Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Есть мнение. Объект и предмет социологии




Объект и предмет социологии

Система наук и их методов по О. Конту

Уточнение

Социология как позитивная наука о человеческом обществе является самым сложным ответвлением в иерархии позитивных наук и поэтому должна опираться на все позитивные науки. Чтобы заниматься социологией, нужно усвоить все эти науки.

Наука Метод
Абстрактные (математика) Конкретные (геометрия, механика) Астрономия Физика Химия   Биология   Социология Логика Наблюдение Наблюдение Наблюдение + эксперимент Наблюдение + эксперимент + классификация Наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение Наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение + исторический метод

 

Позитивное знание в истолковании основателя социологии – это:

• реальное в противовес химерическому;

• полезное в противовес негодному;

• достоверное в противовес сомнительному;

• точное в противовес смутному;

• организующее в противовес разрушительному.

Таким образом, возникновение социологии как наиболее общей науки о человеческом обществе стало возможным благодаря, с одной стороны, социальной практике эпохи буржуазной и промышленной революций и, с другой стороны, наличию накопленных в рамках науки Нового времени знаний об окружающем мире.

 

 

Чтобы иметь представление о том, что такое собственно социология, необходимо очертить ее пространственные и временные границы, определить, каковы критерии, благодаря которым мы определяем некое знание как социологическое.?

В современной социологической науке не существует единства взглядов относительно ее области исследования. Можно выделить три точки зрения на данную проблему. Первая точка зрения, которая не является популярной, определяет социологию предельно широко – как совокупность всех общественных наук, изучающих мир социальных явлений, спецификой которой является то, что это изучение осуществляется с помощью приемов и методов социологического анализа (опроса, эксперимента, наблюдения и т.д.).

Вторая точка зрения, напротив, рассматривает социологию узко – как науку о социальных процессах, существующих наряду с экономическими, политическими, духовными и не изучаемых другими науками. Термин «социальное» понимается как определенный вид бытия групп, слоев, общностей. Социальная жизнь интерпретируется как одна из сфер общественной жизни, содержанием которой является процессы организации, взаимодействия и взаимовлияния человеческих групп и общностей.

Преобладающей является третья точка зрения, согласно которой социология изучает не отдельную сферу жизни общества, а целостность общественной жизни в системном единстве всех ее компонентов. Системный анализ предполагает изучение общества в трех взаимосвязанных аспектах: структурном, функциональном и динамическом.

 

Традиционно принято выделять четыре критерия социологического знания: онтологический, теоретико-познавательный, этический и институционально-организационный.

Выяснить, каковы онтологические критерии какой-либо науки, – значит определить, каков специфический объект этой науки. Каждая наука с самого своего возникновения так или иначе обозначает ту сферу реальности, которую она берется изучать. Следовательно, объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследования, то, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности может быть объектом исследования самых различных наук (физики, биологии, экономики и др.). Когда речь идет об объекте исследования данной конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (общество, культура, человек и т.д.) исследуется не целиком, а лишь с той ее стороны, которая определяется спецификой данной науки. Другие стороны конкретной части объективной реальности в этом случае рассматриваются как второстепенные или как условие существования данного объекта (например, социальный контекст экономики). Следовательно, объект есть определенная часть или совокупность элементов объективной реальности, обладающая определенным или специфическим свойством.

Онтологические критерии социологического знания заключаются в том, что оно является знанием об обществе, социальных взаимодействиях, об их разнообразных проявлениях и воплощениях. То есть объект социологииобщество. Однако общество выступает в качестве объекта всех общественных и гуманитарных наук. Поэтому следует определить специфику общества как объекта социологии.

1) Общество рассматривается как целостная система элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Это означает, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое, интегральное, системное качество, не сводимое к характеристике отдельных людей или их суммы. Системное качество - это особое качественное состояние, некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична и которой нет ни у одного из включенных в общество элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств общество как социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

2) Общество рассматривается как объективная социальная реальность. Это означает, что в основе развития общества лежат социальные законы как существующие независимо от сознания и воли людей объективные правила, которые регулируют поведение людей в отношении друг друга. Основу этих законов образуют исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих потребностей в улучшении условий существования, в безопасности и признании со стороны других, в самовыражении и т.д.

3) Общество рассматривается как специфическая социальная реальность, занимающая особое место в системе мироздания. В этом смысле общество есть результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. В то же время известно, что социальные законы не создаются сознательно членами общества. Постоянно сталкиваясь в жизни с социальными законами, люди либо подчиняются их действию, либо стараются их избежать, либо приспосабливают свое поведение к ним, либо протестуют против них. Это означает, что социальные законы реализуются конкретными людьми и в конкретных условиях. Именно поэтому они и проявляются как законы-тенденции.

Однако для отнесения каких-либо знаний к социологическим недостаточно только онтологических признаков, поскольку одна и та же сфера объективной реальности может быть объектом исследования многих наук. Например, труд, образование, семья и другое являются объектами исследования и экономики, и социологии, и психологии, и демографии. Отличие различных наук друг от друга в том и состоит, что даже в одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта.

Главное значение имеют эпистемологические или теоретико-познавательные критерии определения социологического знания. Не всякое знание об обществе можно считать социологическим. Для того чтобы представления об обществе могли считаться социологическими, необходимо определить предмет социологии, поскольку каждая наука отличается от другой прежде всего своим предметом. Если объект – часть объективной реальности, то предмет – это идеализированные объекты, которые являются результатом специальной обработки реальности. Они не совпадают с реальными объектами: они «вырезаются» из общего нерасчлененного потока реальности на основе определенных критериев и фиксируют в ней наиболее существенные в данном отношении свойства. Предмет является продуктом таких мыслительных процедур, как абстрагирование, обобщение, сравнение, классификация и т.д. Следовательно, предмет науки – это такой результат теоретической деятельности, который позволяет исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки.!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.