КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дислексия и дисграфия у взрослых
Вторичная (неспецифическая) дислексия и дисграфия Кинетическая (моторная) дислексия и дисграфия К этому виду нарушений письменной речи относят окуломоторную дислексию и моторную дисграфию. Окуломоторная дислексия связана с нарушением движения глаз. Перевод взора с буквы на букву, со слова на слово, со строки на строку и т.д. имеет свои закономерности, которыми необходимо овладеть, но не всем детям это удается сделать беспрепятственно. Моторная дисграфия обусловлена определенными требованиями к движениям руки. Если они не соблюдаются, то возникает так называемая кинетическая (моторная) дисграфия. Описанные выше виды дисграфий являются первичными, т.к. обусловлены нарушением одной из базисных для письменной речи функций (предпосылок). Помимо этого имеются вторичные дисграфия и дислалия. К ним относятся, например, те, которые связаны с плохой слухо-речевой памятью, мешающей запомнить прочитанный или диктуемый текст и правильно воспроизвести его. Вторичными являются также дислексия и которые обусловлены непосильным для ребенка видом деятельности. Их можно обозначить как «цейтнотные», а временной школе практикуются скоростное чтение и письмо, которое для целого ряда детей оборачивается катастрофой. Не успевая читать и писать согласно заданному темпу, дети не только теряют уверенность в своих способностях, но часто получают отвращение к русскому языку. Термины «дислексия» и «дисграфия» по отношению ко многим детям должны быть поставлены в этих случаях в кавычки. У детей, которые не успевают читать и писать с заданной скоростью, нет предпосылок для дислексической и дисграфической патологии. У них достаточно развит фонематический слух, они легко узнают буквы разных шрифтов, хорошо подбирают родственные слова и понимают словесные обобщения и понятия. Однако торопясь выполнить задание, они допускают самые разнообразные ошибки. Создается впечатление, что у них присутствуют все виды дислексии и дисграфии, хотя в условиях более медленного чтения и письма они достаточно хорошо читают и пишут.
До сих пор речь шла о дислексии и дисграфии у детей, т.е. о трудностях обучения чтению и письму. Однако следует отметить, что чтение и письмо страдает также у взрослых, в частности, у больных с различными формами афазии. В этих случаях дислексия и дисграфия являются следствием уже сформированных ранее функций письма и чтения. При афазии они являются не самостоятельными нарушениями, а частью глобального синдрома, при котором затронуты внутриречевые процессы, а следовательно, и фонематическая система языка, являющаяся основным средством кодирования мысли в речи — ив устной, и в письменной. Таким образом, дислексия и дисграфия у взрослых является естественным следствием первичного дефекта. Вместе с тем, хотя и редко, могут иметь место и изолированные виды этих расстройств.
Вопросы по теме «Дислексия и дисграфия»: 1. Как называются нарушения чтения? 2. Как называются нарушения письма? 3. Что обозначает термин «алексия»? 4. Что обозначает термин «аграфия»? 5. Какую роль в овладении письмом и чтением играет фонематический слух? 6. Какую роль в овладении письмом и чтением играет оптический буквенный гнозис? 7. Что такое фонематическая (фонологическая) дисграфия? 8. Что такое оптическая дислексия и дисграфия? 9. Что такое дизорфография? 10. Какую роль играл рисунок и символ в изобретении человечеством письменной речи? 11. Что такое иконический знак? Чем он отличается от неиконического? 12. Каким знаком является иероглиф — иконическим или неиконическим? 13. Каким знаком является буква? 14. Какую роль играет функциональная гиперактивность правого полушария в трудностях обучения ребенка грамоте? 15. Всегда ли дислексики, дисграфики — левши или амбидекстры? 16. Всегда ли дислексия и дисграфия носят первичный характер, или они могут быть «вторичными»? 17. Какую роль играет учет темповых возможностей ребенка в процессах письма и чтения? 18. Всем ли детям показано скоростное чтение и письмо? 19. Каковы основные методы работы коррекционной работы при фонематической дислексии и дисграфии? 20. Каковы основные методы работы при оптической дислексии и дисграфии? 21. Каковы основные методы работы при дизорфографии?
Глава 6. Дизартрия
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |