу ему это". 8. Отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дистанция). Формула: "Я не хочу иметь дело с этим негодяем". Необходимо иметь в виду, что эффективность воспитания зависит не только от воспитательной позиции родителей, от отношений в семье. Результат воспитания зависит и от самого ребенка, от типа его нервной системы, присущих ему к данному моменту личностных качеств. Это нетрудно заметить, когда в сходных по типу воспитания семьях вырастают совершенно непохожие по своим личностным качествам дети. Покажем сочетание типов воспитания и особенностей ребенка только на одном примере. Допустим, что нервная система ребенка относится к так называемому слабому, чувствительному типу. Таким детям свойственна повышенная эмоциональная чувствительность, склонность к уединению, фантазированию, мечтательности, Теперь представим себе, к каким последствиям в развитии только одной этой способности могут привести разные стили воспитания. Например, при излишне требовательном воспитании, стремлении насильно приучить ребенка к общительности, при обилии придирок, указании на его слабости, родители только усилят черты пассивности, заострят привычку к замене реальности фантазиями, усложнят межличностные контакты ребенка. Если же воспитывать такого ребенка в более демократическом духе, ослабить непосредственный контроль, осторожно стимулировать инициативу при глубоком эмоциональном контакте, внимании к внутреннему миру, через некоторое время можно ожидать, что в поведении такого ребенка обязательно появятся черты активности, большей решительности. Он сможет развитым воображением, эмоциональностью привлечь к себе сверстников, разовьет в себе качества, необходимые для полноценного общения. Из этого простого примера нетрудно сделать вывод, что мудрость родителей, родительская любовь должны подсказать, какой именно стиль отношений необходимо выбрать в воспитании ребенка.
4. Родительское отношение. В последнее время в теории и практике образования наметилась тенденция к более тесному сотрудничеству школы и семьи в вопросах воспитания и обучения ребенка. При этом отмечается особая роль родительского отношения к ребенку в проблеме становления и развития его личности. Родительское отношение - сложное переплетение, комплекс всех отношений в семье. По мнению многих исследователей, ребенок не только "получает" родительскую любовь, но, как член семьи, оказывает влияние на чувства и отношения родителей как к себе, так и друг к другу. Наблюдение за воспитанием детей в разных семьях, над поведением родителей по отношению к детям, позволили психологам выделить некоторую типологию родительской любви, дать описание различных типов родительского отношения. Один из наиболее изученных аспектов родительского-детских отношений - родительские позиции или установки. А. С. Спиваковская под термином "родительские установки" понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Аналогичное определение родительского отношения дают А. Я. Варга и В. В. Столин: это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Мы считаем наиболее полным и точным последнее определение родительского отношения, поэтому в дальнейшем будем употреблять данное понятие в этом смысле. В клинически - ориентированной литературе описана обширная феноменология родительского отношения, а также его следствий - формирование индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Наиболее точной классификацией родительского отношения, по нашему мнению, является классификация А.Я.Варги и В.В.Столина, которые в ходе многолетней консультационной работы дали описание наиболее обобщенных типов родительского отношения: 1. "Принятие - отвержение". Отражает эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым; ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из - за низких способностей, дурных наклонностей, небольшого ума; по большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду; он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. "Кооперация". Отражает социально желаемый образ родительского отношения. Содержательно этот тип раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем ему помочь; высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него; поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных; родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. "Симбиоз". Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно судить о том, что роди тель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком: старается удовлетворить все его потребности, слиться с ним воедино; постоянно ощущая тревогу за ребенка, родитель ограждает его от трудностей и неприятностей жизни, считает его маленьким и беззащитным.
4. "Авторитарная гиперсоциализация". Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоких баллах по этой шкале в родительском отношении четко прослеживается авторитаризм: родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения; пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. "Маленький неудачник". Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких показателях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность; родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом, интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными; ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность; в связи с этим старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Несомненно, приведенные типы родительского отношения гротескно заострены. Многие исследователи отмечают, что нельзя одним типом отношений описать поведение родителей от рождения ребенка до его взросления. В процессе воспитания, под действием тех или иных причин отношение родителей меняется, приобретая те или иные черты, приближаясь более или менее к какому-то из описанных типов.
