КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критерии оценки качества и эффективности метода
Для изучения психологических процессов, психологических особенностей личности и различных видов деятельности, психология применяет определенные методы исследования. Метод – это способ, прием получения научной информации для теоретического и практического исследования. Знакомство с методами психологического исследования имеет большое значение в профессиональной деятельности учителя, воспитателя. Дело в том, что многие из методов пригодны не только для собственно-научного исследования, но и для организации углубленного изучения детей в практических учебно-воспитательных целях. Например, индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей детей, своеобразие их личности, что предполагает подбор наиболее эффективных и целесообразных методов, приемов и форм работы с ними. Прежде чем методы могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду критериев, доказывающих их качество и эффективность. К числу основных критериев оценки качества методов относятся надежность и валидность. Большой вклад в разработку этих понятий внесли зарубежные психологи А.Анастази, Дж. Гилфорд, Р.Торндайк,Е.Хаген и др. Благодаря их исследованиям появилась возможность оградить психологию от всевозможных безграмотных подделок, претендующих на научность и точность определенного метода. В традиционной психологии термин «надежность» означает относительное постоянство на одних и тех же испытуемых. Отсюда следует, что повторное применение надежных методов должно давать сходные оценки или совпадение результатов. Хотя при повторном обследовании, возможно некоторое расхождение результатов, но важно, чтобы они были незначительными. Показателем надежности метода является коэффициент корреляции, который может колебаться от 0 до 1. Надежность тем выше, чем ближе полученный коэффициент корреляции к 1, например, повторное обследование испытуемых с помощью того же метода было проведено через 6 месяцев. Коэффициент корреляции между 1 и 2 обследованием составил +0,70, что свидетельствует о стабильности и надежности метода. Валидность метода – понятие, указывающее на измеряемое свойство, проявляющееся в определенных жизненных ситуациях или деятельности, а также насколько хорошо метод это делает. Отсюда следует, что валидность - комплексная характеристика, включающая сведения о том, пригоден ли метод для измерения того, для чего он был создан, и какова его действенность, практическая полезность. Например, если метод разработан для диагностики умственного развития детей, то необходимо проанализировать действительно ли он измеряет умственное развитие, а не какие-то другие особенности. Данная проверка может показать, насколько замысел автора и результаты методы совпадают. Но также необходимо знать, что результаты психологического исследования во многом зависят от стандартизации метода. Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения метода. Стандартизация предполагает: 1.Выработку единых требований к процедуре проведения метода. 2.Единый критерий оценки результатов метода. Стандартизация предполагает: ·единообразие инструкций, бланков и других материалов; ·единая система регистрации результатов; ·одинаковые временные ограничения для выполнения заданий; ·ровное отношение экспериментатора ко всем испытуемым; ·проведение исследования с разными группами предполагает одно и то же время дня в сходных условиях. Если методы психологии соответствуют данным критериям, то результаты исследования должны быть объективными, давать достоверный, надежный материал, свободный от искажений, субъективного толкования и скороспелых выводов.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |