Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие знаний о взаимодействии человека и орудий труда




Существует 2 эпохи развития знаний о взаимодействии человека и орудий труда:

1 Эпоха. Ручные орудия труда (до сер. 18 в.) медленное накопление зананий о взаимодействии человека и орудий труда.

2 Эпоха. Эпоха машин (с 18 в. До наших времен) Понимаение, что необходимо знание для овладения орудием труда, делится на три этапа:

1. сер. 18 в. – сер. 19 в. – промышленная революция, появление мануфактуры. Появляется необходимость в квалифицированных работниках, проблема профессиональной подготовки.

2. сер. 19 в. – 1945 г. – энергетическая революция. Появляются силовые двигатели, возможности расширяются. Появляется проблема адаптации человека к орудиям труда и трудовому процессу. Теэлор создал первую систему организации труда и управления трудовой деятельностью.

3. с 1945 г. - интеллектуализация машин. Появляются научные достижения в физике, химии, инженерии, математике…Центральным объектом становится человек, его личностные особенности, подготовка.

Методы психологии труда:

Не эксперимент:

Наблюдение:

  • Внешнее:
    1. фотографии дня
    2. хронометраж
    3. анализ трудовой деятельности
  • Самоотчет:

1. проговаривание в процессе работы

2. психолог в роли ученика, осваивающего профессию

Опрос:

    1. метод оценок
    2. анкетирование
    3. беседа

 

Эксперимент:

  1. Лабораторные эксперимент
  2. Естественный эксперимент
  3. Моделируемый эксперимент

 

Метод наблюдений:

Внешние наблюдения.

  1. действия, приемы работника, соответствие действий нормам
  2. способы оперирования орудиями труда и материалом
  3. эмоциональная реакция работника
  4. коммуникация в процессе труда
  5. функциональные состояния

Недостаток внешнего наблюдения в невозможности увидеть некоторые моменты деятельности.

 

Примеры:

  1. Фотографии рабочего дня – это временная регистрация последовательности действий, пауз, смена операций. Результат: графики предметов, действий, чередования труда- отдыха.
  2. Хронометраж – это измерение времени трудовых операций. Он выявляет интенсивность, частоту повторов операций и т.д.
  3. Анализ продуктов трудовой деятельности

 

Самонаблюдение.

  1. Проговаривание в процессе работы. Сам специалист обращает внимание на некоторые элементы своей работы, это помогает для усовершенствования работы.
  2. Трудовой метод. Психолог сам осваивает деятельность изнутри. Возможно проследить процесс освоения деятельности, трудности. Возможность получения информации, скрытой для внешнего наблюдения. Возможно освоение только простых профессий, возможно только кратковременное погружение.

Эксперименты:

Естественный – осуществляется в обычных условиях деятельности.

Лабораторный – проводится в условиях лаборатории, где есть спец.техника.

Моделирующий эксперимент – предназначен для выявления ключевых моментов сложной деятельности. Создается упрощенная модель сложной деятельности, выявляются элементы и факторы, определяющие ее успешность.

Метод тестов – предназначен для изучения субъекта деятельности. Выявляет уровень и механизмы психических процессов. Тесты бывают:

1.объективные (конкретные задания, имеющие один правильный ответ) – используемые для выявления IQ…

2. проективные (неопределенные, многозначные ситуации) – предназначенные для выявления проекций своих желаний, установок, качеств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.