5. Типичные ошибки родителей в воспитании детей. Ошибки родителей в воспитании детей условно можно разделить на две группы. 1. Неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера. 2. Неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребенка. Как-то научные сотрудники попросили группу родителей перечислить ошибки, встречающиеся в семейном воспитании. Отцы и матери отметили более 50 ошибок. Наиболее серьезными и часто встречающимися являются следующие: -Отсутствие единых требований и четкой линии воспитания ребенка. -Слепая, неразумная любовь к ребенку. -Единственный ребенок является центром чрезмерного внимания всех взрослых членов семьи. -У родителей было трудное детство, поэтому они считают, что у ребен ка оно должно быть чистым, беззаботным. -Нетребовательность родителей к ребенку. -Родители основное внимание сосредоточили на улучшении материально-бытовых условий жизни семьи, а воспитанию ребенка придали второстепенное значение. -Семья плохо представляет цель, задачи, средства и методы воспитания. -Ребенок избалован хорошими материальными условиями в семье. -Противоречивость воспитательных воздействий /то чрезмерная строгость, неуместные наказания, то чрезмерная нетребовательность, попустительство/. -Чрезмерная строгость /грубая родительская власть, применение физических наказаний, авторитаризм /по отношению к ребенку и другие ошибки. С помощью каких механизмов закрепляется неправильное воспитание? Таких механизмов много, но главные из них - реакция подражания и реакция протеста - это нормальные человеческие реакции, но очень важно, на что они направлены, с каким знаком - положительным или отрицательным они идут. Если ребенок или подросток подражает положительному образцу, если он берет пример с достойных людей, то это можно только приветствовать. А если мальчик подражает пьянице и дебоширу отцу, если девочка имитирует поведение капризной, склочной и грубой матери, если ребенок берет пример с циничных, жестоких и злых родителей, вполне понятно, к чему это может привести. Подавляющее число людей с трудным поведением стали таковыми потому, что выбрали для себя не те объекты для подражания. В школе их учили одному, а им захотелось (иногда в знак протеста) подражать тем, кто поставил себя вне общества. Помимо подражания, есть еще одна важная человеческая реакция, которая может быть направлена и на зло и на добро. Это реакция ПРОТЕСТА. Протест бывает активный и пассивный. Ребенка в семье обижают, он переживает это, перестает разговаривать в присутствии.
6. Роль отца и матери в воспитании ребенка. В современном нам российском обществе существуют серьезные проблемы с воспитанием мальчиков. Как воспитывают мальчика? Да так же как и девочку. Сегодня в обществе существует кризис бесполости, а отсюда и постоянные жалобы женщин: "Куда исчез сильный пол?!" А действительно, что произошло? В обыденном мнении все очень просто: у женщин, после многих веков морального угнетения, появилось стремление к самостоятельности. Реализации таких желаний способствовала революция. Она раскрепостила женщин, уравняла их с мужчинами. "Былая гармония полов исчезла. Вместо этого появилось соперничество, почти психологическая война между представителями условно сильной и условно прекрасной половины". "Самый острый вопрос современности касается ужасающего искривления вековечных природных начал мужского и женского". Таковы типичные высказывания начала - середины века. На изменение положения мужчины серьезно повлияло и историческое развитие нашей страны. Революции, репрессии, две мировые войны уничтожив миллионы мужчин изменили отношение к воспитанию мальчиков на более нежное, симбиотичное. Испокон веков муж считался умнее жены, а это значит, что весь мир жил и, как ни странно, живет и сейчас по патриархальным, мужским стандартам: воспитанием детей чаще занимается мать (отцу либо некогда, либо его сознательно отстраняют от ребенка), она же является хозяйкой в доме, а муж - кормильцем (хотя нередко бывает и так: женщина, имеющая мужа, является и хозяйкой, и кормилицей). Однако, для полноценного развития ребенка любого пола необходимо не только материнское, но и отцовское воздействия на ребенка. Точка зрения Иммануила Канта остается общественно значимой и до сих пор. Материнское отношение означает: я принимаю тебя (люблю) за то, что ты есть. Отцовское: я принимаю тебя за то, каков ты... таким образом отношение матери к ребенку является по сути - биологическим, а отца - социальным. Последнее отношение заставляет ребенка стремиться к самосовершенствованию, чтобы заслужить похвалу папы. В зависимости от того как был воспитан сам отец, какие у него запросы и требования к себе, а следовательно и к другим, и будет направлено стремление ребенка: либо он оставит надежду добиться одобрения своим действиям (если требования слишком завышены), либо приложит все силы и в конце концов добьется положительного результата. Кроме того, важнейшим моментом является формирование ценностных ориентаций ребенка, на которые он будет ориентироваться в своей жизни. Проведенные исследования показали, что стратегические ориентиры (глобальные - смотри лекцию по структуре супружеских отношений - 4 уровень) задаются родителем противоположного пола, а тактические (ежедневные)- родителем своего пола. Немаловажным является и способ поведения в семье и в социуме родителя, поскольку именно через него ребенок усваивает социально одобряемые гендерные роли и исполняет их в своей взрослой жизни и в новой семье.
