Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 6. Семейно-правовые отношения




 

Семья (familia) составляла первичную ячейку римского общества. В Древнем Риме семья строилась на сугубо патриархальных началах и полностью подчинялась власти главы семьи (paterfamilias). Любого члена семьи глава семьи мог подвергнуть любому наказанию, продать в рабство и даже лишить жизни.

Подчинением власти paterfamilias в Риме первоначально определялось родство, получившие наименование агнатского. Родственниками (агнатами) считались все, кто подлежал власти одного и того же paterfamilias, в независимости от наличия или отсутствия между ними кровных уз. Агнатами становились даже чужие лица, попадавшие под власть главы семейства. Так же из числа агнатов исключались собственные дети, перешедшие под власть другого paterfamilias.

По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев на смену агнатскому родству пришло т.н. когнатское, т.е. кровное родство, базирующееся уже на общности происхождения. В когнатском родстве различали линии и степени. Линии бывают двух видов: 1) прямая (связывающая лиц, происходящих одно от другого); 2) боковая (объединяющая лиц, имеющих общего предка – брат с сестрой, дядя с племянником). Прямая линия именуется восходящей или нисходящей в зависимости от того, проводится ли она от потомства к предку или напротив. Необходимо было учитывать и степень родства, исчисляемую количеством рождений, на которое сопоставленные лица отстоят одно от другого. По прямой линии отчет рождений непосредственно между лицами, по боковой – от общего предка. Степени родства имели значение при наследовании и при вступлении в брак, ибо заключения брака между ближайшими родственниками не допускалось.

Брак представлял собой, по Медестину, «союз мужа и жены, объединение всей жизни, общность божественного и человеческого права» (D. 23.2.1). В действительности эта идеалистическая трактовка была далека от реального брака, т.к. его отличительной чертой было полнейшее подчинение жены власти мужа. Лишь постепенно это правило уступает место признанию личной и имущественной самостоятельности жены.

Римское право различало законный римский брак (если брачующиеся обладали ius conubii) – «matrimonimu iuris civilis» и брак между лицами, не имеющими ius conubii – «matrimonimu iuris geutium». От брака отличался конкубинат, т.е. дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины. Дети, рожденные в конкубинате, приобретали статус матери, хотя при известных условиях имели права на получения от отца содержания и на наследование части его имущества. Для мужчины в республиканскую эпоху считалось допустимым наряду с законным браком с одной женщиной состоять в конкубинате с другой. Для женщины, имевшей мужа, сожительство с другим мужчиной, давало право мужу в древнереспубликанский период убить жену.

В доюстинианском праве различали брак cum manu mariti (брак с мужней властью) и брак sine manu – без мужней власти. В браке cum manu mariti правосубъективность жены всецело поглощалась правосубъективностью мужа. Жена находилась на положении дочери и была совершенно бесправна. Бесправие касалось как личного, так и имущественного статуса жены. Муж мог продать жену в рабство, а если она без его ведома покидала дом – истребовать ее по суду от любого лица, в том числе и от ее родителей. Все имущество, причем не только нажитое в браке, но и ранее составлявшее добрачную собственность жены, принадлежало мужу. Причина имущественного бесправия жены заключалась в том, что со вступлением в брак она становилась persona alieni iuris.

Как указывал Гай, "переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею" (Гай, 1.110).

"Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою, сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа..." (Гай, 1.111). Этот способ называется usus.

"Конфареационным образом женщины вступают во власть мужа через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, - почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio" (Гай, 1.112). Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами. Это религиозный акт. Применялся он в среде патрициев.

"Что касается "купли", то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи, в присутствии на менее пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит" (Гай 1.113). Этот способ называется coemptio. Возник он в среде плебеев, впоследствии став общим.

Брак cum manu mariti был характерным для древнейшего периода римской истории. Возникнув позже брака cum manu, брак sine manu в течение 200-300 лет существует параллельно ему. Во 2-й половине республики брак sine manu становится преобладающим, а в эпоху классических юристов - единственным видом брака.

Вступление в такой брак не вело изменение правосубъективности женщины. Если до брака она имела статус persona sui iuris, она его сохраняла и в браке либо продолжала подчиняться отцовской власти. Муж и жена считались юридически равными в личном и имущественном отношениях. Муж не имел право не только на имущество жены, принадлежавшее ей до брака, но и приобретенное в период семейной жизни. Обоим супругам дозволялось заключать между собой любые договоры, а в случае возникновения имущественных споров – предъявлять друг другу иски. Для сохранения этой формы брака, согласно Таблице VI «женщина, не желавшая установления над собой власти мужа [фактом давностного с нею сожительства], должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение [ею]». Это должно было повторяться ежегодно.

Создание гарантий имущественных интересов жены прослеживается в развитии правового режима приданого (dos). Этим термином обозначалось имущество, предоставляемое мужу женой или ее домовладыкой для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В древнереспубликанский период приданое полностью поступало в собственность мужа. В браке sine manu заключалось соглашение, по которому муж принимал на себя обязательство возвратить преданное в случае прекращения брака. В отсутствии такого соглашения претор мог дать жене иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа за необоснованный развод. При Юстиниане такой иск получают не только жена, но и ее наследники, причем по нему приданое возвращалось полностью.

Для заключения брака были необходимы следующие условия:

1) согласие брачующихся или их домовладык, если они находятся под их властью;

2) достижение брачного совершеннолетия. Для юношей – 14 лет, для девушек - 12 лет;

3) отсутствие непрекращенного брака;

4) наличие ius conubii;

5) отсутствие близкого родства между брачующимися (между родственниками по прямой линии и между боковыми в первой степени родства – брат с сестрой, тетя и племянник).

В разные исторические периоды законами вводились различные ограничения для заключения некоторыми лицами законного брака.

Так, до Закона Канулея 445 г. до н.э. были запрещены браки между патрициями и плебеями. До Закона Августа 18 г. до н.э. был запрет на браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными.

Запрещались браки между сенаторами и либертинами, сенаторами и актрисами; между опекуном и подопечной; между правителем провинции и жительницей этой провинции; между лицами, из которых хотя бы одно дало обет целомудрия.

Браки, заключенные в нарушение установленных запретов, подлежали аннулированию. Никаких правовых последствий такие браки не влекли.

Брачный союз прекращался: а) смертью одного из супругов; б) утратой свободы одним из супругов; г) разводом.

Свобода развода существовала в римском праве на всем протяжении его истории.

Расторжение брака cum manu было возможно только по инициативе мужа (в случаях измены, пьянства, бесплодия жены) в форме, обратной той, в которой он заключался: confarreatio - в форме обряда diffareatio; coеmptio - в форме remansipatio.

Расторжение брака sine manu допускалось по соглашению сторон и по одностороннему волеизъявлению любого из супругов.

Никакой особой формы не существовало, но по законодательству Августа расторжение брака должно было быть объявлено в присутствии семи свидетелей в виде вручения разводного письма.

Со временем причины расторжения брака стали влиять на его последствия, что выразилось в имущественных потерях.

В постклассическом праве вводятся правила развода. Известны два вида развода: с неблагоприятными последствиями и без таковых. Первый вид делился на беспричинное одностороннее расторжение и расторжение по вине другого супруга (измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь супруга, сводничество, аморальный образ жизни). Второй вид делился на развод по взаимному согласию и развод по воле одного супруга при наличии оправдательных причин. Такими причинами были обет целомудрия, уход в монастырь, неспособность иметь детей.

Виновный в разводе утрачивал приданое, его могли подвергнуть ссылке, заключению в монастырь, ему могли запретить вступать в новый брак.

При одностороннем разводе на супруга, давшего развод, налагались тяжелые штрафы. Такие же последствия были установлены для супруга, вина которого послужила причиной одностороннего развода.

