Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. В соответствии с «Гражданским кодексом Российской федерации» проверка качества объектов гражданских прав

В соответствии с «Гражданским кодексом Российской федерации» проверка качества объектов гражданских прав, к которым относятся продукция, услуги и работы (ст. 128), может быть предусмотрена законами, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором купли-продажи (ст. 474).

Особое место среди процедур проверки и подтверждения соответствия занимает сертификация, которая отличается от остальных проверок, прежде всего тем, что проводится организацией (третьей стороной), независимой от производителей (первая сторона) и потребителей (вторая сторона). Такими организациями являются органы по сертификации укомплектованные специально подготовленным персоналом, обладающие необходимой материальной и методической базой для проведения работ. Все это создаёт предпосылки высокой достоверности результатов проверок.

Проведение сертификации обусловлено возросшими требованиями потребителей к качеству продукции. Используется она с двоякой целью:

во-первых, для защиты человека и окружающей среды от потенциально опасной продукции путем предотвращения попадания её на рынок;

во-вторых, для повышения уверенности потребителя в качестве приобретаемого товара.

За рубежом в последние 30-40 лет сертификация получила широкое распространение и стала одним из механизмов гарантии качества. В нашей стране создание систем сертификации началось в 1984г. Тогда были разработаны первые методические документы,

аккредитованы первые испытательные лаборатории, начата сертификация автотранспортных средств, электробытовых и электронных приборов в рамках международных систем сертификации. К настоящему времени значительно возросло количество систем обязательной и добровольной сертификации внутри страны. Расширились международные связи России по деятельности в области сертификации. Россия в лице Госстандарта участвует в международных организациях:

Система сертификации электрооборудования (МЭК СЭ);

Система сертификации изделий электронной техники (МСС ИЭТ);

Система сертификации электротехнических изделий (МЭК СБ);

Система сертификации легковых, грузовых автомобилей, автобусов и других транспортных средств (ЕЭК ООН);

Система сертификации ручного огнестрельного оружия и патронов (Брюссельская конвенция);

Международная система сертификации метрологического оборудования и приборов;

Система стандартизации, метрологии и сертификации в рамках СНГ – Евразийский межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации.

Российской Федерацией заключены двусторонние соглашения по сотрудничеству и взаимному признанию результатов работ по сертификации с национальными органами по сертификации стран СНГ, а также Австрии, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Германии, Израиля, Китая, Кубы, Республики Корея, Монголии, Польши, Словакии, Финляндии, Чехии.

Такое быстрое развитие этого направления вызвано:

с одной стороны, следствием объективной необходимости, выражающейся в повышении роли качества и ответственности за него во внутренней и международной торговле;

с другой стороны, значительным научным и практическим заделом в различных аспектах деятельности по стандартизации, метрологии и управлению качеством.

В данной разработке представлены материала, раскрывающие в сжатой форме понятие «качество», теоретические и организационные аспекты сертификации, а также основные принципы действующей в нашей стране системы сертификации и методы их реализации.

 

0. Понятие «качество»

Управление качеством — настоятельное требование времени, так как эти знания жизненно необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие острой конкуренции между производителями товаров и услуг.

Качественный подход к стратегии предприятия должен основываться на том, что качество является одновременно и самым эффективным средством удовлетворения потребностей, и средством снижения издержек.

Что мы понимаем под качеством?

Качество — понятие субъективное. Существует множество трактовок и терминологических подходов к его определению. В быту понятие «качество» часто используется для обозначения соответствия продукции или услуг определенным требованиям. В современном менеджменте в понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителя — текущие и перспективные. При этом нужно понимать, что одно из наиболее распространенных определений качества как «удовлетворение потребностей покупателя» не ограничивается функциональными характеристиками продукта или услуги.

Потребность в обладании некими символами статуса является причиной покупок некоторых марок машин, определенных кредитных карт и т. д. Требования к качеству являются наиболее важным фактором при оценке любого продукта или услуги.

Как определяется понятие «качество» в концептуальной трактовке?

Российская Академия проблем качества сформулировала концептуальное определение качества, в соответствии с которым качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая формулировка четко определяет значимость деятельности по совершенствованию качества, но является слишком емкой и не дает представления о сути самого понятия «качество».

А какие еще определения качества существуют?

В среде специалистов по проблемам качества существует большое число определений этой категории. Еще в 1968 г. было выявлено более 100 различных трактовок, и с тех пор их число не уменьшилось. Это разнообразие в первую очередь связано с многоаспектностью категории качества. Так, например, качество:

в философском смысле, представляет собой «непосредственную характеристику непосредственного бытия»;

в политэкономическом — «результат взаимодействия потребительной стоимости и стоимости».

Один из патриархов теории управления качеством, Ф.Кроссби, определил качество как «соответствие требованиям», а его коллега Дж. Дуран — как «соответствие назначению». Дж. Харрингтон определяет качество как «удовлетворение или превышение требований потребителя по приемлемой для него цене».

Большинство трактовок было обобщено Международной организацией по стандартизации (ISO), определяющей качество, как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».

Как можно проиллюстрировать понятие «качество» на практике?

Если Вы поинтересуетесь мнением окружающих о качестве товара, который Вы приобрели, Вы убедитесь в различии Вашей оценки и оценки окружающих.

Допустим, Вы купили костюм. Вы приобрели его, потому что он Вам был необходим. Помимо этого его параметры (размер, фасон, цвет, материал и т.п.) соответствовали Вашим пожеланиям или, как в дальнейшем мы будем называть, — Вашим ожиданиям. Кроме того, цена и способы приобретения костюма соответствовали Вашим возможностям. Среди опрошенных могут быть люди, которые вообще не заинтересовались бы этим костюмом, потому что он им просто не нужен. Другие приобрели бы подобный костюм, но при наличии других параметров, соответствующих их ожиданиям. Таким образом, каждый опрошенный отвечал бы на вопрос в зависимости от ожидаемой им ценности (необходимости иметь подобную вещь и соответствии ее параметров его ожиданиям) и стоимости данного товара.

Из приведенного примера станет понятным распространенное на практике определение качества: «качество продукта представляет собой его свойство (способность) удовлетворить потребности и ожидания конкретного потребителя по такой цене, которую он может себе позволить, и тогда, когда он нуждается в Вашем изделии или Вашей услуге».

Что такое «составляющие качества»?

Качество зависит от степени удовлетворения совокупности потребностей. Совокупность состоит из ряда элементов. Эти элементы называются составляющими качества.

Основными составляющими качества, на которые производитель должен обращать внимание являются:

· Определение потребностей рынка (качество выбора Вашего потребителя);

· Качество проектирования продукта;

· Качество процесса производства;

· Соответствие качества конечной продукции проекту;

· Качество послепродажного обслуживания.

Вложение средств в обеспечение перечисленных составляющих качества, гарантирующих получение продукта с ожидаемой потребителем ценностью, рассматривается в стратегии управления качеством как один из видов инвестиций. Причем эти инвестиции, по единодушному мнению руководителей компаний, внедряющих в свою деятельность элементы управления качеством, в настоящее время являются наиболее выгодными.

Какие еще факторы необходимо учитывать для лучшего понимания проблем качества руководством компании?

Помимо вышеперечисленных составляющих качества для правильного понимания проблем качества необходимо учитывать следующие положения:

· качество должно быть ориентировано на потребителя;

· обеспечение качества — не только техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру компании;

· вопросы качества актуальны не только в рамках производственного процесса, но и в сфере разработки продукции, маркетинга, послепродажного обслуживания и т.п.;

· повышение качества продукции неразрывно связано с обновлением технологии;

· общее повышение качества достигается только с помощью экономически заинтересованного участия всех, кто задействован в создании продукции или услуги.

Как можно измерить качество?

Способность изделия удовлетворять потребности потребителей можно назвать характеристиками качества. Характеристики могут быть различными. Они могут выражать конкретные и абстрактные желания и потребности. Например: размер салона автомобиля и комфортабельность салона. Комфорт для каждого представляет индивидуальную ценность, поэтому представления каждого о комфортабельности будет сильно отличаться. Характеристики или свойства качества, в свою очередь, можно разделить на количественные и качественные. Количественным измерением свойств занимается квалиметрия, качественные же характеристики — это продукт взаимного сотрудничества производителя товаров или услуг и потребителя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятием res corporales можно обозначить | Объекты качества и требования к ним
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.