Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические взаимоотношения между участниками сертификации




При рассмотрении взаимоотношений между участниками сертификации, необходимо иметь в виду, что сертификация – это, прежде всего инструмент рыночной экономики. В условиях рыночных отношений, когда и изготовитель (продавец), и приобретатель (потребитель) преследуют собственный интерес, их обращение к сертификации диктуется, прежде всего, экономическими причинами.

Наличие юридически и экономически независимых изготовителя (продавца) и приобретателя (потребителя) делает возможным появление третьей стороны, не зависимой от первых двух. Третья сторона берет на себя посреднические функции по оценке качества продукции. Профессионально посреднические функции выполняют органы по сертификации, объединенные системой сертификации. Для обеспечения развития системы и ее эффективного функционирования система сертификации должна получать от этого определенный доход.

 

Показательна организация взаимоотношений по сертификации в странах, экономика которых уже длительное время является рыночной. Подавляющее большинство таких стран располагают национальными системами аккредитации и сертификации: Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Турция и др.

Основной объем работ по сертификации в условиях сложившейся рыночной экономики за рубежом падает на долю добровольной сертификации. Если весь объем работ по сертификации принять за 100%, то добровольная сертификация там занимает не менее 80%.

Мотивами, которыми руководствуется изготовитель (продавец), обращаясь к добровольной сертификации, являются, в частности, следующие. При насыщенном рынке основным средством достижения результата в конкурентной борьбе оказывается не столько цена товара, сколько его качество. Для фирм, продукция которых уже завоевала доверие потребителей, в Европейском союзе существует форма подтверждения соответствия по так называемому модулю Е (заявление о соответствии нормативам ЕС), на основании которого изготовитель письменно оформляет заявление о соответствии (декларацию). Для фирм, которые только выходят на рынок со своей продукцией, предусмотрены формы подтверждения соответствия с участием третьей стороны – органов по сертификации.

Известны случаи, когда в результате сертификации продукции в известной системе сертификации у изготовителя появлялась возможность увеличить цену этой продукции в несколько раз. Кроме того, сертификация продукции в таких системах дает возможность расширить рынок сбыта и завоевать более прочные позиции на уже освоенном рынке. Таким образом, в условиях рыночной экономики изготовитель (продавец) имеет прямой экономический интерес в проведении добровольной сертификации.

Необходимо отметить, что в странах с рыночной экономикой довольно большой объем работ по сертификации продукции проводится и в рамках обязательной сертификации. Наличие во многих странах (Франции, Испании, Португалии, Финляндии, ФРГ, Бельгии, США и др.) нормативных актов, регулирующих отношения по защите прав потребителей, вызывает необходимость проведения сертификации в законодательно регулируемой сфере. Как правило, такая сертификация проводится под эгидой государства и за счет государственного бюджета или при финансовой поддержке государства.

Интерес потребителя в проведении сертификации заключается в том, что он получает продукцию необходимого качества. В случае, если продукция, прошедшая сертификацию, не соответствует установленным требованиям, претензии могут быть предъявлены не только к изготовителю, но и к органу по сертификации, выдавшему сертификат.

В России, которая находится в процессе становления рыночных отношений, экономические условия иные. Поэтому основной объем работ по сертификации падает на обязательную сертификацию, которая была введена законодательно. В Законе РФ «О защите прав потребителей» статья 5 «Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)» гласит, что реализация товаров без сертификата, подтверждающего их соответствие обязательным требованиям, запрещается. Таким образом, заявитель вынужден обращаться в органы по сертификации Системы ГОСТ Р для получения сертификата соответствия, являющегося основанием для беспрепятственной реализации товара.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.