Вступление во второй брак в постклассический период требовало соблюдения некоторых правил: вдова могла повторно выйти замуж не ранее 10 месяцев, а впоследствии - 12 месяцев. В случае нарушения этого правила она подвергалась штрафу и ограничивалась в наследовании. Также были введены ограничения с целью ограждения интересов детей от первого брака.

В римской семье самостоятельным лицом был только отец. Сыновья и дочери были лицами чужого права. Отцовская власть возникает с рождением ребенка от родителей, состоящих в законном браке, а так же путем узаконения или усыновления.

Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное.

Отцовская власть так же могла устанавливаться путем узаконения детей. Узаконение есть признание законными детей данных родителей, рожденных ими в не законного брака.

В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лицами, рожденным от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонними людьми. Усыновление различалось двух видов: 1) arrogation – усыновление лица, не находящегося под отцовской властью (persona iuris); 2) adoption – усыновление лиц, находящегося под отцовской властью. Для усыновления были необходимы следующие условия: 1) быть мужчиной (женщины – в редком исключении); 2) усыновитель должен быть persona sui iuris; 3) усыновитель должен быть старше усыновленного не меньше чем на 18 лет.

Имущественное положение подвластного сына определялось властью отца – подвластный не может иметь ничего своего. Все, что он приобретает автоматически, попадает в имущество отца. В то же время обязанными по сделкам подвластного признавался он сам. В случае правонарушения подвластного отцу принадлежало право или уплатить потерпевшему сумму ущерба, или выдать подвластного в кабалу на срок, необходимый для отработки сумы причиненного ущерба.

В древнейший период власть отца над детьми была абсолютной, безграничной. Ей подлежали дети независимо от своего возраста, общественной должности и вида брака родителей. Абсолютное право отцовской власти распространялось как на личность детей, так и на приобретаемое ими имущество.

В личном отношении paterfamilias обладал правом жизни и смерти, ограниченным лишь мнением родственников; правом выбрасывать новорожденного ребенка, ограниченным согласием ближайших соседей; правом продажи в рабство на чужой территории, правом манципации (кабала) внутри государства.

Постепенно абсолютный характер власти ослабевает: в области личных отношений права paterfamilias ограничиваются, а в области имущественных подвластные дети становятся более независимыми в связи с признанием за ними некоторой правоспособности и дееспособности. Положение подвластных детей меняется с конца республики. Сначала было запрещено право выбрасывать новорожденных детей, затем право продажи детей (остаются случаи крайней нужды и только новорожденных). Согласно Законам XII Таблиц, право продажи сыновей в кабалу ограничивалось троекратной продажей, после чего сыновья освобождались от отцовской власти.

Убийство детей стало резко ограничиваться, за него стали карать, а император Константин исключил это право. Император Траян издает указ, согласно которому в случае злоупотребления отцом своими правами сын мог быть освобожден от отцовской власти.

С развитием торговли и оживлением хозяйственных связей в отношении подвластного развивается такой же институт, как и рабский пекулий.

Пекулий – имущество, предоставляемое подвластному только в управление и пользование, собственником пекулия остается домовладыка. Третьи лица, вступившие в сделки с подвластными, имели возможность рассчитывать на судебную защиту своих прав в виде определенных исков. Пекулий значительно расширил имущественную самостоятельность подвластных и сделал их настоящими участниками гражданского оборота.

В начале принципата появляется так называемый военный пекулий. Это имущество приобретенное подвластным на военной службе. Военный пекулий состоял не только в управлении, но и принадлежал подвластному на права собственности. С IV в.н.э. положение военного пекулия было распространено на приобретение подвластного сына, сделанное на государственной и придворной службе.

Отцовская власть прекращалась: 1) смертью домовладыки; 2) смертью подвластного; 3) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; 4) лишением домовладыки прав отцовской власти; 5) приобретение подвластным некоторых почетных званий; 6) эманципацией, т.е. освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. Эманципация могла быть отменена в веду неблагодарности эманципированного в отношении прежнего домовладыки.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.