7. Воспитание детей в неполной семье
К сожалению, большое число разводов ведет к росту числа неполных семей, причем большинство из них состоят их матери и ребенка. В Красноярском крае около половины женщин работающих в образовании являются матерями-одиночками. Воспитание детей в неполной семье сопряжено с некоторыми проблемами. Рассмотрим их подробнее. Во-первых, неполная семья сталкивается с материальными проблемами. Растущие расходы на обеспечение детей не покрываются алиментами. Распределение доходов в таких семьях неоптимальное. Сама по себе эта проблема не оказывает, в большинстве случаев, негативного влияние на воспитание детей, однако косвенное влияние присутствует. Для увеличения дохода одинокий родитель вынужден искать дополнительные источники существования. Это, несомненно, приводит к отсутствию у него свободного времени и времени на воспитание ребенка. Это и является основной проблемой воспитания детей в таких семьях. Для ее решения необходимо очень точно и строго планировать воспитательную работу. То, что в полной семье осуществляется мимоходом, походя, в такой семье должно служить объектом пристального внимания. Еще одной существенной проблемой является искажение родительского отношения у родителей-одиночек. Резкое увеличение симбиотичности, стремление огородить свое чадо от всех неприятностей жизни, видение его маленьким и неприспособленным, замыкание на ребенка всей эмоциональной жизни родителя, или же наоборот - эмоциональное его отвержение - достаточно типичная картина. Она еще более усугубляется, если этот ребенок единственный. К сожалению, простых и общих рецептов здесь не существует. Работа с такими проявлениями должна вестись профессиональными психологами и семейными психотерапевтами. Последней, но от этого не менее важной проблемой следует признать саму неполноту такой семьи. Отсутствие одного из родителей приводит к невозможности полноценного развития личности ребенка, нарушению его гендерной роли. (Рассмотрите подробно еще раз вопрос о влиянии отца и матери на развитие ребенка). Если нет перспективы второго брака (хотя и он не панацея, так как приносит целый ряд проблем), то следует сделать так, что бы рядом с ребенком был так называемый "сурогатный родитель". Этот термин означает человека, такого же пола как и отсутствующий родитель, занимающегося воспитанием ребенка. Это может быть его дедушка, дядя или любой другой человек. Он будет тем лицом, которое станет образцом для формирования гендерной роли ребенка. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
1. Введение. 2. Брак: а) регистрация брака; б) условия заключения брака; в) препятствия к регистрации брака. 3. Супруги: а) Личные правоотношения между супругами; б) Имущественные правоотношения. 4. Развод. 5. Родители и дети: а) личные правоотношения между родителями и детьми; б) лишение родительских прав и их восстановление; в) имущественные правоотношения. Безусловно, что современный человек должен знать свои личные, гражданские, социальные, экономические и трудовые права. Но всеми этими правами мы пользуемся крайне редко и в конкретных случаях, в то время как семейная жизнь постоянно оказывает влияние на различные стороны жизни человека. Поэтому семейное право необходимо знать не только людям состоящим в законном браке, но и тем кто собирается скоро пожениться. К тому же супружество включает в себя помимо прав и множество обязанностей, о которых молодые люди, вступающие в брак часто почти ничего не знают. А возникающие из-за этого проблемы влияют и на психику человека, и на его трудоспособность и на окружающих его людей.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |