КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста
Коммуникативный процесс, как уже говорилось, структурируется из таких компонентов, как коммуникаторы, то есть конкретные личности и их социальные роли, средства и технологии коммуникации, условия коммуникации в соответствии со сферой и ситуацией взаимодействия. входит в содержание понятия личности. Личность в коммуникации рассматривается как индивидуальность. Развитие информационной цивилизации, сменяющей индустриальное общество, требует постоянного совершенствования самого человека, его творческих и созидательных способностей. Человек становится не только главным социальным измерением общества, но и его главным социальным содержанием. Сегодня чрезвычайную актуальность приобретает формирование духовной, нравственной личности. Это — фундаментальная задача науки и философии. Социальное самоопределение (социализация) личности обусловлено принципиально новым технологическим способом воспроизводства всей системы общественных отношений, характером формирования и поддержания отношений между людьми. Современная социальная система выдвигает новые объективные требования к личности: · высокий уровень профессионализма; · широкие познания в области духовной культуры; · следование нормам морали; · ответственность за результаты своей деятельности; · требовательное отношение к себе и другим людям. Усиление взаимозависимости людей в современном обществе требует более сложного социального, политического и экономического взаимодействия между ними с помощью новых способов коммуникации. Содержание коммуникативной теории раскрывается через взаимосвязь понятий «коммуникация», «информация», «групповая, массовая, межличностная коммуникация» и др., среди которых особое место занимает понятие коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность определяется как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (межличностный опыт), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. При этом коммуникативная компетентность человека сводится не только к определенному состоянию сознания людей, стремящихся понять друг друга, но включает в себя и поведенческий аспект. Трудно переоценить значение коммуникативной компетентности личности для современного общества. Усложнение общественной жизни, ее динамичность, процессы социальной дифференциации в индустриально развитых странах, трансформация старых социальных общностей и формирование новых в странах с переходной экономикой обусловливают повышение роли личности в созидании повседневной жизни общества и его культуры. В этих условиях широкий и гибкий диапазон тактик и стратегий коммуникации позволяет коммуникативной компетентности проявляться в многообразных качествах, необходимых в различных видах коммуникативного взаимодействия (компетентность юриста, политика, преподавателя, врача, управленца, предпринимателя, специалиста в области связей с общественностью и т.п.). Особенно велика ее роль в сфере связей с общественностью, то есть в деятельности по изучению и формированию общественного мнения. Именно поэтому на четвертом курсе вы будете изучать предмет «Теория и практика public relations», то есть теория и практика связей (внутренних и внешних) организации с общественностью (средой, аудиторией), на которую ориентируется в своей деятельности данная организация (фирма, учреждение, творческая группа и т.д.).
Специфика настоящего времени связана с тем, что современный мир движется к развитию все более сложных социальных форм массовой, групповой и межличностной коммуникации. Процесс модернизации современного общества на информационно-технологической основе происходит по-разному в странах с различными национально-культурными особенностями. Это ставит глобальную проблему единства цивилизационного процесса и многообразия культур.
Среди различных стратегий взаимодействия культур наиболее приемлемой в современном мире следует считать стратегию культурного диалога, который должен способствовать не стиранию цивилизационных различий, а «единству многообразия», гармонии. Социальный диалог как наиболее оптимальная форма общения, проявляющаяся в отношении к другому человеку как к ценности, как к активному соучастнику взаимодействия, обусловливается возрастанием коммуникативной компетентности его участников. В наиболее общем виде коммуникативную компетентность специалиста можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе. Из этого определения следует, что коммуникативная компетентность зависит: · от присущих индивиду свойств; · от изменений, происходящих в обществе; · от связанной с этими изменениями социальной мобильности самого специалиста. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: · социальный и культурный опыт народа; · знание языков общения, используемых народной культурой; · опыт межличностного общения в деловой, повседневной и праздничной обстановке; · опыт восприятия искусства; · знания, общая эрудиция и научные методы обучения общению. Из этих источников формируется сложный комплекс коммуникативных знаний и навыков, составляющих коммуникативную компетентность личности. Этот комплекс включает в себя: · знание норм и правил общения (делового, повседневного, праздничного и др.); · высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию;
· понимание невербального языка общения; · умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик; · умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей; · умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов; · способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки; · способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности. В целом формирование коммуникативной культуры, компетентности специалистов в разных сферах деятельности, в том числе и в области технологий общественных связей, предполагает всесторонность, системность знаний — гуманитарных и естественно-научных. Именно поэтому одной из актуальных задач современной высшей школы становится введение в образовательный стандарт комплекса дисциплин коммуникативного цикла, в первую очередь — основ теории коммуникации. Создание модели целостного, динамичного мира выдвигает повышенные требования к уровню образованности, общей и коммуникативной культуры будущего специалиста. Таким образом, возрастание коммуникативной компетентности во всех сферах жизнедеятельности, в конечном счете, означает: · рационализацию механизмов управления обществом; · утверждение диалога в качестве приоритетной формы общения, как единственного способа разрешения глобальной проблемы «цивилизационных вызовов»; · формирование нравственной, духовной личности путем расширения уровня ответственности и свободы, в которых личность ищет свои жизненные смыслы. Современный специалист — это высококвалифицированный профессионал, сочетающий эрудицию со знанием конкретной области деятельности, умеющий выделить стратегические вопросы, наладить отношения взаимопонимания и взаимодействия с общественностью, конкретной социальной группой, отдельными людьми, т.е. обладающий высокой культурой коммуникативной деятельности.
ВЫВОДЫ 1. Коммуникация - сложное и многогранное явление, представляющее собой необходимое условие и фундаментальную основу существования человеческого общества и природных сообществ. Этим объясняется пристальное внимание, которое уделяют проблемам коммуникации социально-гуманитарные, естественные и технические науки. 2. Теория коммуникации представляет собой многоуровневую систему коммуникативного знания, в которой каждый из уровней обобщает и интегрирует теоретические результаты исследований коммуникативных процессов в природе, обществе и технике, достигнутые другими науками. 3. Теория коммуникации располагает собственным теоретическим арсеналом, отвечающим строгим критериям научности: у нее есть свой предмет, категориальный аппарат, свои законы, общие и специфические методы исследования коммуникативных процессов. 4. Коммуникативная компетентность представляет собой определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе. Возрастание коммуникативной компетентности во всех сферах жизнедеятельности в конечном счете означает рационализацию механизмов управления обществом, утверждение диалога в качестве приоритетной формы общения и единственного способа разрешения глобальной проблемы цивилизации - установления взаимопонимания между социальными группами, формирование нравственной, духовной личности путем расширения уровня ответственности и свободы, в которых личность ищет свои жизненные смыслы.
Вопросы на практическое занятие: 1. Вспомните определения понятия «коммуникация». 2. Дайте определение коммуникативной компетентности. 3. Охарактеризуйте основные источники ее формирования. 4. Объясните значение процесса формирования коммуникативной компетентности в учебном процессе в вузе.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |