Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы становления и развития системы экологического аудита в России и за рубежом




Понятие, содержание, сущность и задачи экологического аудирования

Этапы становления и развития системы экологического аудита в России и за рубежом

Лекция №8. Теоретические основы формирования и развития экологического аудита

Лекция №7. Анализ системы управления охраны окружающей среды со стороны руководства

 

Особое значение для поддержания эффективности и постоянного улучшения системы экологического менеджмента имеют контроль, оценка и анализ этой системы со стороны руководства организации.

Согласно требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 высшее руководство организации должно анализировать систему управления охранойокружающей среды через установленные им промежутки времени с тем, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и эффективность. Процесс анализа со стороны руководства должен обеспечивать сбор информации, необходимой руководству для проведения оценки системы. Конечной целью анализа системы экологического менеджмента является реализация концепции постоянного улучшения.

В процессе постоянного улучшения следует:

- идентифицировать области, где возможно улучшение системы управления окружающей средой, которое ведет к повышению экологической эффективности;

- установить коренную причину или причины несоответствий или недостатков;

- разработать и внедрить план(ы) корректирующих и предупреждающих действий, касающихся коренной причины;

- проверить эффективность корректирующих и предупреждающих действий;

- документально оформить любые изменения в процедурах, являющиеся результатом процесса улучшения;

- провести сравнения с целевыми и плановыми экологическими показателями.

Анализ системы управления окружающей средой в соответствии с руководящими указаниями стандарта ГОСТ Р ИСО 14004-98 должен включать в себя:

- рассмотрение целевых и плановых экологических показателей и экологической эффективности;

- оценку ее эффективности;

- оценку пригодности экологической политики и необходимости изменений в ней в свете:

* изменений в законодательстве;

* изменений в ожиданиях и требованиях заинтересованных сторон;

* изменений в продукции или в деятельности организации;

* уроков, извлеченных из экологических аварийных ситуаций;

* предпочтений рынка;

* отчетов и сообщений.

Результатом анализа системы со стороны руководства может быть изменение экологической политики, целевых и плановых экологических показателей организации как следствие изменившихся обстоятельств и обязательств по постоянному улучшению системы управления охраной окружающей среды.

 

 

 

Руководителям предприятий законодательством вменена обязанность выполнять требования не только по обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды от негативного воздействия деятельности предприятия, но и по обеспечению защищенности предприятия от негативного воздействия загрязненных природных объектов и от нехватки природных ресурсов (по обеспечению его экобезопасности), по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Инвестиционная привлекательность и реальная стоимость предприятий начинают определяться не только стоимостью их основных средств, экономическими показателями их хозяйственной деятельности, но и в значительной мере их «экологичностью», соответствием деятельности предприятия нормам, правилам, стандартам, инструкциям и положениям, введенными компетентными органами власти.

Конкурентоспособность товаров промышленного назначения и потребительских товаров на национальном и мировом рынках стала определяться «экологическими параметрами» технологий производства, выпускаемых товаров, затратами на охрану окружающей среды, прямо влияющими на уровень общих издержек производства.

Возникает необходимость независимого объективного засвидетельствования соответствия деятельности предприятия по сбережению и рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, обеспечению его защищенности от угроз со стороны загрязненных природных объектов и от угроз, связанных с нехваткой природных ресурсов (сырья, материалов), а также достоверности его документации, отражающей результаты этой деятельности.

Одним из организационно-правовых механизмов, позволяющих осуществлять требуемое засвидетельствование (оценку) деятельности предприятия, является экологический аудит.

Развитие и распространение процедур экологического аудита за рубежом обусловлено главным образом ужесточением экологического законодательства, унификацией требований и стандартов в области торговли, выработкой общей кредитной и финансовой политики в связи с созданием единого экономического и экологического пространства. Невыполнение указанных требований может явиться причиной значительных финансовых и других потерь.

Экологический аудит, изначально введенный в экономически развитых государствах в 70-е годы как средство защиты интересов предпринимательских структур, направлен на снижение уровня риска для окружающей среды и здоровья людей, а также на содействие в регулировании мер в областиохраны окружающей среды.

С середины 80-х годов Международная торговая палата рассматривает экологический аудит в качестве метода внутреннего административногоуправления, средства усиления контроля за производственной практикой, оценки соответствия стратегий деятельности компаний нормам экологического права.

К началу 90-х годов многие коммерческие банки стали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков и банкротства в связи с их деятельностью, связанной с воздействием на окружающую среду.

Система экологического аудирования в РФ активно формировалась в рамках мероприятий проводимых Госкомэкологией России как специально уполномоченного органа Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Основополагающим документом, регулирующим это направление деятельности, являлся приказ Госкомэкологии России от 30.03.98 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России».

В основу системы экологического аудирования были положены следующие основные принципы:

• предотвращение, снижение и, насколько это возможно, устранение загрязнения окружающей среды в регионе, в особенности в местах возникновения, и обеспечение эффективного управления природными ресурсами и объектами;

• принимается во внимание, что юридические лица, занимающиеся хозяйственной деятельностью и, в особенности, предприятия в промышленном секторе, сталкиваются со все возрастающими и комплексными задачами и ответственностью, связанными с оценкой, управлением, предупреждением и снижением воздействий на окружающую среду от их деятельности;

• принимается во внимание, что эти задачи и ответственность требуют от предприятий создания эффективных систем управления охраной окружающей среды;

• учитывается, что использование техники аудирования окружающей среды особенно важно для систематической, регулярной и объективной оценки характеристик окружающей среды, воздействий на окружающую среду от хозяйственной деятельности и природопользования, и способствует их улучшению;

• принимается во внимание, что общественность высказывает все растущий интерес к информации о характеристиках окружающей среды, связанных с хозяйственной деятельностью различных юридических лиц;

• определяется, что аудирование окружающей среды в пределах соответствующей структуры может обеспечивать как эффективный инструмент для улучшения характеристик окружающей среды, связанных с деятельностью предприятия, так и надежное обоснование для политики предприятия в области охраны окружающей среды в части информирования и сотрудничества с общественностью;

• принимается во внимание, что введение гибкой схемы экологического аудирования для оценки и улучшения характеристик окружающей среды от отдельных видов хозяйственной деятельности будет стимулировать дальнейшее развитие в таких областях как стандартизация и сертификация систем управления охраной окружающей среды предприятий.

Система обеспечивает выполнение следующих функций:

• экологическое аудирование выбранных объектов;

• подготовку и аттестацию экоаудиторов и экспертов системы;

• аккредитацию организаций по экологическому аудированию;

• повышение квалификации специалистов в области экологического аудирования;

• обеспечение информационных и консультационно-методических услуг, необходимых для функционирования системы;

• ведение Реестра системы.

Прочную правовую основу деятельности по экологическому аудиту в Российской Федерации установил Госстандарт России издав в 1998 году пять основополагающих стандартов ИСО серии14000.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.