Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия эффективных взаимодействий

Команды

Целевые группы

Прямые контакты, как и механизм интеграции, не всегда приме­нимы. Они используются в случаях, когда в общую работу вовлечены два подразделения или две функции. Когда решение проблемы требу­ет вовлечения большего числа подразделений, прямые контакты не дают возможности для принятия совместного решения. Эти пробле­мы обычно решаются на более высоком уровне иерархии управления. Как известно, такие ситуации возникают достаточно часто.

Целевые группыэто форма горизонтального контакта для реше­ния общих проблем подразделений разного профиля. Целевая группа на­бирается из специалистов всех подразделений, принимающих учас­тие в данной работе. Одни заняты в целевой группе полное время, другие — часть рабочего времени. Целевая группа носит временный характер, она существует до тех пор, пока не решена проблема. С ее решением все участники группы возвращаются к своим прежним должностным обязанностям. В зависимости от успешности выпол­нения программ в целевых группах решение проблем переходит от высших к низшим звеньям управления. При таком групповом под­ходе каждое подразделение, участвующее в решении проблемы, обес­печивает целевую группу необходимой информацией. Участники целевой группы также могут оценивать воздействие решения на свое подразделение.

 

Гораздо больше проблем возникает во время выполнения специ­альных заданий. Использование прямых контактов и целевых групп может оказаться недостаточным для обеспечения интеграции. Если задержки в решениях становятся длительными и линии коммуника­ций расширяются, высшие руководители вынуждены тратить больше времени на ежедневные текущие операции. В данном случае необ­ходимо создать на постоянной основе группу (команду) по решению наиболее часто возникающих проблем. Такие команды могут встре­чаться ежедневно или еженедельно для обсуждения вопросов. Ко­манды могут быть сформированы на различных уровнях. В целом ие­рархия команд может быть спроектирована. Проект структуры коман­ды отражает характер проблем подразделений, определенных функ­циональных областей деятельности, процессов, продукции или кон­кретных проектов. Чем больше задач, требующих всестороннего рас­смотрения, тем большее количество уровней, на которых должны функционировать команды, а в ряде случаев тем шире должен быть круг их полномочий.

Использование группового метода дает возможность прийти к наиболее обоснованным решениям. Накопленный опыт позволяет определить ситуации, в которых деятельность групп эффективна.

1. Система мотивации работников. Степень, в которой участники
склонны к выполнению общих задач группы, определяется тем, на­
сколько мотивируется работа группы, насколько ее участники пред­ставляют себе важность задач, как будет оценена и учтена их работа.
Ясное представление работника об общих задачах является первей­шим условием процесса формирования целевой группы. Состав ее зависит от того, какое значение придается высшим руководством по­ставленной задаче. Если руководство не придает значения целевой группе, то оно, естественно, не хочет растрачивать ресурсы и включает в группу работников с низкой отдачей. Иногда проводится назна­чение работников по очереди. Подчиненные обычно мотивируют свои возражения тем, что они заняты, а руководители не снимают с них прежних задач, предлагая взять на себя новые, поскольку настала их
очередь. Назначение квалифицированного состава группы, опреде­ление поощрительных систем для нее, освобождение участников груп­пы от прежних заданий - все это имеет место в том случае, если руководители серьезно относятся к целевой группе и придают значение ее работе.

2. Назначение линейных руководителей. Определенная часть целевой группы должна состоять из работников, которые несут ответственность за выполнение совместных решений. Такими работни­ками чаще всего являются линейные руководители. Проблема воз­никает не всегда в результате того, что эксперты работают изолированно. Довольно часто эксперты обращаются за помощью к руково­дителю, но получают ответ, что он не может им помочь в силу своей занятости. В этих случаях создание целевых групп и команд может обойтись дорого и оказаться попусту затраченным временем. Для обеспечения участия линейных руководителей в целевых группах ор­ганизация должна быть спроектирована таким образом, чтобы за­траты на горизонтальные связи были отражены в выделяемых руко­водителям средствах. Участие линейных руководителей будет иметь значение в том случае, если целевые группы или команды позволят уменьшить поток информации и при этом сократить время приня­тия решений.

3. Участники должны обладать информацией, необходимой для принятия решения. Это правило довольно часто нарушается. Все подразделения, на которые окажет влияние решение, должны принимать
участие в его принятии. Хорошие результаты дают заранее подготовленные программы, в которых предусмотрена подлежащая выполне­нию работа и рекомендовано поведение всех исполнителей. Это позволяет легко определить те подразделения, которые затрагивает дан­ная работа. Приходится решать и вопрос о том, на каком уровне дол­жен находиться участник группы. Уровень может быть различным в зависимости от подразделения, его связей с другими организацион­ными структурами и степени неопределенности задач, стоящих перед
каждым подразделением.

4. Участники должны иметь полномочия, чтобы привлечь к участию
в работе свои подразделения.
Если поставлена определенная задача,
участники должны использовать ресурсы, необходимые для ее вы­полнения. С этой целью группа должна иметь конкретные полномочия по воздействию на все подразделения, связанные с данной зада­чей. В определенных условиях группа может и не иметь таких полно­мочий, но ее деятельность оказывается полезной в виде рекоменда­ций, накопления информации, выработки советов и т. д. При этом
благодаря использованию горизонтальных связей происходит разгруз­ка информационного потока, направленного на высшие звенья уп­равления. Успех достигается, когда линейные руководители, прини­мающие участие в целевой группе, принадлежат к тому уровню орга­низации, который обладает соответствующей информацией и полно­мочиями привлекать необходимые ресурсы.

5. Влияние, основанное на знании и информации. Одним из положительных моментов участия в целевой группе представителей, обла­дающих полномочиями и необходимой информацией, является то, что группа может быть составлена из сотрудников разных уровней управления. Следует учитывать также, что структурные различия существуют как между организациями, так и между подразделениями внут­ри организации. Взаимозависимые задачи, например производствен­ных подразделений, ведут к концентрации информации и полномо­чий на высших уровнях. Между тем различного рода технические задачи приводят к концентрации полномочий и информации на низ­ших уровнях. С учетом этого целевые группы должны представлять собой диагональ организации.

Для достижения эффективности в работе различия в статусе долж­ны быть подобраны таким образом, чтобы не задерживать процесс решения проблем. Это требует выработки таких норм и правил в орга­низации, влияние которых основано на знаниях и информации, а не на положении в управленческой иерархии. Если организация использует диагональные группы и при этом сохраняется барьер между людь­ми, занимающими различное служебное положение, то работа групп будет неэффективной. Тогда усилия должны быть направлены на из­менение схемы распределения прав и ответственности.

6. Горизонтальный процесс управления должен сочетаться с верти­кальным процессом. Процесс принятия решений группами не разру­шает систему выделения средств, а дополняет ее и способствует при­нятию эффективных решений о распределении ресурсов. Горизон­тальные процессы используются наряду с вертикальными. Но они не заменяют друг друга. Горизонтальные процессы используются при Необходимости принятия решений на низших уровнях, поэтому данные процессы должны быть частью процессов ежедневного приня­тия решений.

При формировании целевой группы, работающей в течение оп­ределенного периода времени, встает вопрос о методах выполнения заданий. Работник может быть полностью освобожден от обязанно­стей в своем подразделении и работать только в целевой группе. Или же он может быть частично освобожден от постоянной работы и одну Часть времени тратить в целевой группе, а другую — на выполнение своих прямых обязанностей. Такой подход практикуется в основном в проектных организациях. Организация может быть функциональ­ной или матричной, служащие могут работать над несколькими про­ектами одновременно или только над одним. Опыт показывает, что при небольшом числе полностью занятых в группе людей и боль­шинстве участников, занятых в ней неполный рабочий день, удается получать хорошие результаты. В этом случае не теряется контакт с работниками специализированных подразделений, с разработка­ми в конкретных технических, производственных и экономических областях. Такое организационное решение, как считается, обладает преимуществами по сравнению с тем, когда участники проекта отде­ляются от специализированных подразделений. Поскольку большая часть технической информации переходит непосредственно через многие взаимодействия в группе, то, будучи отрезанными от источ­ников информации за пределами группы, специалисты недостаточно эффективно воздействуют на решение проблем.

Комбинация работников, занятых только в работе по проекту, и персонала, совмещающего работу по проекту с выполнением прямых заданий в своих подразделениях, считается наилучшим вариантом. Однако есть существенная разница в том, принимает ли участие в работе целевой группы больше или меньше половины сотрудников, полностью занятых работой по проекту. Как показывает опыт, с точ­ки зрения заинтересованности группы увеличение числа сотрудни­ков, полностью занятых проектом, мало что дает. Известно, напри­мер, что если в проекте участвует 50 человек, коллектив полностью занятых проектом сотрудников в количестве от 5 до 10 человек вполне достаточен. Чем больше размер группы, тем вероятнее образование подгрупп и тем меньшее участие в принятии решений принимает каждый член группы. Кроме того, с организационной точки зрения большее количество работников, отдающих проекту часть своего вре­мени, позволяет более гибко управлять кадрами, использовать наи­более квалифицированных специалистов.

7. Практика решения конфликтных ситуаций. В целевой группе мо­гут возникать конфликты из-за того, что решение, предпочтительное по критериям одного подразделения, может в то же время не соответ­ствовать критериям другого. При возникновении конфликта специа­листы обмениваются информацией об оценке того или иного вариан­та решения, о своих предпочтениях, а затем ищут новые альтернатив­ные пути, которые удовлетворяли бы критериям большинства подраз­делений. В результате принимается адекватное решение с точки зре­ния всей организации.

Другой подход заключается в том, что работники добиваются при­нятия альтернативы, которой отдается предпочтение в их подразделе­нии. При этом они идут на уступки, добавляя в решения некоторые изменения. Так достигается компромисс. Это менее эффективно, так как конфликт не стимулирует поиска новых альтернатив. Кроме того, вероятность принятия альтернативы, выбранной определенным под­разделением, возрастает при отсутствии полной и необходимой ин­формации. Компромиссный подход получает развитие, когда реше­ние проблемы не требует крупных капиталовложений и при этом можно положиться на компетентность представителей подразделений, предлагающих решение.

В определенных условиях важно принять меры по предотвраще­нию конфликта. Нередко конфликт может явиться результатом отсут­ствия профессиональной культуры или знаний, и в этом случае бес­цельно тратить время на возникающие столкновения внутри группы. Компромиссный подход здесь неэффективен, поскольку он исклю­чает поиск, который стимулируется конфликтом. Кроме того, кон­фликт остается, но он переносится на второй план и решается путя­ми, которые могут не отвечать целям организации. В такой ситуации использование служебного положения или опыта с целью прекраще­ния конфликта позволяет уменьшить потери в работе группы. Для ус­пешного решения проблем, возникающих в группе, существенное зна­чение имеет компетентность ее участников, создание в ней здорового рабочего климата и постоянной согласованности.

8. Руководство. Важным является вопрос о том, кто должен стоять во главе группы. Когда проблема затрагивает одно подразделение в большей мере, чем все остальные, то руководитель этого подразделе­ния, естественно, больше подходит для роли руководителя группы. В случае когда периодически меняются роли тех или иных подразде­лений (например, при освоении новой продукции), выбор руководи­теля становится предметом особого изучения. При этом учитываются личные качества и опыт руководителя. В других случаях - подразделения, имеющие особый доступ к информации, могут оказывать доми­нирующее влияние на принятие решений. Тогда становится целесо­образным интеграционные функции в группе поручить руководите­лю одного из таких подразделений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прямой контакт | Линейно-функциональные и дивизиональные структуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.