Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Античной Греции




Античная культура

Культура Древней Греции существовала с XXVIII века до н. э. и до середины II века до н. э. Ее также называют "античной" — чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию - Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культу­ра достигла в V — IV веках до н. э., что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке "греческого чуда". Суть этого чуда состоит, прежде всего, в том, что греческому народу почти одновременно и практиче­ски во всех областях культуры удалось достичь невиданных вы­сот. Никакой другой народ — ни до, ни после — не смог сделать ничего подобного.

Эллада стала родиной всех современных форм государства и управления, и, прежде всего — республики и демократии, наи­высший расцвет которых пришелся на годы правления Перикла (443 — 429 гг. до н. э.).

Именно у греков такой тип организации общества как город, принявший форму полиса, с наибольшей силой проявил все свои преимущества. Греки удачно соединили государственную и частную форму собственности, коллективный и индивидуаль­ный интерес. Точно так же они соединили аристократию с рес­публикой, распространив ценности аристократической этики — принцип состязательности, стремление быть первым и лучшим, добиваясь этого в открытой и честной борьбе — на всех граждан полиса. Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она пронизывала все ее сферы. Полисная демократия позволила грекам в полной мере наслаждаться духом свободы, которая для них была высшей ценностью.

Образ жизни древних греков характеризовался такими атрибутами как:

игра, которая пронизывала все виды деятельности, включая самые серьезные;

истина, красота и добро, которые находились в тесном един­стве;

мера, которая неразрывно связывалась с соразмерностью, умеренностью, гармонией и порядком.

Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Формирование такого человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания,
включавшая в себя два направления:

- "гимнастическое". Цель — физическое совершенство. Его вершиной становилось участие в Олимпийских играх, победители которых окружались славой и почетом;

- "мусическое" — обучение всем видам искусств, освоение научных дисциплин и философии, включая риторику, то есть умение красиво говорить, вести диалог и спор.

Практически во всех областях духовной культуры греки выдвинули "отцов-основателей", положивших начало их современным формам. Прежде всего это касается философии. Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии. Первым греческим философом стал Фалес. Вершинами греческой философии стали Сократ, Платон и Аристотель.

То же самое можно сказать и о других науках и в первую очередь о математике. Пифагор, Евклид и Архимед являются основателями, как самой математики, так и основных математи­ческих дисциплин — геометрии, механики, оптики, гидростати­ки. В астрономии Аристарх Самосский первым высказал идею гелиоцентризма, согласно которой Земля движется вокруг не­подвижного Солнца. Гиппократ стал основателем современной клинической медицины, Геродот по праву считается отцом истории как науки. "Поэтика" Аристотеля является первым фунда­ментальным трудом, который не может обойти ни один совре­менный теоретик искусства.

Практически все виды и жанры современного искусства родились в Древней Элладе, а многие из них — скульптура, литература и другие — достигли классических форм и высочайшего уровня. Многие греческие трагедии и сегодня идут на сцене. В Греции родилась ордерная архитектура.

В религии древние греки проявили исключительное своеобразие. Первоначально растущее множество греческих богов было достаточно хаотичным и конфликтным. Затем утверждаются олимпийские боги третьего поколения, между которыми уста­навливается относительно устойчивая иерархия.

Греческая мифология имеет особое своеобразие. Наряду с богами значительное место в мифах занимают деяния и подвиги "богоравных героев", которые часто являются главными действующими лицами в повествуемых событиях. В греческой мифологии практически отсутствует мистика, не слишком большое значение имеют таинственные, сверхъестественные силы. Глав­ным в ней выступает художественная образность и поэтичность, игровое начало. Греческая мифология гораздо ближе к искусству, чем к религии. Именно поэтому она составила фундамент великого греческого искусства. По этой же причине Гегель назвал греческую религию "религией красоты".

В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов:

• эгейская культура (2800 — 1100 гг. до н. э.);

• гомеровский период (XI — IX века до н. э.);

• период архаичной культуры (VIII — VI века до н. э.);

• классический период (V — IV века до н. э.);

• эпоха эллинизма (323 — 146 гг. до н. э.).

Эгейскую культуру нередко называют крито-микенской, считая при этом остров Крит и Микены главными ее центрами. Ее также называют минойской культурой — по имени легендарного царя Миноса, при котором остров Крит, занимавший ведущие позиции в регионе, достиг своего наивысшего могущества.

В конце III тыс. до н. э. на юге Балканского полуострова, Пелопоннесе и острове Крит складывались раннеклассовые общества и возникали первые очаги государственности. Не­сколько быстрее этот процесс шел на острове Крит, где к началу II тыс. до н. э. появились первые четыре государства с центра­ми-дворцами в Кноссе, Фесте, Маллии и Като-Закро. Учитывая особую роль дворцов, возникшую цивилизацию иногда называ­ют "дворцовой".

Экономическую основу критской цивилизации составляло сель­ское хозяйство, в котором прежде всего выращивались хлеб, виноград и оливки. Важную роль играло также скотоводство. Высокого уровня достигли ремесла, в особенности выплавка бронзы. Успешно также развивалось керамическое производство.

Наиболее известным памятником критской культуры стал Кносский дворец, вошедший в историю под именем «Лабиринт», от которого сохранился только первый этаж. Дворец представлял собой грандиозное многоэтажное сооружение, включавшее 300 помещений на общей платформе, занимавшей более 1 га. Он был снабжен превосходной системой водоснабжения и канализации, имел терракотовые ванны. Дворец одновременно был религиозным, административным и торговым центром, в нем находились ремесленные мастерские. С ним связан миф о Тезее и Минотавре.

Высокого уровня на Крите достигла скульптура малых форм. В тайнике Кносского дворца найдены статуэтки богинь с шеями в руках. Лучшим достижением критского искусства яв­ляется живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей дворцов. В качестве примера можно указать на такие яркие, красочные и сочные рисунки, как "Собиратель цветов", "Кошка, подстерегающая фазана", "Игра с быком".

Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры при­ходится на XVI — XV века до н. э., особенно на время правле­ния царя Миноса. Однако в конце XV века до н. э. цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают. Причиной ката­строфы скорее всего стало извержение вулкана.

Возникшая на юге Балкан часть эгейской культуры и цивилизации была близка к критской. Она также покоилась на центрах- дворцах, которые сложились в Микенах, Тиринфе, Афинах, Пилосе, Фивах. Однако эти дворцы заметно отличались от критских: они представляли собой мощные цитадели-крепости, обнесенные высокими (более 7 метров) и толстыми (более 4,5 м) стенами.

Вместе с тем эту часть эгейской культуры можно считать бо­лее греческой, поскольку именно сюда, на юг Балкан, в III тыс. до н. э. пришли собственно греческие племена — ахейцы и да­найцы. В силу особой роли ахейцев эту культуру и цивилизацию часто называют ахейской. Каждый центр-дворец являлся само­стоятельным государством; между ними существовали самые разные отношения, включая противоречия и конфликты. Ино­гда они объединялись в союз — как это было сделано для похода на Трою. Гегемония среди них чаще принадлежала Микенам.

Основу экономики ахейской цивилизации составляли земле­делие и скотоводство. Владельцем земель выступал дворец, и все хозяйство имело дворцовый характер. Оно включало всевозмож­ные мастерские, в которых перерабатывались сельскохозяйст­венные продукты, выплавлялись металлы, ткались ткани и ши­лась одежда, изготовлялись орудия труда и военное снаряжение.

Наиболее ранние памятники ахейской культуры носили культовый, заупокойный характер. К ним относятся прежде всего так называемые "шахтовые гробницы", выдолбленные в скалах, где сохранилось множество прекрасных изделий из золота, серебра, слоновой кости, а также огромное количество оружия. Здесь также обнаружены золотые погребальные маски ахейских правителей. Позднее (XV — XIII века до н. э.) ахейцы строят более
грандиозные заупокойные сооружения — "купольные гробницы", одна из которых — "гробница Агамемнона" — включала несколько помещений.

Великолепным памятником светской архитектуры был Ми­кенский дворец, украшенный колоннами и фресками. Высокого уровня достигла также живопись, о чем свидетельствуют росписи сохранившихся стен Микенского и других дворцов. К числу наиболее ярких примеров росписей можно отнести фрески "Да­ма с ожерельем", "Борющиеся мальчики", а также изображения сцен охоты и сражений, стилизованных животных — обезьяны, антилопы.

Апогей культуры ахейской Греции приходится на XV — XIII века до н. э., однако уже к концу XIII века до н. э. она начинает приходить в упадок, а в течение XII века до н. э. все дворцы оказываются разрушенными. Наиболее вероятной при­чиной гибели стало вторжение северных народов, среди которых были греки-дорийцы, но точные причины катастрофы не уста­новлены.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.