КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Согласованный интерес как выражение сущности права
Сущность права традиционно связывается с категорией воли. Сущностью права с этой точки зрения признается выраженная в нем воля. Если учесть, что в общей психологии «воля есть сознательная целеустремленность, активность человека, проявляющаяся в действиях» (См.: Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 318), то такой подход следует признать методологически безупречным. ((В философско-юридической литературе воля понимается как детерминированное и мотивированное желание достижения поставленной цели; воля есть процесс психического регулирования поведения субъектов (см.: Ойгензихт В.А. Воля и волеизъявление (очерки теории, философии и психологии права). Душанбе, 1983. С. 24). Право таким образом увязывается со свободой человека, его действиями и поступками, непосредственно реализует (выражает) интересы и потребности людей. При анализе этого положения (признания сущностью права выраженной в нем воли) наблюдаются значительные расхождения между правовыми учениями прошлого и современными теориями. Так, Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Для марксизма характерно понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса. В современной западной юридической литературе достаточно распространенной является мысль о том, что «право есть свободное выражение воли индивидов». Менее заметным для правоведов, а между тем весьма примечательным по своему значению является высказанное уже в работах Ж.Ж. Руссо суждение о том, что право заключает в себе общую волю. Категория «общая воля», следовательно, может быть признана первоосновой права, его сущностью. Такой подход позволяет связать право с приоритетами и ценностями человеческой личности, свободой ее поступков и действий, интересами и потребностями. При этом понятие общей воли в праве не заслоняет собой частного интереса и не нивелирует индивидуальную волю. В новейшей зарубежной политологической литературе идее общего интереса предложен «заменитель». Американские профессора Колумбийского университета политолог Джин Л. Коэн и социолог Эндрю Арато считают, что представление об «общем интересе» должно уступить место или, во всяком случае, приоритет идее «общей идентичности». Авторы аргументируют свою позицию тем, что в обществах, характеризующихся плюрализмом целостных систем, образов жизни и индивидуальных идентичностей, дискурсивная этика представляет способ раскрытия или укрепления того общего, если оно вообще существует, которое имеем между собой мы, люди, вступающие в контакт друг с другом и затрагиваемые одними и теми же политическими решениями и законами. Через дискурс мы подтверждаем и частично определяем по-новому, кто мы такие и по каким правилам мы хотим жить вместе, отвлекаясь от наших личных или особенных идентичностей и различий, т.е. устанавливаем нашу коллективную идентичность как членов единого гражданского общества. При таком толковании обнаружение в дискурсе поддающихся обобщению интересов подразумевает нечто этому предшествующее, а именно, что, несмотря на наши различия, мы обнаружили, подтвердили или создали нечто общее, что соответствует единой социальной идентичности. Публичная дискуссия дает нам возможность увидеть, что в конечном счете у нас действительно есть нечто общее, что мы — это мы, что мы готовы признавать наличие определенных общих принципов, составляющих нашу коллективную идентичность, и соглашаться им следовать. Эти принципы становятся параметрами содержания легитимных правовых норм и фундаментом социальной солидарности. Таким образом, коллективная идентичность сообщества может обеспечить, когда речь идет о содержании норм, минимальный критерий легитимности норм в негативном смысле, как того, что не может быть нарушено (См.: Коэн Дж.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория: Пер. с англ. / Общ. ред. И.И. Мюрберг. М.: Весь мир, 2003. С. 479). Отдавая должное идее коллективной (или общей) идентичности, позволяющей учесть (в проектируемых нормах права) общее в особенном и особенное в общем, замечу все же, что категория общего интереса не опровергает общую идентичность, которая, как представляется, лежит в основании общего интереса (с оговоркой о тождестве общего и согласованного интереса). Это не противоречит позиции цитируемых авторов. «Подлинно общие интересы в современном обществе, — отмечают Джин Л. Коэн и Эндрю Арато, — основаны на такой коллективной идентичности, которая сама коренится в традициях, ставших саморефлексивными и самокритичными» (Коэн Дж.Л., Арато Э. Указ. соч. С. 484). Напротив, разграничивая частные или специфические интересы, право тем самым способно сконцентрировать в себе общую волю или общий интерес. Надо лишь уточнить, что общая воля не есть механическое сложение индивидуальных воль. Общая воля есть результат их (индивидуальных воль) согласования, сочетания, результат достигнутого общественного компромисса (баланса) различных специфических интересов. Итак, сущностью права можно признать обусловленную материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности людей, характером взаимоотношения классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общую волю как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженную в законе либо иным способом признаваемую государством, и выступающую вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Однако следует учитывать, что за общей волей всегда стоит общий {согласованный) интерес, который как раз-то и выступает первоосновой права. Значит, право, воплощенное в законе, не есть результат нормотворчества или усилий исключительно законодателя, а представляет собой сложный, в определенной части корректируемый процесс интегрирования множества специфических по содержанию, направленности, носителям интересов в консолидированный, или согласованный интерес, который, будучи признанным государственной властью и закрепленным в законе, приобретает качество всеобщего и таким образом выражает общую (согласованную) волю. В этот процесс вовлечены разные социальные силы: при этом, конечно, законодателю отводится существенная роль (хотя, как точно заметил К. Маркс, его роль при этом подобна естествоиспытателю: он ничего не выдумывает и не изобретает, формулирует в законе то, что реально сложилось в общественной жизни). В аспекте концепции права как нормативно выраженного согласованного интереса должна формироваться современная парадигма законотворчества. Ее основа, исходный и основополагающий пункт — положение о том, что признанными правом (всеобщими) становятся лишь те интересы, которые объективно, обладая свойствами общего интереса, посредством механизмов согласования получают выражение в праве. Из этого вытекает второе, не менее важное требование: формирование законодательной конструкции общего, или согласованного, интереса возможно при условии прямого либо опосредованного соучастия в законодательной деятельности носителей согласуемых интересов (через институты референдумов, общественного мнения, всенародные обсуждения законопроектов, их независимую социальную экспертизу, а равно через формирование политических партий, способных не имитировать, а реально выступать ретрансляторами социальных ожиданий разных групп людей в отвечающие этим ожиданиям законодательные решения). Подробнее об этом - см.: Иванец Г.И. Право как нормативное выражение согласованных интересов: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 2001.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |