Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение внимания




Нарушения внимания, как и другие ВПФ, обусловлены пора-ением обеспечивающих его структур мозга. На непроизвольом уровне к ним относятся продолговатый и средний мозг, энцефальные и лимбические структуры Основная симптома­тика, возникающая при поражении продолговатого и среднего мозга, следующая:

• Непроизвольное угасание ориентировочного рефлекса

• Неугасание ориентировочного рефлекса на регулярно предъявляемый стимул

• Нарушение избирательности («выхватывание» из окру­жающей обстановки не значимых в данной ситуации объектов и явлений, а любых, случайно попадающих в поле восприятия)

Произвольное внимание нарушается при поражении преиму­щественно лимбико-ретикулярной формации мозга. Это проявляется в:

• трудностях произвольной концентрации внимания на чем-либо;

• флуктуации (нестойкости, изменчивости) внимания

Поражение лобных и заднелобных отделов коры обоих полу­шарий, а также лобно-глубинных связей характеризуется, как уже отмечалось, тем, что возникает расторможение ориентиро­вочных реакций («полевое поведение»), когда внимание кратко­срочно останавливается на случайном объекте, попавшем в поле восприятия, и тут же переходит на другой, находящийся побли­зости. При этом появляется возможность компенсации через повышение мотивации к деятельности

Модально-специфические нарушения внимания возникают редко и состоят в игнорировании ряда стимулов одной модаль­ности. При этом каждый стимул, предъявленный по отдельнос­ти, воспринимается правильно. Такая неполноценность модаль­но-специфического внимания обусловлена поражением перед­ней и задней коры правого полушария мозга

К настоящему времени выяснено, что при поражении «глу­бинных» височных зон отмечается нестойкость слуховых впечат­лений, потеря нити высказывания (соскальзывание на побочные ассоциации, практически не имеющие отношения к сюжету повествования темы). Поражение медиальных отделов виска вы­зывает также особую форму афазии, проявляющуюся в грубых нарушениях речевого внимания, соскальзывании на побочные звуковые и смысловые ассоциации.

А.Р. Лурия приводит в пример монологическое высказывание больного с медио-базальным поражением левой височной доли

На просьбу рассказать о Севере он ответил «Север... белые медведи. Все».

В целом нарушения внимания проявляются также и в особом клиническом феномене, который получил название изменений нейродинамики. Они состоят в нарушении нормативных параметров протекания психических процессов. Замедляется их скорость, появляются инертность, персевераторность, истощаемость, ослабление памяти, вязкость и прочее.

В настоящее время в неврологии и нейрофизиологии важное значение в организации высших психических функций придает­ся лимбико-ретикулярному комплексу. Он признается ответст­венным за:

• активное внимание;

• переработку и хранение информации;

• спонтанность и активность поведенческих реакций.

В подавляющем большинстве случаев у больных с афазией перенесших мозговой инсульт или получивших черепно-мозго­вую травму, присутствует в той или иной степени выраженности аспонтанность, инактивность и инертность психических про­цессов.

В клинической практике эти понятия обычно недостаточно дифференцируются, вместе с тем они встречаются как в сочета­нии друг с другом, так и изолированно. Последнее позволяет говорить о каждом из них как о самостоятельном нейродинамическом сбое в протекании психических процессов.

Аспонтанность выражается в невозможности самостоятель­ного включения больного в выполнение какой-либо деятельнос­ти. В остром периоде люди с подобными нарушениями не пыта­ются вступить в контакт, не ищут способа сообщить или попро­сить что-либо. В ответ на инструкцию воспроизвести какое-либо движение или позу остаются бездеятельными. Аспонтанность может проявиться также в преждевременном выключении из за­дания. Как правило, этот симптом выступает полимодально. На более поздних, резидуальных этапах заболевания нарушения спонтанности психических процессов могут проявиться менее грубо и избирательно, т.е. в какой-либо одной модальности (на­пример, речевая аспонтанность, двигательная аспонтанность, аспонтанность взора и т.д.).

Интерактивность проявляется в увеличении общего времени протекания деятельности в рамках той или иной функции, уве­личение латентных периодов реакции на стимулы, в общей замедленности двигательных актов. Так же, как и аспонтан­ность, симптомы инактивности могут проявиться генерализованно, т.е. относиться ко всем видам деятельности больного, или «локально», в какой-то одной модальности (речевой, двигательной, зрительной и др.).

Больные со снижением общей активности не ищут общения; более что их коммуникативные возможности ограничены, й редко они стараются уклониться от трудовой деятельности и этому выглядят в глазах родственников «ленивыми» и безответственными. Однако инактивность — это не бытовая лень, а проявление патологии, требующей специального терапевтиче­ского вмешательства.

Инертность состоит в трудностях переключения с одного ви­да деятельности на другой. Она появляется при необходимости последовательного выстраивания операций, входящих в ту или иную деятельность. Чаще всего инертность проявляется в нали­чии персевераций, которые могут иметь как генерализованный, полимодальный, так и модально-специфический характер. При грубой степени выраженности инертности персеверации прини­мают столь масштабный характер, что полностью «закрывают» возможность переключения с одного действия на другое, делают невозможным осуществление нормальной деятельности. Пато­логическая инертность как результат нарушения пластичности психических процессов может быть прямым следствием очага поражения на элементарном уровне, а может проявиться сис­темно, в качестве вторичной симптоматики.

Нередко перечисленные неспецифические симптомы сочета­ется и переплетаются с противоположно направленными тен­денциями нейродинамического характера — гиперактивностью импульсивностью, отвлекаемостью. Таким образом, у одного и того же больного могут иметь место и аспонтанность, и вязкость, и инертность, и импульсивность.

Нейродинамические изменения отмечаются обычно как в экспрессивной, так и в импрессивной функции речи, причем при любой форме афазии, выступая в этом случае не в качестве специфических расстройств, характерных для той или иной фор­мы афазии, а как фоновые. Так, аспонтанность может иметь место не только при динамической афазии, при которой являет­ся специфическим симптомом, но и при других формах афазии, проявляясь в снижении речевой инициативы. Аналогично обстоит дело с инактивностью, которая заключается в замедлен­ном поиске нужных слов, псевдоамнестических и псевдоафазических затруднениях, а также согласуется с инертностью, высту­пающей в основном в виде эхолалий и персевераций.

Нарушения регуляции процессов активации коры, наступаю­щие вследствие поражения тех или иных структур лимбико-ретикуляторного комплекса, приводят к изменению такой важной характеристики психической деятельности, как селективно (избирательность). Она, в свою очередь, обусловливает состояние функции внимания, которое обеспечивает активное, произвольное выделение элементов, существенных в данный момент для психической деятельности, а также поддерживает контроль за ее четким, организованным протеканием. В зависимости от степени и локализации очага поражения страдают такие психологические параметры внимания, как объем, устойчивость переключаемость, перераспределение.

Больные с грубым нарушением функции внимания, как и больные с нарушениями сознания, могут быть излишне импуль­сивны, патологически отвлекаемы, вплоть до феноменов поле­вого поведения. В этом случае окружающее «поле», а не внутрен­няя мотивация и цель, детерминирует поведение. Больные могут неточно, фрагментарно воспринимать обращенную к ним речь начинают выполнять действие и соскальзывают на случайные операции и речевые ассоциации. Одновременно возможно за­стревание на фрагментах деятельности.

Степень выраженности неспецифических компонентов в нейропсихологических синдромах существенным образом зави­сит от локализации патологического очага. При поражении медио-базальных отделов лобных долей, которые входят в лимбико-ретикулярный комплекс, а также медиальных отделов больших полушарий в целом, неспецифические проявления вы­ступают наиболее ярко. Страдают практически все психические функции: праксис, гнозис, речевая и мнестико-интеллектуальная деятельность.

При поражении медиальных отделов теменно-височных и срединных подкорковых структур мозга указанные нарушения выступают мягче и менее стабильно. Симптомы проявляются из­бирательно в отдельных функциях, преимущественно в сложных мнестических и интеллектуальных процессах, сопровождаются достаточной критичностью и эмоциональной адекватностью больных к собственным дефектам.

 

Вопросы по теме «Нарушение внимания»:

1. Каковы причины нарушений внимания?

2. Какие симптомы нарушения внимания наблюдается при по­ражении лобных долей мозга?

3. Какие симптомы нарушения внимания наблюдаются при по­ражении глубинных структур мозга?

4. Что такое изменение нейродинамики?

5. Какие виды изменений нейродинамики вы знаете?

6. Поражение каких структур мозга приводит к изменениям нейродинамики?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.