КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тест на восприятие и воспроизведение звукоподражательных слов
Звукоподражательные навыки Оральный праксис Тест. Воспроизведение оральных поз Дается задание воспроизвести ряд оральных поз (подуть, поцокать, пощелкать, посвистеть, надуть обе щеки, каждую щеку поочередно и т.д.): а) по оптическому образцу; б) при открыванировании рта, демонстрирующего позы, в) по словесному заданию. Примечание Проба проводится при отсутствии параличей и парезов мышц артикуляционных органов Диагностическое значение теста Может выступать в качестве причины затруднений в овладении звукопроизношением, хотя вероятность компенсации нарушении орального праксиса достаточно велика за счет смысловых и оптических опор Область патологического функционирования в мозге Нижнетеменная область левого полушария (вторичных полей коры) Приоритетные методы формирования и коррекции функции. 1.Стимуляция рефлекторных движений оральных органов, например, задувание горящей спички. 2.Перевод реальных действий на уровень осмысления, формировать способность подуть через дутье на что-либо горячее, надувание воздушного шарика, выдувание мыльных пузырей, 3.Отработка оральных поз и движений во время еды 4.Выполнение под музыку отрабатываемых действий орального праксиса (дутья, щелканья, цоканья и пр.) Дается задание продемонстрировать, как лает собака, как мычит корова, как кудахчет курица, как пыхтит паровоз, как завывает ветер, как шелестят листья и т.п. Если испытуемый не способен выполнить задание по словесной инструкции, ему предъявляют образец для подражания Примечание Проба проводится при отсутствии у больного невербальной слуховой агнозии Диагностическое значение результатов выполнения теста Несформированность способности к узнаванию и воспроизведению звукоподражаний осложняет формирование системно зависящего от нее звукопроизношения, и, следовательно, является одной из причин задержек формирования речи. Неспособность к звукоподражаниям свидетельствует о несформированности вербального и невербального слуха Область функциональной недостаточности в мозге Незрелость связей между височной корой обоих полушарий мозга, а также между корой и подкорковыми структурами, осуществляющими синергические движения оральных и артикуляционных органов Приоритетные методы формирования и коррекции функции 1.Стимуляция воспроизведения звукоподражательных слов в игровой деятельности, осуществляемых преимущественно за счет правой височной доли В том случае когда эти доли вовлечены в область патологического функционирования, то компенсация в существенной мере осложняется 2.Стимуляция звукоподражательных слов. Каждое звукоподражательное слово отрабатывается с использованием метода «ролевой терапии» (театрализованные действия). 3.Выработка способности детей воспроизводить различные по интонационной и тембровой окраске звукоподражательные слова «ав-ав» вырабатывается в процессе театрализованного действия, желательно с элементами костюма и декораций 4.Рисование или лепка из пластилина источников отрабатываемых шумов (животное или отрабатываемый инструмент). 5.Рассматривание движений, которые демонстрирует специалист, имитируя повадки животных, способы игры на музыкальном инструменте и т.п. 6.Прослушивание отрабатываемых звукоподражательных слов в музыкальном оформлении Пример тот же, что и в тесте «Дифференциация звукоподражательных слов», но с акцентом на воспроизведение отрабатываемого звукоподражательного слова 1.2.5. Артикуляционный праксис 1.2.5.1. Афферентный артикуляционный праксис Тест. Повторение слов Ребенку предъявляются на слух для повторения слова, различающиеся гстероорганными и гоморганными звуками речи: а) без опоры на оптический образ артикуляционной позы (с экранированием рта); б) с опорой на него. Стимулы предъявляются в произвольном порядке. Примечание 1. Все пробы, построенные на основе повторения, проводятся при отсутствии у больного акустической агнозии. Примечание 2. Выводы о состоянии данной функции принято делать на основе качества повторения изолированных звуков речи, хотя этот показатель более информативен в отношении речевых кинестезии, т.е. уровня имитации речи, чем способности к спонтанному артикулированию. Особенно показательно состояние артикуляции на уровне имитации при повторении бессмысленных слов. Диагностическое значение результатов выполнения пробы. Наличие артикуляционной апраксии препятствует нормальному развитию устной речи. Улучшение качества произнесения при опоре на зрительный образ артикулемы свидетельствует о сохранности зрительно-кинестетических ассоциаций, способных играть компенсаторную роль. Области недостаточного функционирования в мозге. 1. Вторичные поля теменной доли мозга, обеспечивающие овладение низлежащими по отношению к ней звеньями: оральным, жестово-мимическим, пальцевым праксисом. 2. Основные речевые зоны мозга, а именно височная и нижнетеменная, первая из которых «поставляет» акустический образ звука речи, вторая обеспечивает «подгонку» под него артикуляционной позы. Приоритетные методы формирования и коррекции функции. 1. Развитие базисных по отношению к артикуляционному праксису функций — речевого слухового гнозиса и способности к имитации речи. 2. Концентрация внимания на акустическом образе звука речи, стимулирующего его имитацию. 3. Привлечение сформированных базисных звеньев в качестве основных компенсаторных опор, а именно: природных и предметных шумов для вычленения из них граоатываемого звука, например: «Послушай, как мяучит кошечка — «мммяу, мммяу...», а теперь скажи быстро «м» и т.п.; • графического образа звука, т.е. буквы (по стандартной методике обучения чтению); • оптико-тактильного метода перестройки способа ее осуществления, т.е. постановки звуков (используется при затруднениях в коррекции дефекта «естественным» для функции путем).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |